Имидж - неотделимая составная часть любой организации. Определённый
имидж или представительное лицо фирмы создают и планируют прежде, чем думают о продаже изделий или услуг. Кроме торгового знака существует много иных форм выражения имиджа предприятия: информационные брошюры, реклама, упаковка, резиденции руководства, форменная одежда сотрудников… Всё вместе взятое и составляет общий имидж. Каждой компании следует стремиться к взаимодействию и укреплению (синергии) связи между общим имиджем и персональным имиджем своих сотрудников. Сотрудники в свою очередь должны своим видом подчёркивать те ценности, которые компания стремиться выразить в формах коммуникации.
· Этика деловых отношений (или профессиональная этика)
Этикет (etuquette) - французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе. Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе, весьма желательным считалась также образованность. Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым, или государственным.
Естественным образом нормы поведения государей при встречах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, поскольку дипломаты при переговорах выражали государственную точку зрения. Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения в армии, без которого порядок просто был бы невозможен. Появились и другие виды – светский, иногда сейчас называемый общегра-жданским. Самый "молодой" из них - деловой этикет. Требования этикета не носят абсолютного характера и могут меняться с течением времени. В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы определяют «рамочные» границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Важно не слепо, безоговорочно исполнять нормы, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении.
Различают общечеловеческую (универсальную) и профессиональную этику. Профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг). Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с нормами и стандартами, которые объединяют в две группы:
первая группа - комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое до-бро и зло, т.е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и ра-ботает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял;
вторая группа - нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.
Этические принципы – это обобщённые представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать своё поведение, свои действия, своё отношение к чему-либо. Они определяют содержание этических кодексов фирм и должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.
· Этические принципы и нормы в деловых отношениях
Манеры отражают внутреннюю культуру человека. Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных - организованности, высоком дизайнерском уровне). Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека. Деловой этикет базируется на следующих принципах:
1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить
здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.
2. Свобода: правила и нормы делового этикета, хотя существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее, не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами. Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям.
2. Этичность: комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций,
составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием целиком и полностью ориентированый на добро. "Деловой этикет" имеет главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение, поступки людей за рамками деловых отношений.
3. Удобство: нормы делового этикета не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики. Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.
4. Целесообразность: каждое предписание делового этикета должно
служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.
5. Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая "стоимость" моральности в делах не этична.
6. Консерватизм: приверженность традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного, стабильного; а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека.
7. Непринужденность: соблюдение норм не должно превращаться в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они должны быть естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения. (Внимание! Не путать с бесцеремонностью, расхлябанностью, невоспитанностью!).
9. Универсализм: следует стараться, чтобы каждая рекомендация или «норма» была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.
10. Эффективность: стандарты деловых отношений способствуют сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе. В конечном счёте, использование деловой этики должно быть экономически выгодным.
· Стиль одежды
Всем известна пословица «По одёжке встречают…». Что же можно
считать с одежды? Как минимум – материальный статус человека и роль, на которую он претендует. Своей одеждой сознательно или чаще бессознательно человек показывает, каким он хочет, чтобы его видели окружающие. Стиль в одежде - это манера одеваться, придерживаясь определённых взглядов и правил. Стилей достаточно много и нет их строгой классификации. Стиль всегда несёт идеи, которые люди стремятся донести до сознания окружающих, выражая свою внутреннюю картину мира. Например, известны стили:
- традиционный (одежда национальная и форменная): уважение традиций;
- фольклорный (национальный): социальная преемственность;
- оригинальный: притязания на творчество и индивидуальное своеобразие;
- классический или деловой: элегантность, строгость и деловитость;
- модный: стремление к преобразованиям, изменениям, прогрессу;
- однообразный: скромность и стремление к быть незаметным;
- разнообразный: стремление вызывать внимание и удивлять;
- консервативный: экономность и стабильность;
- романтический: сентиментальность, эмоциональная чуткость, духовность;
- спортивный: свобода движений и активность.
