ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Часть V УПРАВЛЕНИЕ
НЕФТЕГАЗОСТРОИТЕЛЬНЫМИ
ПРОЕКТАМИ
ГЛАВА 19. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
НЕФТЕГАЗОСТРОИТЕЛЬНЫМИ
ПРОЕКТАМИ
19.1. Основные положения
19.2. Структуризация проекта
19.3. Функции и подсистемы управления проектами
19.4. Переход компании к проектному управлению: задачи и этапы решения
19.5. Порядок проектирования нефтегазовых объектов
19.6. Разработка проекта
19.6.1. Планирование проекта
19.6.2. Организация управления проектом
19.6.3. Схемы финансирования проектов
19.6.4. Оценка эффективности проекта
19.7. Управление проектом
19.7.1. Торги и договоры (контракты)
19.7.2. Контроль и регулирование проекта
19.7.3. Управление изменениями
19.7.4. Управление материально-техническими ресурсами
19.7.5. Управление человеческими ресурсами проекта
19.7.6. Управление коммуникациями
19.8. Завершение проекта. Резюме
Контрольные вопросы и задания
Литература
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В данной главе приведены основные понятия и принципы управления проектами. Для более глубокого изучения рекомендуем обратиться к специализированным изданиям [1-4].
Понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее общими из которых являются следующие:
• направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
• координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;
• ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом.
Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции компании и вполне совместима с ней. Более того, проект часто становится основной формой деятельности компании (см. главу 21).
В общем случае проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.
Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки. Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль (доход), материально-вещественным результатом - новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.
В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственный комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом: проект — целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
Программа — проекты или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин проект, как правило, связывается с относительно краткосрочными целями.
Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы. Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.
Управляемыми параметрами проекта являются:
• объемы работ и виды работ по проекту;
• стоимость, издержки, расходы по проекту;
• временные параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта; а также взаимосвязи работ;
• ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали; а также ограничения по ресурсам;
• качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и пр.
Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.
Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (или также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.
Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована.
Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта — специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.
Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект. Различают:
• функциональную структуру. В качестве ее разновидности может применяться дивизиональная форма организации управления, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признаку;
• проектную структуру;
• матричную структуру. Могут быть выделены три ее разновидности: слабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; сбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта.
Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл может делиться на четыре фазы:
• концептуальную, включающую формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;
• фазу разработки проекта, в состав которой входят определеные структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;
• фазу выполнения проекта, состоящую из работ по реализации проекта, включая строительство, маркетинг, обучение персонала;
• фазу завершения проекта, включающую в общем случае приёмочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию;
• эксплуатационную, охватывающую приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.
Содержание фаз жизненного цикла проекта представлено в табл.19 1.1.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ | Бюджетирование | Сметные расчеты | Бухгалтерский учет | Оценки | Приемка | Экспертиза | Торги и контракты | Логистика | Сетевое моделирование | Календарное планирование | PERT | ||||
ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПР ОЕКТАМИ | Управление объемами | Управление временем | Управление стоимостью | ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПР ОЕКТАМИ | Управление объемами | Управление временем | Управление стоимостью | Управление ресурсами | Управление человеческими ресурсами | Управление качеством | Управление рисками | Управление коммуникациями | Управление изменениями | Координационное управление | |
Инициирование | Планирование | Организация | Исполнение | Мониторинг | Контроль | Анализ | Администрирование | Координация | Завершение |
В функции управления проектом входят: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.
Подсистемы управления проектом включают в себя: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.
Методы управления проектами позволяют:
• определить цели проекта и провести его обоснование;
• выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
• определить необходимые объемы и источники финансирования;
• подобрать исполнителей - в частности через процедуры торгов и конкурсов;
• подготовить и заключить контракты;
• определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
• рассчитать смету и бюджет проекта;
• планировать и учитывать риски;
• обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Управление проектами включает в себя такие методы, как: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование и др.
Структура функций, подсистем и методов управления проектами представлена в табл. 19.1.2.
Таблица 19.1.2 - Структура функций, подсистем и методов
управления проектами
Функции управления проектами | Подсистемы управления проектами | Методы и средства управления проектами |
Инициирование | Управление объемами | Бюджетирование |
Планирование | Управление временем | Сметные расчеты |
Организация | Управление стоимостью | Бухгалтерский учет |
Исполнение | Управление ресурсами | Оценки |
Мониторинг | Управление человеческими ресурсами | Приемка |
Контроль | Управление качеством | Экспертиза |
Анализ | Управление рисками | Торги и контракты |
Администрирование | Управление коммуникациями | Логистика |
Координация | Управление изменениями | Сетевое моделирование |
Завершение | Координационное управление | Календарное планирование |
PERT |