Посадки в системе отверстия и в системе вала.

 

Посадки всех трех групп с различными зазорами и на­тягами можно получить, изменяя положения полей допу­сков обеих сопрягаемых деталей (рис. 10, а). Однако удобнее в технологическом и эксплуатационном отноше­ниях получать разнообразные посадки, изменяя положе­ния поля допуска только вала (рис. 10, б) или только отверстия (рис. 10, в). Например, все посадки, рассмо­тренные в примерах 8—10 (см. рис. 8 и 9), образованы изменением положения полей допусков вала при постоянных полях допусков отверстий (ES = 15 мкм; и EI = 0). Деталь, у которой положение поля допуска не зависит от вида посадки, называют основной деталью системы. Это может быть отверстие или вал, имеющие любое основное отклонение. В системе допусков и посадок СЭВ основными деталями служат отверстия или валы, име­ющие основное отклонение, равное нулю.

Таким образом, основная деталь — это деталь, поле допуска которой является базовым для образования посадок, установленных в данной системе допусков и по­садок.

 

 

 

Рис. 10

 

Основное отверстие — отверстие, нижнее отклоне­ние которого равно нулю EI = 0 (см. рис. 7, а и 10, б). У основного отверстия верхнее отклонение всегда положи­тельное и равно допуску ES 0 = TD; поле допуска расположено выше нулевой линии и направлено в сторону увеличения номинального размера. Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю es = 0 (см. рис. 7, и рис. 10, б). У основного вала , поле допуска расположено ниже нулевой линии и направлено в сторону уменьшения номинального размера.

В зависимости от того, какая из двух сопрягаемых деталей является основной, системы допусков и посадок включают два ряда посадок: посадки в системе отверстия — различные зазоры и натяги получаются соединением раз­личных валов с основным отверстием (см. рис. 10, б);

Посадки в системе вала — различные зазоры и натяги по­лучаются соединением различных отверстий с основным валом (см. рис. 10, б).

Нужные зазоры и натяги получают, изменяя основные отклонения не основных деталей: валов в системе отвер­стия и отверстий в системе вала. Основные отклонения не основных деталей системы изменяются по абсолютной величине и могут быть положительными, отрицательными и равными нулю. В последнем случае (см. рис. 7, а) получается посадка с зазором, образованная основным отверстием и основным валом.

Валы различной точности (даже высокой) можно обра­батывать и измерять универсальными инструментами — резцами, шлифовальными кругами, микрометрами и т. д. Для обработки и измерения точных отверстий применяют специальные, дорогостоящие инструменты (зенкеры, раз­вертки, протяжки, калибры-пробки). Число комплектов таких инструментов, необходимых для обработки отвер­стий с одинаковым номинальным размером, зависит от разнообразия 'предельных отклонений, которые могут быть назначены. Допустим, требуется изготовить три ком­плекта деталей одинаковых номинальных размеров и оди­наковой точности для получения посадок с зазором, на­тягом и переходной. В системе отверстия предельные раз­меры отверстий одинаковы для всех трех посадок (см. рис. 10, б), и для обработки потребуется только один комплект специальных инструментов. В системе вала пре­дельные размеры отверстий для каждой посадки различны (см. рис. 10, е), и для обработки потребуется три комплек­та специальных инструментов.

Благодаря тому, что для получения разнообразных посадок в системе отверстия требуется значительно меньше специальных инструментов для обработки отвер­стий, эта система в машиностроении имеет преимуществен­ное применение.