Ориентация в стилях позволяет человеку более правильно и уместно
донести до сознания окружающих нужные идеи и позиции. Люди формируют своё мнение о вас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд – даже до того, как вы откроете рот.
· Одежда и манеры делового мужчины
Успех в бизнесе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих других факторов. Внешний вид и манеры - это то, что окружающие его партнеры по бизнесу видят и оценивают сразу до обсуждения предполагаемых сделок.
Деловой мужчина должен выглядеть уверенным в себе; солидным;
деловым; элегантным; внушающим доверие; не лишенным вкуса; надежным; порядочным; аккуратным.
Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки. Длина рукава - до запястья. Темно-синий цвет более строгий, и поэтому более официальный, чем серый. Психологи утверждают, что он не запоминается, потому что он нейтральный. Следовательно, темно-синий костюм можно надевать не один раз в неделю, в "сопровождении" разных сорочек и галстуков. Еще один нюанс темно-синего цвета: он делает цвет лица своего "носителя" более здоровым, цветущим, поскольку бросает на лицо отблеск того цвета, который является составляющим в синем, - розового. Серый цвет психологически мягче, "теплее", и деловой мужчина в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, располагающим к беседе и общению. Есть одно "светское" правило: чем темнее цвет (цвет чего угодно - одежды, мебели и пр.), тем он аристократичнее. Это в сильной степени относится к серому цвету: темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим - независимо от истинной цены, а светло-серый – более дешевым. Интенсивность окраски тканикостюма зимой - более глубокая, летом - менее. Костюм из ткани в полоску допускается, но полоска не должна быть слишком широкой или резкой, контрастной. Костюм в полоску делает фигуру более стройной, поэтому его предпочитают те, у кого размер одежды больше 54-го. Ткань в клетку тоже может быть использована для мужского костюма, требования те же - клетка должна быть еще менее заметной, чем полоска. Можно ли носить пиджак из одной ткани, а брюки - из другой? Да, можно, но нужно обязательно проверить, как сочетаются между собой пиджак и брюки по цвету, по рисунку и по фактуре ткани. Умение сочетать в одежде не только цвет, рисунок, но и фактуру ткани можно считать талантом. Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый, болотно-зеленый и т.п., исключены, это цвета одежды для отдыха (клуб, загородная прогулка).
Отдельно следует сказать о черном цвете для мужского костюма. Это цвет, обязательный для вечерних деловых приемов и траурных церемоний. Чёрный цвет мужского костюма - знак, символ торжественности делового мероприятия, - независимо от того, сопровождается ли оно позитивными настроениями (деловой прием) или негативными (траурная церемония).
В мировой практике считается весьма престижным носить костюмы, изготовленные с большой долей ручного труда. Такой костюм сидит хорошо, "как влитой", и человек чувствует себя в нем свободно, как в джинсах и джемпере. Однако костюм ручной работы стоит дорого.
Длина брюк в современной деловой одежде: спереди брюки небольшой складкой надвинуты на обувь, сзади доходят до начала или середины каблука. Складка на брюках должна быть хорошо отутюжена.
Брючный ремень - только из натуральной кожи, темного цвета; со скромной пряжкой - никаких "львиных" и "волчьих голов".
Сорочка - из тонкого хлопка, иногда с добавлением, практически незаметным, синтетики - для меньшей сминаемости, всегда светлых тонов – белая, светло-серая, светло-голубая, светло-песочного оттенка. Рукаву сорочки полагается на 1-1,5 см "выглядывать" из-под рукава пиджака.
Важным элементом одежды является носовой платок. Он должен быть, как и сорочка, светлых тонов - белый, нежно-серый и т.п., но ни в коем случае - густо-синий или красный, в яркую клетку. Второй носовой платок, безупречно чистый, хранится как резервный, "на всякий случай". Его при необходимости предлагают женщине, им удобно вынуть соринку из глаза. Однако его периодически меняют - даже будучи неиспользованным, платок через некоторое время приобретает несвежий вид.
