Рынок: спрос, предложение и цена
Тема 5
Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями, называется рынком. Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение и цена. |
Теория спроса | |
Спрос (D) – это то, количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (P) в течение определенного времени. Согласно закону спроса с увеличением цены спрос (объем – пометка в книге) на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар. Между ценой и спросом существует обратная зависимость: D = f(P) < 0. Графически зависимость между ценой и спросом описывается кривой спроса (рис. 5.1). | |
При снижении цены с P1 до P2 величина спроса увеличивается с Q1 до Q2. Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием: - эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя и спрос на товар падает; - эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадет; - закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену. | |
Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса. | |
Закон спроса не действует: - при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями; - в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством сбережения; - при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых; - в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена. |
Неценовые факторы спроса | |
Изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды) | Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь проявляется «эффект присоединения к большинству». |
Изменение дохода | При росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повышается, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая). Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; Если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная). |
Цены других товаров | Если товары взаимозаменяемы (чай – кофе, лес – кирпич, газ – нефть и т.п.), изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар. В случае взаимодополняющих товаров (фотоаппарат – пленка, автомобиль – бензин, лыжи - крепления) изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар. |
Количество покупателей на рынке | Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, при этом его характер зависит от возрастного, национального, религиозного и пр. составов покупателей. |
Ожидания покупателей в отношении изменения цен | При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос. |
Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигами в кривой спроса (рис. 5.2). | |
При увеличении спроса под влиянием неценовых факторов, кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D2). Спрос при постоянной цене (P1) возрастает до Q3. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D1). Спрос при постоянной цене (P1) сокращается до Q2. |
Эластичность спроса |
Степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов называется эластичностью спроса. Различают: - ценовую эластичность спроса; - перекрестную эластичность спроса; - эластичность спроса по доходу. |
Ценовая эластичность спроса |
Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed): , где ∆Q/Q - относительное изменение спроса (в %); ∆P/P - относительное изменение цены (в %). |
Виды ценовой эластичности спроса | ||||
Вид эластичности | Соотношение изменения цены и спроса | Коэффициент эластичности | изменение выручки от реализации (P x Q) | |
Уменьшение цены | Увеличение цены | |||
Совершенно неэластичный спрос | Цена растет (падает) – спрос постоянен | Ed = 0 | Уменьшается | Увеличивается |
Неэластичный спрос | Цена изменяется больше, чем изменяется спрос | Ed < 1 | Уменьшается | Увеличивается |
Единичная эластичность спроса | Цена и спрос изменяются одинаково | Ed = 1 | Не изменяется | Не изменяется |
Эластичный спрос | Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос | Ed > 1 | Увеличивается | Уменьшается |
Совершенно эластичный спрос | Спрос изменяется, цена постоянна | Ed = ∞ | Уменьшается | Увеличивается |
Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса: - количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность; - удельный вес данного товара в доходе потребителя: чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность; - значимость товара (является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен; - время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса. |
Перекрестная эластичность спроса |
Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар «а» при изменении цены товара «b», измеряется коэффициентом перекрестной эластичности (Eab): , где ∆Qa/Qa - относительное изменение спроса на товар «а» (в %); ∆Pb/Pb - относительное изменение цены на товар «б» (в %). Если Eab > 0, то это товары взаимозаменяемые, если Eab > 0, то это товары взаимодополняющие, если Eab = 0, то товары нейтральны и не зависят один от другого. |
Эластичность спроса по доходу |
Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода, измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу (ЕI): , где ∆Q/Q - относительное изменение спроса (в %) ∆I/I - относительное изменение дохода (в %). Если EI > 0, то это качественные нормальные товары, если EI < 0, то это товары низшей категории. |
Теория предложения |
Предложение (S) – это то количество товаров и услуг (Q), которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен (P) в определенный промежуток времени. Согласно закону предложения: при увеличении цены предложение растет, при падении - сокращается. Между ценой и предложением существует прямая зависимость: S = f(P) > 0. Графически зависимость между ценой и предложением описывается кривой предложения (рис. 5.3). При снижении цены с P1 до P2 величина предложения уменьшается с Q1 до Q2. |
