Порядок выполнения

Упражнение 1

1) Найдите на Рабочем столе своего компьютера ярлык Borland СPP, запустите программу.

2) Перед вами появиться окно программы. Первая строка экрана содержит все команды главного меню. В главном меню содержаться следующие команды: File (файл), Edit (редактор), Search (поиск), View (вид), Project (проект), Script (скрипт), Tools (инструменты), Debug (отладка), Options (опции), Window (окно), Help (помощь). Все они имеют собственное подменю. Вызов функций подменю осуществляется перемещением курсора к нужному элементу и нажатием левой кнопки мыши.

3) Программные задачи оформляются в виде проектов. Обычно для каждой программы создается свой проект. Проект (project) представляет собой набор файлов, которые совместно используются для создания одной программы. Создайте и запустите первый проект. Для этого в главном меню выберите пункт File New.

Рис.1

4) Перейдите на вкладку Project. В появившемся окне (см. Рис. 1) в поле Project Path and Name укажите каталог для проекта. В поле Target Name введите имя проекта – zadanie1, в поле Target Model выберите Console. Нажмите кнопку ОК.

5) Для текста программы вам понадобится файл zadanie1.cpp. Для создания файла zadanie1.cpp его необходимо выбрать в окне слева (см. Рис. 2).

Рис.2

6) Перейдите в окно редактора и наберите листинг программы, приведенный ниже.

// zadanie1.cpp

#include <iostream.h>

#include <conio.h>

void main ()

{

cout <<”Hello”;

getch ();

}

7) Cохраните текст программы. Для этого в Главном меню выберите последовательно пункты File Save .

8) Откомпилируйте программу. Для этого в главном меню выберите Project Compile или нажмите комбинацию клавиш Alt +F9(см. Рис. 3).

 

Рис.3

9) Запустите программу на выполнение. Для этого в главном меню последовательно выберите Debug Run или нажмите комбинацию Ctrl+F9.

Общая структура программы на языке С++

Рассмотрим детально набранную программу.

Программа начинается с конструкции #include < iostream.h >. Эта запись означает подключение библиотеки iostream.h – стандартной библиотеки потокового ввода-вывода. Аналогичная запись #include <conio.h> подключает библиотеку консольного ввода-вывода (понятие консоль объединяет комплект устройств интерактивного ввода-вывода, подсоединенных непосредственно к компьютеру: монитор, клавиатуру, мышь и т.д.).

Подключение библиотек делает возможным вывод на экран текстовой строки с помощью операции cout << из состава библиотеки потокового ввода-вывода и использование функции getch () из состава библиотеки консольного ввода-вывода для задержки завершения работы приложения до нажатия любой клавиши.

Программная библиотека представляет собой набор функций, облегчающих работу пользователя. В таблицах 1,2 ниже приведены некоторые из часто используемых функций.

 

Таблица 1.

Библиотека <stdio.h>
Функция Назначение
printf() Вывод текста на экран
scanf() Ввод с клавиатуры
fopen() Открытие файла
fclose() Закрытие файла
gets() Ввод строки
puts() Вывод строки

Таблица 2.

Библиотека <conio.h>
getch () Ожидание нажатия клавиши
clrscr () Очистка экрана
gotoxy () Перемещение курсора
textcolor () Выбор цвета текста
kbhit () Проверка нажатия клавиши
textmode () Изменение режима

 

Далее программа содержит заголовок функции с именем main (). Выполнение любой программы на С++ начинается с вызова функции main (). Поэтому каждая программа на языке С++ должна ее содержать.

Следующая строка

{

содержит открывающуюся фигурную скобку, обозначающую начало тела функции main (). Тело функции состоит из набора объявлений, определений и операторов. Каждое из них должно завершаться символом точки с запятой.

Последняя строка программы

}

содержит закрывающуюся фигурную скобку. Она обозначает конец функции main () и конец основной части программы (в большинстве случаев – конец программы).

 

Практическая работа 2. Нахождение ошибок в записи программы