Галстук - тот элемент одежды, который практически не решает никаких функциональных задач. Цвет (или цвета) галстука должен гармонировать с цветом сорочки и костюма. Рисунок на галстуке желателен геометрического характера - полоска разной ширины, ромбы, квадраты, окружности, горошек (горошинки должны быть мелкими: чем мельче, тем больше изысканности и утонченности в рисунке галстучной ткани) и т.п. Галстук - наиболее яркая и поэтому заметная деталь туалета. Самое надежное решение - выбрать однотонный галстук (синий, темно-красный, темно-серый, светло-серый и т.п.), он подходит к любой сорочке и любому костюму. Очень хорош для делового костюма галстук с диагональными полосками цвета, гармонирующего с основным полем галстука. Примерная ширина галстука (в среднем) - такая же, как ширина борта пиджака, т.е. если борта пиджака широкие, галстук не должен быть узким, и наоборот. Длина его определяется тем, что он должен закрывать пряжку пояса брючного ремня. Для галстука не рекомендуются цвета фиолетовые, сиреневые, розовые, ярко-красные.
Существует такое требование: по интенсивности окраски на первом месте - пиджак, на втором - галстук, на третьем - сорочка.
Сколько костюмов следует иметь современному деловому мужчине? Сколько угодно! Существует только нижняя граница – нe менее трех: для повседневной носки можно рекомендовать серый и синий цвет, для торжественных случаев - черный. Поскольку, как известно, брюки изнашиваются и приобретают не вполне "свежий" вид раньше, чем пиджак, разумно приобретать костюм с двумя парами брюк, причем одни из них могут слегка отличаться по интенсивности окраски или даже быть другого цвета, но гармонирующего с цветом пиджака.
Существует правило, которого обычно придерживаются в западных деловых кругах: бизнесмен, деловой человек не должен появляться на службе в одном и том же костюме несколько дней подряд - желательно, чтобы даже два дня подряд этого не случалось, - кто-либо из коллег может высказать предположение, что он провел ночь не дома!
Обувь - полуботинки, цвет - только черный. Допускается темно-коричневый, например, летом, к серому костюму. Обувь - только на шнурках, подошва тонкая, кожаная или из заменителя, но всегда без ранта, который уместен только в уличной обуви.
Носки - важнейший элемент одежды. Их цвет всегда повторяет цвет обуви, а цвет обуви, как известно, черный. Недопустим цветной рисунок на носках, он может быть только фактурный.
Верхняя одежда должна по цвету и фактуре ткани соответствовать костюму, чтобы в тот момент, когда деловой человек снимает плащ или пальто, не было дисгармонии в одежде.
Шляпа (может быть, кепка) соответствует моде, но умеренно.
Шарф - тот элемент гардероба, который может быть ярким (белым, красным), но должен гармонировать со всей прочей одеждой, но может быть также и весьма скромным по расцветке. Берет в качестве головного убора в деловой одежде недопустим, равно как и шарф ручной вязки.
Плащ или пальто тоже вполне могут соответствовать моде, но не должны быть ультрамодными. В верхней одежде, как и в костюме, недопустимы черты военного, спортивного и т.п. стиля. Цвет для верхней одежды предпочтителен серый, черный, синий. Зонт - черный.
Аксессуары - сумка, визитка, портмоне, папка или кейс, футляр для очков и др. - предпочтительно из натуральной кожи. Цвет аксессуаров - черный, темно-серый, никаких ярких расцветок.
Украшениями в деловой мужской одежде может быть одно кольцо, допускается натуральный камень, но цвет камня – серый, чёрный, бесцветный (бриллиант). Кольцо должно быть дорогое, массивное; если нет возможности иметь дорогое кольцо - лучше вообще обойтись без кольца. Обручальное кольцо - символ семейного статуса (не украшение). Парфюмерные и косметические средства, используемые деловым мужчиной, должны быть одного наименования (одной "линии"); запах должен быть сведен к минимуму. Прическа делового мужчины - по моде, но в умеренном ее выражении.