Изменение цены ведет к изменению цены предложения, что отражается движением по (вдоль) кривой предложения. |
Неценовые факторы предложения | |
Величина издержек (затрат) производства товара | Чем выше издержки, тем выше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства зависит от: - характера применяемой технологии; - стоимости ресурсов, используемых в данном производстве. |
Налоги и субсидии | Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение. |
Количество продавцов на рынке | Увеличение числа продавцов (производителей) данной продукции ведет к увеличению объема предложения. |
Цены других товаров | Изменение цены одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении. Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположное изменение объема предложения другого товара. |
Ожидания в отношении изменения цен | Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение. |
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов предложения приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 5.4). Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). При постоянной цене P1 предложение увеличится до Q3. При сокращении предложения под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2), а предложение при той же цене (P1) сократится до Q2. |
Эластичность предложения | ||
Эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (ES): , где ∆Q/Q - относительное изменение предложения (в %); ∆P/P - относительное изменение цены (в %). | ||
Виды эластичности предложения | ||
Совершенное неэластичное предложение | Цена растет (падает) – предложение постоянно. | ES = 0 |
Неэластичное предложение | Цена растет (падает) больше, чем изменяется предложение. | ES < 0 |
Эластичное предложение | Цена растет (падает) меньше, чем изменяется предложение. | ES > 0 |
Единичная эластичность предложения | Предложение и цена изменяются в равной степени. | ES = 1 |
Совершенно эластичное предложение | Предложение растет (падает) – цена постоянна. | ES = ∞ |
Факторы, влияющие на степень эластичности предложения | ||
- способность производства к быстрой переналадке; - возможность хранения продукции; - время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот. |
Рыночное равновесие |
Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению (D = S). И не один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния (рис. 5.5). Равновесная цена (Pe) – цена, при которой спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению. Равновесный объем (Qe) – объем спроса и предложения при равновесной цене. При цене равновесия (Pe) – спрос равен предложению Qe. При цене выше равновесной (P1) предложение больше спроса и на рынке возникает излишек. При цене ниже равновесной (P2) спрос больше предложения и на рынке возникает дефицит. Излишек – состояние рынка, когда предложение больше спроса, а рыночная цена выше равновесной. В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену. Предложение сокращается, а спрос возрастает. Рынок движется к равновесию. Дефицит – состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной. В этом случае конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену. Предложение возрастает, а спрос сокращается. Рынок опять-таки движется к равновесию. В условиях конкуренции нарушение рыночного равновесия (дефицит или излишек) и отклонение рыночной цены от равновесной не могут быть длительными – равновесие восстанавливается автоматически, т.е. происходит рыночное саморегулирование. |
Нарушения равновесия |
Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем (рис. 5.6). а) при увеличении спроса и цена, и равновесный объем увеличиваются: P2 > P1 и Q2 > Q1. б) при падении спроса и равновесный объем снижаются: P2 < P1 и Q2 < Q1. |
Изменение предложения при постоянстве спроса приводит к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем (рис. 5.7). а) при увеличении предложения цена снижается, а равновесный объем возрастает: P2 < P1, а Q2 > Q1. б) при снижении предложения цена возрастает, а равновесный объем сокращается: P2 > P1, а Q2 < Q1. |
При одновременном изменении спроса и предложения изменение равновесного объема и равновесной цены зависит от направлений изменения спроса и предложения (увеличение или сокращение) и соотношения в степени изменения спроса и предложения (что больше изменяется). |
Виды равновесия |
В зависимости от времени, имеющегося в распоряжении продавца (производителя), и соответственно характера эластичности предложения различают: - мгновенное равновесие. Ситуация на рынке, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, предложение оказывается совершенно неэластичным. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной; - краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставляет производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей и за счет этого увеличить предложение. Оно станет более эластичным, соответственно рыночное равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного равновесия; - долгосрочное равновесие. Оно достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм, а также соответствующего перераспределения ресурсов. Эластичность предложения повысится. Равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия. Цена долгосрочного равновесия носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой. |