Лекція 1. Методологічні основи наукового дослідження.

ЕЛЕКТРОННИЙ КОНСПЕКТ

З курсу: Основи соціально-педагогічних досліджень

 

 

Студентки 2 курсу СП А групи

напряму підготовки: Соціальна
педагогіка

спеціальності: Соціальна педагогіка і

практична психологія

Видай Ю.В.
(прізвище та ініціали студента)

Керівник:

доцент кафедри соціальної педагогіки,

кандидат педагогічних наук

КАЛЬЧЕНКО Л. В.

Національна шкала ________________

Кількість балів: ___________________

Оцінка: ECTS ____________________

 

 

Луганськ

 

І. ЛЕКЦІЙНО-МЕТОДИЧНИЙ БЛОК КУРСУ

Лекція 1. Методологічні основи наукового дослідження.

Відповіді на самостійне вивчення навчального матеріалу:

1.

Опорний план- конспект.

Методологія

Философський Технологический Общенаучный конкретно-научний

уровень уровень урівень уровень

 

Гуманизм

Анализ Принцип обьяснения Экзистенциализм Синтез Принцип взаимодействия

Неотомизм Сравнение и развития

Неопозитивизм Абстрагирование Принцип детерминизма

Прагматизм Конкретизация Принцип целостности

диалектический материализм Обобщение Принцип системности

Моделирования и взаимодействия

Индукция и дидукция Принцип активности

Принцип субьективности

Принцип реконструкции

Формы методологии

Дискрептивная Прескриптивная

2

Наукове дослідження

фундаментальна (теоретична) прикладні (емпіричні).

категорія категорія

Науково-педагогічне дослідження виконує функції.

Комунікативна Пізнавальна Соціальна

є каналом передачі не Полягає у вивчені, За його допомогою

тільки знань, але і емоцій, осягненні сутнісних вирішується важливі

засобом духовного та сторін процесу навчання, для суспільства

інтелектуального виховання, спілкування, проблеми, внаслідок

спілкування людей. соціалізації чого зміст, мова

публікацій повинні

відповідати своєму

соціальному призначенню

потребам тієї групи

споживачів, для якої вони

призначені.

 

3. "Нерасчлененный мир"

"Расчлененная картина мира".

картины "Человек как субъект жизнедеятельности"

мира "Человек как приоритет природного мироздания"

 

Картина мира и образ науки во многом определяют характер социальной педагогики как научной дисциплины, позиции конкретного социального педагога и работника, его ориентации, мировоззрение, понимание того, что он хочет, как понимает свою задачу. В этой связи актуализируется вопрос о парадигме научного знания в проблематике социальной педагогики.

Принципы ньютоно-картезианской науки

 
 

 


Объективное существование материи

 
 

 


Трехмерность пространства

 
 


Направленность времени в одном направлении, от прошлого в будущее

 


Наличие линейной зависимости между объектами и процессами, имеющими причинно-следственные связи и отношения

 
 

 


Детерминированность объяснений, наличие фундаментальных закономерностей

 

 

 

Научные психологические школы, школы-направления.

 

 
 

 


ощущения (ассоциативная психология)

 
 


фигура-фон (гештальтпсихология)

 

реакция

 


рефлекс (реактология, рефлексология)

 

установка (школа Д.Н. Узнадзе)


поведенческий акт (бихевиоризм)

 

обратимые операции (школа Ж. Пиаже)

 

значения, переживания (школа Л.С. Выготского)

 

предметная деятельность (школа А.Н. Леонтьева)

 

ориентировочная основа деятельности (школа П.Я. Гальперина)

 
 


 

действие, акт отражения (школа С.Л. Рубинштейна)

 

К основным законам материалистической диалектики относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания-отрицания.

Теоретическая концепция современного подхода к субъекту.

       
   


Понятие субъекта Характерной особенностью

специфический способ субьекта является то, что его

организации, где под сущность связана не только

организацией предполагается с гармонией, упорядоченностью

качественная определенность, целостностью, но и с разрешением

специфическая целостная система противоречий.