Во внешнем облике делового мужчины недопустимы: короткие носки, оставляющие часть ноги обнаженной, когда человек сидит "нога на ногу"; несвежий носовой платок; полуоторванные пуговицы; мятый костюм; несвежая сорочка; криво завязанный галстук; нечищеная обувь; жилет ручной вязки; шарф ручной вязки; несвежая лента на шляпе; яркие, кричащие цвета деталей одежды; цветовые контрасты в одежде.
В заключение о стиле одежды. Стиль – самая неуловимая, трудно
определяемая, но самая важная характеристика не только одежды, но и всего внешнего вида. Можно дать такое определение стиля: стиль - это соответствие цвета, фактуры ткани, фасона и тому подобных деталей костюма характеру проводимого делового мероприятия (совещание, работа на выставке, банкет), погоде, личным особенностям человека (рост, вес, цвет глаз, волос и т.п.).
· Одежда и внешний облик деловой женщины
Деловой этикет в целом относится к женщине более снисходительно, позволяя ей во многом отходить от мужских стандартов. Отклонения касаются прежде всего цвета, и, хотя основной вид повседневной деловой одежды у женщины тоже костюм, гамма цветов весьма обширна. Женский деловой костюм может быть практически любого цвета, но нельзя допускать ярких оттенков и контрастных сочетаний (важный принцип - умеренность).
Итак, основной вид повседневной деловой одежды женщины - костюм, т.е. классический пиджак с английским воротником и на подкладке с английской же юбкой - также на подкладке (подкладка способствует тому, что юбка дольше сохраняет форму и меньше мнется). Юбка прямая, с разрезом сзади; разрез не превышает 10 см по длине, а чтобы он не превращался в вырез, два полотнища ткани накладываются друг на друга и прострачиваются, не доходя до низа десять сантиметров; таким образом, обеспечивается свобода шага. Костюм может быть из гладкокрашеной ткани, из ткани в полоску (неяркую и неширокую), из ткани с фактурным рисунком. Костюм может быть и классической тройкой, но не обязательно. Женщина может быть одета и в платье-костюм. И костюм, и платье-костюм могут быть дополнены блузкой, если блузки нет, фасон костюма - обязательно с высокой застежкой.
Блузка к женскому костюму рекомендуется светлая, по цвету гармонирующая с костюмом. Допустима для блузки ткань в полоску (тогда костюм должен быть из гладкокрашеной ткани), горошек, клетку. Требования при этом те же - рисунок на ткани должен быть мягким, неярким. Фасон блузки лучше всего выбрать классический - с английским воротником, сорочечным или воротником-стойкой, заканчивающейся небольшим бантом. Что касается конкретного фасона костюма или блузки - деловой женщине этикет "любезно" позволяет следовать моде, однако в самом умеренном ее выражении, сохраняя рамки официальности. Следует помнить, что недопустимой ошибкой является вульгарность - даже в слабом ее проявлении. К ней относится, например, слишком короткая юбка, слишком глубокий вырез блузки.
В деловом этикете вполне допускают наличие брючных костюмов в гардеробе деловой женщины. Однако это должен быть костюм, воспроизводящий стиль обычного мужского костюма по плотности и цвету ткани; костюм дополняется блузкой сорочечного или любого другого типа; брючный костюм требует брючного же ремня!
Самая рекомендуемая обувь для деловой женщины - классическая "лодочка" черного цвета из кожи, высота каблука - по желанию. Чулки (колготы) - только телесного цвета (цвета чёрный и рисунок "сеточка" исторически имеют отношение к определенной сфере жизни некоторой части прекрасной половины человечества, поэтому недопустимы). Чулки (колготы) носятся всегда - независимо от времени года. Босоножки, сандалии и т.п. не допускаются.
