ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Часть V УПРАВЛЕНИЕ

НЕФТЕГАЗОСТРОИТЕЛЬНЫМИ

ПРОЕКТАМИ

 

ГЛАВА 19. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

НЕФТЕГАЗОСТРОИТЕЛЬНЫМИ

ПРОЕКТАМИ

 

19.1. Основные положения

19.2. Структуризация проекта

19.3. Функции и подсистемы управления проектами

19.4. Переход компании к проектному управлению: задачи и этапы решения

19.5. Порядок проектирования нефтегазовых объектов

19.6. Разработка проекта

19.6.1. Планирование проекта

19.6.2. Организация управления проектом

19.6.3. Схемы финансирования проектов

19.6.4. Оценка эффективности проекта

19.7. Управление проектом

19.7.1. Торги и договоры (контракты)

19.7.2. Контроль и регулирование проекта

19.7.3. Управление изменениями

19.7.4. Управление материально-техническими ресурсами

19.7.5. Управление человеческими ресурсами проекта

19.7.6. Управление коммуникациями

19.8. Завершение проекта. Резюме

Контрольные вопросы и задания

Литература

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В данной главе приведены основные понятия и принципы управления проектами. Для более глубокого изучения рекомендуем обратиться к специализированным изданиям [1-4].

Понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее общими из которых являются следующие:

• направленность на достижение конкретных целей, определен­ных результатов;

• координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;

• ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом.

Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции компании и вполне совместима с ней. Более того, проект часто становится основной формой деятельности компании (см. главу 21).

В общем случае проект - некоторая задача с определенными ис­ходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловли­вающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.

Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки. Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль (доход), материально-вещественным результатом - новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.

В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственный комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом: проект — целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Программа — проекты или проект, отличающийся особой слож­ностью создаваемой продукции и/или методов управления его осу­ществлением. При таком подходе термин проект, как правило, связывается с относительно краткосрочными целями.

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы. Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.

Управляемыми параметрами проекта являются:

• объемы работ и виды работ по проекту;

• стоимость, издержки, расходы по проекту;

• временные параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта; а также взаимосвязи работ;

• ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали; а также ограничения по ресурсам;

качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и пр.

Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (или также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована.

Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта — специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.

Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект. Различают:

функциональную структуру. В качестве ее разновидности может применяться дивизиональная форма организации управления, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признаку;

проектную структуру;

матричную структуру. Могут быть выделены три ее разновидности: слабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; сбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта.

Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл может делиться на четыре фазы:

концептуальную, включающую формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;

• фазу разработки проекта, в состав которой входят определеные структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;

фазу выполнения проекта, состоящую из работ по реализации проекта, включая строительство, маркетинг, обучение персонала;

фазу завершения проекта, включающую в общем случае приёмочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию;

эксплуатационную, охватывающую приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.

Содержание фаз жизненного цикла проекта представлено в табл.19 1.1.

 

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ Бюджетирование Сметные расчеты Бухгалтерский учет Оценки Приемка Экспертиза Торги и контракты Логистика Сетевое моделирование Календарное планирование PERT
ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПР ОЕКТАМИ Управление объемами Управление временем Управление стоимостью ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПР ОЕКТАМИ Управление объемами Управление временем Управление стоимостью Управление ресурсами Управление человеческими ресурсами Управление качеством Управление рисками Управление коммуникациями Управление изменениями Координационное управление  
  Инициирование Планирование Организация Исполнение Мониторинг Контроль Анализ Администрирование Координация Завершение  

 

 

В функции управления проектом входят: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы управления проектом включают в себя: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

Методы управления проектами позволяют:

• определить цели проекта и провести его обоснование;

• выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);

• определить необходимые объемы и источники финансирования;

• подобрать исполнителей - в частности через процедуры торгов и конкурсов;

• подготовить и заключить контракты;

• определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

• рассчитать смету и бюджет проекта;

• планировать и учитывать риски;

• обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.

Управление проектами включает в себя такие методы, как: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование и др.

Структура функций, подсистем и методов управления проектами представлена в табл. 19.1.2.

Таблица 19.1.2 - Структура функций, подсистем и методов

управления проектами

Функции управления проектами Подсистемы управления проектами Методы и средства управления проектами
Инициирование Управление объемами Бюджетирование
Планирование Управление временем Сметные расчеты
Организация Управление стоимостью Бухгалтерский учет
Исполнение Управление ресурсами Оценки
Мониторинг Управление человеческими ресурсами Приемка
Контроль Управление качеством Экспертиза
Анализ Управление рисками Торги и контракты
Администрирование Управление коммуникациями Логистика
Координация Управление изменениями Сетевое моделирование
Завершение Координационное управление Календарное планирование
    PERT