 

Философско-педагогические направления

 
 

 

 


ПРАГМАТИЗМ

 
 

 


НЕОПРАГМАТИЗМ

 

ПОЗИТИВИЗМ


НЕОПОЗИТИВИЗМ

 
 


НЕОТОМИЗМ

 
 


ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

БИХЕВИОРИЗМ

 

 

4. ЯЗЫК НАУКИ, ЕЕ КАТЕГОРИИ

 
 

ФАКТ

события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определённым образом зафиксированы, зарегистрированы

ПОЛОЖЕНИЕ

научное утверждение, сформулированная мысль.

 
 


ПОНЯТИЕ

мысль, отражающая в обобщённой и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений

ДОКОЗАТЕЛЬСТВО

           
     
 
 

Простые Сложные

 

Тезис Аргументы Демонстрация Презумпция

           
     
 
 
 

Основной Частный Факты

Умозаключения

Законы

Акциомы

 
 


Определения

Документальное свидетельства

 

 

ДОКОЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ

 

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ЛОЖЬ

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

ИСТИНА

Обьективная абсолютная относительная конкретная

 

КАТЕГОРИЯ

ПРИНЦИП

ЗАКОН

 

ТЕОРИЯ

МАТЕРИОЛОГИЯ

 

ИДЕЯ

 
 

ДОКТРИНА

ПАРАДИГМА

 

 

2.

№ з/п Назва методологічного принципу Сутнісні характеристики методологічного приципу
1. Принципы объяснения Основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.  
2. Принцип взаимодействия и развития Взаимодействие и развитие – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимодействия и развития проявляется в том, что взаимодействие возможно только как развитие, а развитие – это «способ существования... взаимодействующих систем, связанный с образованием качественно новых... структур... за счёт развивающего эффекта взаимодействия». Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем.  
3. Принцип детерминизма Всё существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминация, или причинность, – генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия). Принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).  
4. Принцип целостности Принцип применяется для объяснения таких свойств объектов, как сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, сохранение идентичности личности на протяжении её развития); приобретение качественно новых свойств в процессе взаимодействия (например, формирование психики в эволюции живых организмов); несуммируемость свойств частей в свойства целого (известный афоризм: целое не равно сумме своих частей) и т. п.  
5. Элементаризм (атомизм) Механистическая версия принципа целостности, предполагающая составленность целого (системы) из элементов и возможность разложения системы в набор (несвязное множество) исходных элементов. Такая трактовка целостности находится в противоречии с принципами взаимодействия, системности, субъектности и др.
6. Редукционизм (от лат. reductio – снижение, сведение) Принцип, по сути отрицающий целостность объектов. Редукционизм объясняет свойства объектов и явлений через наиболее простые процессы и свойства, лежащие в основе объясняемого.  
7. Холизм (от греч. oAof – целый) Версия принципа целостности, постулирующая невыводимость свойств целого из свойств компонентов и признающая целостность первичным, не сводимым ни к чему началом. Заметим, что принцип системности также исходит из того, что целостность объектов является их неотъемлемым качеством, но объясняет их на основе принципов взаимодействия и детерминизма.  
8. Принципы системности и взаимодействия Служат обоснованием концепции системогенеза. Эта концепция противостоит концепции развития как органогенеза и описывает развитие организмов как процесс формирования и усложнения систем. Определённая система формируется как общность компонентов различной анатомической принадлежности, совокупная активность которых обеспечивает достижение важного для жизнедеятельности индивида результата.  
9. Принцип активности В основе феномена активности лежит возможность реализации (актуализации) моделей накопленных взаимодействий. Пространственно-временные и содержательные характеристики активности определяются соответствием свойств реализованных в прошлом взаимодействий, фиксированных в специализированных структурах, целям, достижение которых актуально, характеристикам ситуации, в которой цель будет достигаться, и средствам, которые будут использоваться. Активность обеспечивает непрерывность развития.  
10. Принцип субъектности Фиксация информационных моделей взаимодействий приводит к формированию структур, сохраняющих всё многообразие произошедших взаимодействий с миром. Такая структура уникальна, поскольку история её формирования индивидуальна, способна к саморазвитию, обладает активностью и является её источником, целостна (в соответствии с принципами взаимодействия, детерминизма, системности и активности). Перечисленные свойства позволяют охарактеризовать такую структуру как субъект взаимодействия.  
11. Принцип реконструкции Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром (субъект) и процессы их актуализации (т. е. приведение этих структур в активное состояние), недоступны непосредственному изучению. Как правило, их обозначают как внутренние, или скрытые, в отличие от феноменов внешнего, наблюдаемого поведения.  