Прическа допускается по моде, но есть определенные ограничения: длина распущенных волос не должна быть ниже линии плеч, "ширина" прически - тоже в разумных пределах. Если волосы длинные - их следует собрать в пучок, заплести в косу, заколоть определенным образом. Макияж не обязателен, но и не возбраняется. Макияж не должен быть чрезмерным, не должен быть «видным» (умеренность). Маникюр, т.е. содержание рук в безупречной чистоте и порядке, - обязателен, а вот покрытие ногтей лаком - нет. При покрытии ногтей лаком, это должен быть лак естественных тонов. Средства парфюмерии и косметикине должны доставлять неудобства коллегам, покупателям и прочим партнерам по бизнесу. Духи должны чувствоваться слегка и только при приближении.
Сумка составляет элемент комплекта "сумка - туфли - перчатки", т.е. сумка из гладкой кожи, того же цвета, что и туфли, - предпочтительно черного. Сумка должна вмещать документы, которые, как правило, имеют формат А4. Кроме сумки, деловой женщине вполне позволительно пользоваться обычным кейсом или папкой. Элементы деловой экипировки - записная книжка, папка для визиток и подобные мелочи - должны быть недешевыми, отличаться вкусом.
Украшения в одежде деловой женщины вполне допустимы: бусы - не слишком крупные и не слишком длинная нить; брошь -предпочтительно из натуральных материалов - серебро, слоновая кость, перламутр; кольца - одно или два, можно с камнями, но не слишком объемными (обручальное кольцо в счет не идет); серьги - типа "винтик", но не длинные, висячие и многоцветные; цепочка - с подвеской или без неё. Желательно, чтобы украшения составляли комплект.
В верхней одежде предпочтительнее пальто, плащ, меховое пальто классических фасонов. Цвет и фактуру ткани следует подбирать так, чтобы сохранялось соответствие и гармония в цветовой гамме, фасонах, особенностях тканей верхней одежды и повседневного делового костюма. То же касается и дождевого зонта. Шарф - длинный или короткий, но обязательно фабричного изготовления, ни в коем случае не ручной вязки. Головной убор - по погоде и в соответствии с модой и желанием женщины (умеренность модных проявлений, строгая изысканная простота). Перчатки - кожаные, цвет - черный, может быть коричневый, допустим серый. Под запретом варежки.
Итак, женский облик в деловом мире характеризуется умеренностью во всем, классическими фасонами одежды и обуви, отсутствием ярких, расцветок, разумным количеством украшений. Уместно вспомнить польскую поговорку: «Из всех чувств самое главное - чувство меры».
· Виды и назначение деловых приёмов
Прием в деловой сфере - это прежде всего служебные обязанности, причем не только для организации-хозяйки, принимающей гостей, но и для организаций, выполняющих роль гостей. Цель любого делового приема - способствовать заключению взаимовыгодных договоров. Кроме этой цели есть и другая: отпраздновать юбилей фирмы, достижение значительных финансовых результатов, расширение сферы деятельности фирмы, поскольку это дает повод провести время в непринужденной, радостной обстановке. На выставках, ярмарках устраиваются деловые приемы с целью создания благоприятных неформальных условий для развития партнерства.
Полуофициальная обстановка приемов позволяет завязать полезные знакомства, обсудить в целом будущие выгодные для участвующих партнеров контракты, расширить и углубить уже имеющиеся контакты, обменяться взглядами и мнениями, позволяющими лучше узнать экономические, финансовые и прочие позиции и притязания будущих партнеров, их особенности в организации дела. Кроме того, для опытного бизнесмена наблюдение за поведением, поступками приглашенных на прием может быть источником информации, которая, в свою очередь, послужит одной из базовых составляющих при принятии решений о заключаемой сделке. Менеджер, приглашенный на прием, прежде всего, должен постараться поговорить с интересующими его фирму людьми, лучше узнать склонности, привычки, а следовательно, и характер предполагаемых партнеров, упрочить знакомство, завязать беседу на важную для него и его фирмы тему.
Деловые приемы можно классифицировать следующим образом:
приемы, проходящие сидя, с наличием посадочных мест; приемы стоя - без посадочных мест. Приемы можно разделить на дневные (рабочий завтрак; завтрак), вечерние (коктейль; «а ля фуршет»; буфет-обед; обед).
