I. Методические указания к выполнению курсового проекта «Отмывка архитектурной детали»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОТМЫВКА АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕТАЛИ

ОТМЫВКА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

 

 

Для студентов специальности 207301

«Архитектура»

 

УФА - 2008


Методические указания выполнены в соответствии с программой курса «Архитектурное проектирование» для специальности 207301 «Архитектура».

Изложены подготовительные этапы к выполнению архитектурной отмывки, описаны необходимые инструменты, а также основные способы отмывки.

Методические указания могут бьпъ использованы при выполнении курсовых работ студентами специальности ПГ и ВВ.

 

Составитель: Костенко Ю.О., доцент, канд. соц. наук

Баймуратова С.Х., доцент, кандидат архитектуры

 

Рецензент: Сабитов И.Н., доцент, канд. архитектуры

 

 

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2008
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

I. Методические указания к выполнению курсового проекта «Отмывка архитектурной детали».. 5

ii. Выполнение техники «Отмывка».. 13

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 24

Приложение 1.. 25


ВВЕДЕНИЕ

Цель архитектурного проектирования на первом курсе состоит в освоении основ профессиональной проектно-графической культуры. Выполнение курсовой работы является средством достижения этой цели. Курсовая работа будет результатом методически правильных последовательных действий при авторском инициативном творческом решении задач курсового проекта, выполняемых под руководством ведущего преподавателя.

Цель курсового проекта: освоение студентами графической техники «Отмывка», основ композиции. Владение инструментами, знакомство и освоение методики работы, формирование профессиональных критериев «хорошего вкуса» на примерах мировой классики архитектуры.

Задачи курсового проекта:

- освоение основ исполнительской техники профессионального ремесла: архитектурного черчения, техники «отмывка»;

- приобретение навыков эскизирования на примере составления авторской композиции идеи курсовой работы и композиции размещения её на подрамнике;

- приобретение навыков профессиональной работы с инструментами;

- работа с профессиональной литературой;

- знакомство с методикой работы архитектора.

Главной задачей выполнения задания курсового проектирования является усвоение методики профессиональной работы, выработки характера личной творческой работы.


I. Методические указания к выполнению курсового проекта «Отмывка архитектурной детали»

Задание на курсовую работу «Отмывка архитектурной детали» и ее содержание.

 

ТРЕБУЕТСЯ выполнить чертёж архитектурной детали – фрагмента здания в ортогональном изображении с использованием техники «подачи» «отмывка».

В соответствии с идеей автора или требованиями преподавателя, архитектурная деталь может быть изображена несколько раз в разных масштабах с разной степенью деталировки или могут быть использованы для этой цели фрагменты детали. Все чертежи объединяются в единый замысел, который архитекторы называют «композицией листа».

Работа выполняется на планшете размером 55x75 см с натянутым на него ватманом. В нижнем правом углу мелким шрифтом выполняется подпись работы, содержащая фамилию, инициалы и группу студента, фамилию, инициалы преподавателей, аббревиатуру вуза, год. К проекту прилагается папка со всеми рабочими материалами: эскизами, записями, зарисовками, ксероксными копиями, выполняемыми упражнениями.

Содержание курсовой работы «Отмывка архитектурной детали»:

Вычерченные и выполненные в технике «отмывка» с построением теней:

1. фрагмент детали в крупном масштабе с подробно проработанными элементами;

2. деталь, в более мелком масштабе, дающее представление об ее форме и пропорциях;

3. фон или задний план;

4. название работы.


Содержание курсовой работы «Отмывка памятника архитектуры»:

Вычерченные и выполненные в технике «отмывка» с построением теней:

1. фасад памятника архитектуры;

2. разрез памятника архитектуры;

3. план (и иногда генплан) памятника архитектуры

4. фон или задний план;

5. название работы.

В зависимости от поставленных преподавателями задач, состав проекта может варьироваться.

Стадии выполнения курсовой работы

 

Первая стадия. «Выбор архитектурной детали» – работа с литературой.