 

3.

№ з/п Назва філософського учіння Основні положення та принципи Представники/засновники учіння
1. Материализм и диалектика Материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимозависимы (принцип детерминизма); все предметы и явления находятся в постоянном движении, развиваются и изменяются (принцип развития).   К. Маркс и Ф. Энгельс
    ВЫВОД Диалектико-материалистическая социальная педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер.  
2. Категория субьекта 1. Понятие субъекта - это специфический способ организации, где под организацией предполагается качественная определенность, специфическая целостная система (С.Л. Рубинштейн). Биологические способы организации объективны и не могут быть изменены, их совершенствование связано с длительными периодами эволюции. Но специалист-управленец по своей природе как субъект обладает уникальной способностью изменять или предлагать различные способы организации по отношению к объективно существующим. С теоретической категорией субъекта связано появление некоторого пространства, образованного двумя, а не одним, полюсами, - от реального, часто совершенно неоптимального до идеального, оптимального способа организации. Активность субъекта, целенаправленный характер которой представляет деятельность, в том числе профессиональную, развивается именно в этом пространстве - от наличного, реального (или, скажем, совершенно, деструктивного) способа организации к идеальному, оптимальному. Социальный педагог, став субъектом, постоянно решает задачу совершенствования и в этом его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся задача. 2. Характерной особенностью субъекта является то, что его сущность связана не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением противоречий. Субъект сам представляет собой некоторую, никогда не совпадающую систему, относительно той, которая философски определяется как объект, а иначе - как объективная реальность, как социальная, жизненная, социально-педагогическая и любая другая реальность. Активность субъекта связана и проявляется в постоянном разрешении противоречия между той сложной живой системой, которую представляет он сам, и объективными, прежде всего, условиями профессиональной деятельности. В полной мере субъект активен не потому, что потребности движут его активностью, а потому, что разрешает противоречие между своими потребностями, возможностями, условиями их удовлетворения.   С.Л. Рубинштейн
    ВЫВОД Является центральной как на философском, частно научном, так и чисто практическом уровнях. Она раскрывает качества активности человека, являет его место и роль в мире, способность к деятельности, самостоятельности, самоопределению и развитию
3. Философия холизма 1. Отказ от устаревшей механической картины мира, основанной на непосредственном чувственном опыте и классической логике. Основа природы, по современным представлениям, больше не является только "объективным миром". Она - неделимая триада, состоящая из субъекта, объекта и происходящего между ними процесса интеракции. 2. Признание новейших представлений о природе как крайне дифференцированной квантовой действительности и теории саморегулирующихся открытых макросистем. Эти системы не носят детерминированного характера, но в них постоянно воспроизводится строгий порядок в соответствии с действующими законами. 3. Модель новой саморегулирующейся "творческой" картины мира дает целостное представление о природе, охватывает и все социальные сферы жизни. Ибо в понятие "природа" включается всесторонняя взаимосвязь всех материальных, энергетических и информационных феноменов, включая субъективно-объективные отношения. 4. Пути выхода из современного кризиса, охватывающего все сферы общественной жизни и поставившего на грань уничтожения само существование человека, находятся в том числе и в плоскости создания холистической школы. В рамках этой школы должны быть преодолены такие фундаментальные методологические ошибки прошлого, как отсутствие целостности в понимании основ человеческой цивилизации, естественнонаучного знания (физической картины мира и человека). 5. В качестве главной цели концепция "целостной школы" предусматривает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности. А это означает установление разнообразных горизонтальных и вертикальных связей школы с окружающим социумом, что и является критерием ее целостности.  
    ВЫВОД Таким образом, свои теоретико-методологические позиции авторы социально-педагогической школы холизма обосновывают философским принципом холизма (от греч. - целое), представлениями о существующих в природе универсальных творческих силах, обладающих потенциалом самоорганизации и созидающих эволюционным путем целостности во всех системах и процессах по сходным сценариям. Использование принципов холизма в социально-педагогической деятельности означает учет в ней динамической силы холистического процесса, т.е. эволюции природы, принципов ее самоорганизации, как в плане космологии, биологии, так и в плане культуры. Но при этом не ставится под сомнение человек как самостоятельно думающее и действующее существо. Меняется лишь акцент в его исследовании. Он переносится с анализа влияния процессов "реагирования" на проблемы самоорганизации.  