1. Рабочий завтрак: начало в 8.15- 9.00. Длительность - от 30 минут до
1ч. Одежда - повседневный деловой костюм. Цель – решение принципиаль-ных вопросов по намечаемым договорам, сделкам - одновременно с зав-траком - из соображений экономии времени. Рабочий завтрак целесообразен, если число участвующих не более пяти человек. Алкогольные напитки не подаются, меню ограничено, супруги бизнесменов не приглашаются.
2. Завтрак: начало - 12.00-12.30. Продолжительность - 1-1,5 часа. Одежда - повседневная деловая. Меню: холодные закуски, одно-два горячих блюда, десерт, кофе. Напитки - сухие вина, шампанское. Супруги бизнесме-нов не приглашаются (но может быть исключение). В целом дневные приемы носят менее торжественный и более деловой характер, чем вечерние.
3. Коктейль, бокал шампанского - небольшой по длительности прием (1,5-2 часа), как правило, проходит стоя. Напитки, как и горячие и холодные закуски, разносятся официантами. Иногда такой вид обслуживания дополняется еще несколькими буфетами-стойками, где желающим предлагаются напитки. Начало приема - приблизительно в 17 часов.
4. "А ля фуршет" ("а lа fourchette" - фр. - вилкой: так как "а" - предлог, обозначающий творительный падеж, а "la fourchette" - вилка). Продолжительность и время начала те же, что и у приема типа "коктейль". Этот прием проводится стоя, но есть следующее отличие: накрываются столы с закусками, горячими блюдами, а также с посудой и приборами. Гости сами накладывают в свои тарелки желаемые блюда. Однако на столах находятся только те блюда, которые можно есть без использования ножа, стоя, т.е. держа тарелку в левой руке, а вилку - в правой.
Одежда на приемах типа "коктейль", бокал шампанского и "а ля фуршет" - обычный костюм, но более темного цвета, женские костюмы более нарядные, менее жесткие требования к украшениям.
5. Буфет-обед - прием, начало которого назначается примерно на 18-20 часов. Принбед - прием, начало которого назначается примерно на 18-20 часов. Принципиальное отличие от приемов "коктейль" и "а ля фуршет", кроме времени начала и продолжительности (2,5-3 часа), в том, что хотя кушанья и приборы находятся на большом столе, играющем роль буфета, однако этот прием проходит сидя. В зале устанавливаются столы, и пригла-шенные, самостоятельно выбрав закуски, садятся за столы. Поскольку в этом случае усаживаться за один длинный стол было бы неудобно (тарелки в руках у гостей, разное время занятия места за столом), столы ставятся таким образом, чтобы за каждым могли разместиться 4-6 человек. Хотя это и вечер-ний прием, однако смокинг и вечернее платье не обязательны, поскольку прием предполагает самообслуживание, гостья в вечернем платье будет чувствовать себя неудобно, шествуя с тарелкой по залу в поисках места.
6. Обед - самая торжественная форма приема. Отметим, что на обед часть самых уважаемых гостей, например, первые лица фирмы, могут быть приглашены с супругами (на все прочие перечисленные формы деловых приемов супруги не приглашаются).
· Упражнения
Упражнение 1. (Спиллейн М. Имидж мужчины.- 1996.- 168с., С.14)
Обозначьте три ключевых слова, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени характеризуют вас (или вам хочется этого).
* готовый сотрудничать * сложившийся * моложавый
* привлекательный * дружелюбный * воспитанный
* любезный * профессиональный * способный
* сообразительный * деятельный * исполнительный
* преуспевающий * дисциплинированный * сильный
* надёжный * творческий * амбициозный
* трудолюбивый * любящий порядок * активный
Упражнение 2. ( Спиллейн, М. Имидж мужчины./ М. Спиллейн. - 1996.- С.18)
В каждом из последующих компонентов имиджа зачеркните один, который, по вашему мнению, соответствует вам.