В соответствующие сроки необходимо познакомиться с имеющейся доступной литературой и наличием в ней достаточных для работы иллюстраций памятников мировой архитектуры. Тематика памятников может быть ограничена ведущими преподавателями дополнительной конкретизацией задания. Например, работы могут выполняться в рамках античной, русской архитектуры, архитектуры Уфы и пр. При выборе архитектурной детали нужно обращать внимание на следующие два момента: Во-первых, архитектурная деталь должна представлять законченный понятный фрагмент здания (карниз, портал, портик). Она не должна быть сложной с множеством мелких изображений, что отвлечёт много времени на их прорисовку. Деталь должна быть достаточно объёмной. Прорисовка глубоких теней даёт возможность выявить объёмность формы, в чём и будет заключаться одна из основных задач и основных трудностей работы.

Во-вторых, для работы потребуется достаточно полная фото- и графическая информация о выбранном фрагменте здания. Прежде всего, нужно искать фронтальный вид, желательно чертёж с размерами, или получить размеры измерением. Всякие изображения в перспективных ракурсах не подойдут в качестве главной исходной информации для вычерчивания. С этими намерениями нужно начать работу с литературой. На начальном этапе нужно изучить библиографию по заданной теме, имеющуюся в библиотеке вуза, города, личных библиотеках, и найти литературу с достаточными иллюстрациями – книги, альбомы, профессиональные журналы. В отборе литературы можно руководствоваться следующими критериями: выбор памятника в соответствии с авторской симпатией, идеей; полнота фото- и чертёжного графического материала; принадлежность здания к известным памятникам. Последнее условие может учитываться как пожелание с целью знакомства с лучшими образцами мировой архитектуры. Это условие не является обязательным, так как в отдельных случаях не меньший интерес могут представлять именно малоизвестные памятники. Результатом изучения литературы должен быть желательно не один, а несколько вариантов авторских предложений выбора памятника архитектуры для их обсуждения с преподавателем. Окончательное решение по выбору объекта принимается автором после консультации с преподавателем. На консультацию по возможности лучше представить подобранный материал в книгах в подлиннике или сделать копии на множительной технике – ксероксе.

Выбор объекта для чертежа может быть «удачным» с первой консультации. В других случаях нужно продолжить поиск. На каждую консультацию представляют все материалы – новые и предлагаемые ранее варианты для возможного их сравнения. Успешность итоговой работы зависит от множества «мелочей». Уже на первых занятиях начинает продумываться авторская идея чертежа. В архитектурном проектировании важны художественный вкус, эрудиция, умение «держать цель», последовательная системная работа, гибкость мышления и «обучаемость» будущего профессионала, а главное – большое желание и работоспособность.

Вторая стадия. «Композиция подрамника» – утверждение эскиза размещения чертежей.

На этой стадии происходит окончательное формирование авторской идеи: решение композиции размещения выбранной детали памятника на подрамнике и её подачи.

Нужно заранее представлять в своём сознании, что вы хотите сделать и как бы видеть образ своей работы. Тогда уже в процессе работы с литературой возникает идея работы. В дальнейшем, в виде эскизных кратковременных 5-10-минутных зарисовок от руки в примерном масштабе M l:10, ведётся композиционный поиск размещения архитектурной детали с учётом пропорций подрамника, «массы» изображаемой детали и общей идеи. Композиция размещения чертежей «в массе» определяется визуально по плотности заполнения поля подрамника. Выполняются поисковые 2-3 и более варианта эскизов общей композиции. На эскизах проверяется расположение детали при горизонтальном и вертикальном виде подрамника, равномерность заполнения поля подрамника и близость чертежей к его границам. Поиск композиции ведётся с учётом плотности цвета и графики будущей подачи. Варианты визуально анализируются, в результате делается окончательный выбор наиболее оптимального варианта.

Третья стадия. «Эскиз подачи работы»

Стадия разработки эскиза подачи заключается в поиске в основном тонального графического и цветового решения всей работы.

