Пример работы над сжатием текста.

Текст.

1) Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Летние холода на Севере всегда совпадают с этим цветением. Поэтому у многих, кто побывал в северных местах, надолго остается странное представление, что черемуха - холодный цветок.

2) В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валек и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.

3) Захарова не сразу согласилась петь.

- Я пою, - сказала она, - когда родина во мне затоскует.

4) Я не понял.

- Ну, как тебе это растолковать, желанный, - огорчилась Захарова. - Вот так иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине - и тот не трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою.
5) Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. "Родина во мне затоскует". Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

 

Этапы работы:

1.О чем этот текст?

Этот текст о встрече автора со сказительницей Захаровой.

2.Зачем автор написал текст?Какую мысль хотел выразить? Что помогает сформулировать идею?

Чувство любви к родной стране может доходить до такой остроты, что требует немедленного выражения в песне, поступке.

Авторская позиция раскрывается в последнем предложении.

3. Каковыкомпозиционные части текста? Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса (тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания).

Вступление.

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.

Основная часть.

В деревне мне показали избу Захаровой. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Она не сразу согласилась спеть.

- Я пою, - сказала она, - когда родина во мне затоскует.

Я не понял.

Заключение.

Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое называется любовью. "Родина во мне затоскует". Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

4.Абзацное членение текста, т.е. определение микротем текста как частей общей темы (помни: сколько больших интонационных пауз при чтении делает учитель – столько в тексте абзацев).

 

1 абзац – 1 микротема: Как-то ранним летом я приехал в деревню к сказительнице Захаровой. Летние холода на Севере совпадают с этим цветением. Поэтому многие, кто побывал в северных местах, считают, что черемуха - холодный цветок.

2 абзац – 2 микротема В деревне мне показали избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе Захарова катала вальком белье.

3 абзац – 3 микротема Она не сразу согласилась петь.
- Я пою, - сказала она, - когда родина во мне затоскует.

4 абзац – 4 микротема
Я не понял. Захаровна огорчилась и решила растолковать. Она сказала, что когда к вечеру выйдет на озеро, увидит, что оно лежит, как серебряный плат, и так-то сладко станет на сердце, затоскует родина в не , и она запоет.

5 абзац – 5микротема
Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое мы называем любовью. "Родина во мне затоскует", это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

5. Моделирование сжатого изложения (завершение работы).

• Снимите нумерацию абзацев - микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

• Используйте для этого лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы