А. Теоретические взгляды Я.А. Пономарева

Г.Теоретические взгляды Дж. Гилфорда

Выделение универсальной творческой способности, названной креа­тивностью (от английского сгеаtivitу - дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Дж. Гилфорда.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты. Дж.Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Таким образом, Дж.Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами.

Дивергентное мышлениеимопределяется как "тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дж.Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностейсо способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы,какособенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

Дж.Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Дж.Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу []. На основе этих теоретических предпосылок Дж.Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (АКР), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях П.Торренса. Американский ученый Поль Торренс понимает под креативностьюспособность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.п. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, модификацию гипотез, нахождение результата [66, 203, 204].

Нужно отметить, что в психологии творчества сосуществуют весьма разнородные определения креативности.

Ф.Баррон считает, что креативность - это способность привносить нечто новое в опыт. При этом он утверждает, что для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие "нормальное" видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности [13, 192, 193, 194, 195]. По мнению В.Н. Дружинина, здесь перепутаны причины и следствия, нейротичность есть побочный результат творческой активности [66].

Н. Роджерс определяет креативность как способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения [152].

Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая "теория инвестирования", предложенная Р.Стенбергом и Д.Лавертом. Творчество - это способность делать работу, которая одновременно является как новаторской (т.е., оригинальной, неожиданной), так и соответствующей (т.е.. полезной, отвечающей требованиям задания). По Р.Стернбергу творческие проявления детерминируются шестью основными факторами: 1) интеллектом как способностью; 2) знанием; 3) стилем мышления; 4) индивидуальными чертами; 5) мотивацией; 6) внешней средой. С точки зрения Р.Стернберга, проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда. Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности [167,200,201].

В отечественной психологии были предложены следующие определения креативности. У.В.Кала (1973) под креативностью понимает комплекс личностных особенностей, позволяющих творчески решать проблемы в той или иной области деятельности. Этот комплекс создает творческие потенциалы личности. Креативность может проявляться во всех сферах человеческой деятельности [83].

О.И.Мотков и А.М.Петрайтите (1983) отмечают, что термином «креативность» обычно обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующий самостоятельному выдвижению проблем, нешаблонному их решению, генерированию большого количества оригинальных идей. Главными показателями проявления креативности, по их мнению, можно считать продуктивность (как объем творческой продукции) и оригинальность (способность генерации нешаблонных образов и способов действия). Исследования О.И. Моткова и А.М. Петрайтите показали, что продуктивность максимальна у лиц с выраженными чертами активности, настойчивости и аффективной ригидности, тревожности, с отсутствием выраженной интроверсии [115].

Н.Ю. Хрящева, С.И. Макшанов определяют креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. По их мнению, креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе. Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Когнитивистские объяснительные схемы, пожалуй, наиболее распространены в психологической литературе, относящейся к проблемам творчества. В то же время творческая продуктивность определяется не только качеством мыслительных операций, но и личностными характеристиками, особенностями навыков и умений, которые вовлекаются в креативный процесс на различных его этапах [178]

Вишнякова Н.Ф. (1999) рассматривает креативность как ценностно-личностную созидательная категорию, которая, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития л \n\nThis file was not retrieved by Teleport VLX, because it is addressed on a domain or path outside the boundaries set for its Starting Address. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://usr.