Для поиска композиции подачи выполняется несколько поисковых вариантов в масштабе 1:10. Основная цель состоит в проверке на эскизах в маленьком масштабе гипотетических идей, их сравнении и вынесении заключения. Поэтому несколько (3-5) предположительных эскизов выполняются одновременно на заранее приготовленных карандашных заготовках с последующими вариантами идеи подачи. Выполняются схематично кистью на основе подобранных ранее материалов в литературе, а так же прочитанных текстов по архитектуре и искусству об исторической эпохе выбранной архитектурной детали. На каждом следующем этапе работы становится понятным, насколько важен был предыдущий этап работы. Если работа «не идет», значит, нужно вернуться на предыдущий этап, где прервалась логическая мысль творчества. Проблемы, сомнения, заключение о профессионализме должны разрешаться на консультациях при работе с преподавателем.

Четвертая стадия. «Итоговый эскиз работы»

Главная задача этой стадии будет состоять в том, что бы в окончательном варианте на чистовом эскизе проработать идею композиции вместе с подачей.

Итоговым результатом этой стадии будет окончательная готовность для перехода на подрамник. Поэтому по результатам поисковых эскизов требуется сделать окончательный чистовой эскиз с подачей в масштабе 1:2 (или 1:5), который станет генеральной репетицией к курсовой работе. Здесь прорабатывается «вчерне» и, тем самым, проверяется окончательно вся идея работы. Кроме того, идет апробирование приемов подачи и апробирование технологии их исполнения. В итоге, именно эти качества по освоению проектно-исполнительских средств являются наиболее важным результатом всей учебной проектной работы.

На эскизе, как и в чистовой работе, последовательность исполнения одинакова. Сначала все полностью исполняется в карандаше, а затем после промывания листа водой, а иногда и легкой <грунтовки> его поверхности начинается подача. В отличие от чистовой работы на листе, эскиз требует быстрого исполнения, чтобы максимально освободить и использовать время для основной работы на листе. Поэтому исполнительная техника эскиза может быть относительно схематичной, опуская мелкие подробности и некоторое качество. Сократить время подачи можно за счет использования более интенсивных тонов отмывки или покраски. Главным требованием в итоговом эскизе будет достижение общего впечатления идеи. И, если это хоть в какой-то мере удается достигнуть, то все используемые средства необходимо применить в работе на листе, а также учесть некоторую корректировку выбранных средств для достижения большего требуемого эффекта.

Пятая стадия. «Вычерчивание в карандаше»

Работа на подрамнике начинается с его предварительной подготовки обтягивание подрамника ватманом и обязательного натягивания на него рейсшины (большой линейки на роликах). Это необходимое условие, которое обеспечивает высокую точность чертежей и увеличивает скорость работы примерно на 50%. Перед черчением специально проверяется правильность всех инструментов (угольников, линеек). Вычерчивание в карандаше на подрамнике начинается с нанесения габаритных размеров всех чертежей и проверки задуманной композиции их размещения в натуральных размерах на листе. Для этого достаточно вырезать из бумаги в масштабе «композиционные пятна» размещаемых чертежей, повторяя в целом их конфигурацию. Корректирование композиции ведется путем подвижки и уточнения местоположения вырезанных композиционных пятен чертежей относительно поля подрамника.

Таким образом, композиция на листе выполняется в два-три этапа. На первом – делают маленькие поисковые эскизы, на втором этапе композиция размещения чертежей проверяется на чистовом эскизе. В третий раз композиция листа уточняется окончательно уже на подрамнике.

Это говорит о чрезвычайной важности общей композиции листа в архитектурной работе. Можно сказать, что идея работы в общем виде реализуется в композиции листа и в какой-то степени практически к ней приравнивается.

Последовательность вычерчивания в карандаше на подрамнике ведется аналогично, как в эскизе, по принципу «от общего к частному», то есть сначала в габаритных размерах намечаются все чертежи, включая внешние линии надписей. Это дает возможность еще раз проверить композицию на листе в чистовом варианте. Затем вычерчиваются детали всех чертежей.

При наличии качественно вычерченного эскиза работа на этом этапе сводится к переносу всех чертежей с эскиза на подрамник с соответственным увеличением (в два раза).

Пояснения.

Вычерчивание необходимо начинать с проверки инструментов и подготовки рабочего стола. Желательно, чтобы каждый студент работал за отдельным столом и был полностью обеспечен всеми чертежными инструментами.

Необходимо помнить, что соблюдение точности в построении чертежей – одно из важнейших условий архитектурного проекта. С этой целью для контроля параллельности и перпендикулярности линий в первую очередь на чистый подрамник наносят две контрольные линии:

- горизонтальная контрольная линия проводится строго по натянутой рейсшине на расстоянии 2-2,5 см от края подрамника;

- вертикальная контрольная линия проводится с помощью угольника, поставленного на рейсшину на аналогичном расстоянии от любого края подрамника.

В процессе черчения нужно периодически сверять точность настройки рейсшины по контрольным линиям. Не рекомендуется вычерчивать чертежи последовательно один за другим. Черчение ведут одновременно, сопоставляя элементы чертежей между собой.

Проработку деталей внутри чертежей можно начинать лишь после построения всех чертежей в массе и просмотра преподавателем. Чертить рекомендуется карандашом марки «Т», «ТМ», бережно относясь к бумаге, по возможности не применять резинку, так как следующий этап «отмывка», требует хорошего состояния бумаги.

Шестая стадия. «Отмывка»

Подрамник, полностью вычерченный в карандаше, необходимо представить к проверке. После проверки, исправления ошибок подрамник утверждается к «подаче» с соответствующей оценкой этапа «в карандаше».

Перед началом занятия по подаче подрамник с лицевой стороны смачивают водой и легко губкой снимают карандашные и жирные пятна, чтобы избежать в последующем расплывания туши или краски. Не нужно сильно смачивать края подрамника, чтобы бумага не лопнула. Для работы акварелью и при активном пользовании стеркой можно сделать легкую грунтовку поверхности листа, добавив в воду для смачивания несколько капель клея ПВА, и этим раствором кистью покрыть сверху чертежи, как при технике отмывки. Краска будет ложиться ровным слоем, она также будет меньше смываться при многократном нанесении слоев акварели. Перед началом подачи подрамник должен хорошо высохнуть. По технике подачи -классической отмывке, выполняются упражнения в аудитории. (О технике выполнения «отмывки» см.в , п. 2).

Седьмая стадия. «Выставка, оценка, обсуждение работ»

Все архитектурные работы представляются для сдачи в полностью законченном виде:

- полная готовность чертежей;

- стерты карандашные линии, сняты рейсшины, нитки;

- на работе присутствуют все необходимые надписи, проект подписывается в правом нижнем углу последующему образцу:

Выполнил: ст. гр. АР - ….. Иванов И.

Руководители: Петров П.П., Федоров Ф.Ф.

Высота букв шрифта 5-7мм. В назначенное время работы выставляются в аудитории для просмотра и оценки комиссией преподавателей. Вместе с работой выставляется папка с эскизами, набросками, выполненными в ходе проектирования. После оценки в группе проводится обсуждение работ. Работы сдаются в архив кафедры для хранения использования в качестве методического и выставочного фонда.


1.3. Личная работа студента-архитектора

Среди множества требований, предъявляемых к работе архитектора, основным является системность. На первом занятии по специальности преподаватель рассказывает о предстоящей деятельности, объясняется содержание курса, демонстрируются образцы проектов. С этого занятия, собственно, и начинается деятельность будущего архитектора, в которой нет, и не может быть моментов более или менее важных. В первую очередь важным является отношение к своему труду, это отношение на начальном этапе проявляется в работе с инструментами, бумагой, подрамником. Одним из определяющих результат условий в любой работе архитектора является чистота рабочего места. В работе с тушью и красками правильная организация труда, аккуратность, внимательность, строгое следование рекомендациям – решающие моменты освоения профессиональной техники и работы в целом. Не стоит относиться ко всем эскизным заданиям как к некоторому излишеству или повторению. В исполнении всех этих эскизных этапов в строго заданной последовательности состоит проектное ремесло архитектора. Если какой-то этап будет пропущен, сделан недобросовестно или без интереса и эмоций, то вся работа может оказаться испорченной без возможности ее исправления и последующими за этим неудовлетворенностью и разочарованием. Таков творческий процесс, он имеет свои особенности и свою технологию в архитектурной деятельности.

Готовый проект составляет лишь малую часть айсберга работы архитектора. Основное ее содержание скрыто в поисковом вариантном методе эскизирования. Именно поэтому предстоит учиться работать системно с первого занятия на архитектурном проектировании.