4. Прагматизм Ее основная суть: школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания; важнейшими принципами обучения и воспитания должен быть принцип развития активности личности, возбуждения интереса как мотива деятельности; воспитание и обучение' осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел; индивидуальный опыт личности - основа воспитательного процесса, целью воспитания является "самовыявление" данных индивиду от рождения инстинктов и склонностей; человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами поведения и правилами. Он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель; нравственно все то, что помогает достижению личного успеха.   Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джемс (1842-1910)   Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859-1952)
  ВЫВОД В 60-е г.г. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. Причинами этого факта явились те обстоятельства, что прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества образования и воспитания. В условиях научно-технической революции (НТР) возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.
5. Неопрагматизм Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Данная позиция усиливает принцип и природу индивидуалистической направленности воспитания: окружающие личность люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора личностью оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлении и оценок. . В основе такого выбора и оценок лежит полный произвол в оценках и поступках личности; в таком произволе находится источник активности личности и ее жизненного оптимизма. А. Маслоу, А. Комбе, Э. Кел-ли, К. Рожжерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.
    ВЫВОД Неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и получает все более широкое распространение в других странах Западного мира.  
6. Позитивизм Данное философское направление обусловлено своим появлением теми огромными открытиями, которые были сделаны в области химии, биологии на стыке ХГХ-ХХ в.в. Для его представителей, чаще всего крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. В рассматриваемой методологии истинным является то, что получено с помощью количественных методов. Наукой признается математика и естествознание, а обществоведение относится к области мифологии. Платон, Аристотель, Юма, Кант
  ВЫВОД С точки зрения такая наука, как социальная педагогика, наукой не является.  
7. Неопозитивизм Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях НТР нуждается в рациональном мышлении, а не в идеологии; система воспитания должна быть полностью гуманизирована, в этом находится ее главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми; в основе воспитания лежит не чувственное освоение мира, а логика и убеждения; лишь с помощью рационального мышления как главного критерия зрелости личности воспитание сможет проявить значение фактора саморазвития личности. Представитель философской школы неопозитивизма - Дж. Конант, известный ученый-атомщик и политический деятель США. П. Хере, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и др.
  ВЫВОД Педагогика неопозитивизма не лишена плодотворных идей. Ее влияние ощущается в перестройке воспитательных систем и в нашей стране: поворот к гуманизации государственно-общественного воспитания. Поэтому нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется "новым гуманизмом", "сциенцизмом" (от англ. - наука).  
8. Неотомизм К основным положениям философии неотомизма можно отнести следующие утверждения. Мир познаваем, но он делится на две субстанции: материальный мир и мир духовный. Материальный мир – низший ("мертвый мир"), который не имеет "сущности" и цели. Его познанием, изучением занимается наука, которая, собирая эмпирические данные, оказывается способной раскрыть сущность мира, поскольку она (сущность) определена Богом. Мир духовный – высший мир, - более богат, чем материальный, более благороден и имеет большую ценность. Это мир Бога, сотворенный для новой жизни. Отрицание Бога приводит к деструкции общества. Основные положения педагогики неотомизма можно свести к следующему: человек обладает "двойственной природой"; он - единство материи и духа, а поэтому одновременно является и индивидом и личностью; как индивид человек - материальное, телесное существо, подчиненное всем законам природы и общества; как личность человек обладает бессмертной душой-органом "сверхсуществования", здесь он возвышается над всем земным и подчинен только Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысла его жизни; главное - душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного начала; цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному. Ближняя цель - христианское усовершенствование человека на земле; дальняя - забота о его жизни в потустороннем мире, спасении души; в процессе воспитания должны формироваться общечеловеческие добродетели: доброта, гуманизм, честность, любовь к ближнему, способность к самопожертвованию и т.п.; только эти качества могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилизацию.   Религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274) известный французский ученый-философ, глава неотомизма Ж. Мартен. К видным представителям педагогики неотомизма относят У. Каннингама, У. Макгакена (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловениха (Германия), Р. Ливигстона (Англия), Е. Жильсона (Франция) и др.  
  ВЫВОД Современный мир деструктивен. В нем наблюдается резкое падение нравственных устоев, царит жестокость, преступность, наркомания, алкоголизм и т.д. В таком падении нравов во многом виновата школа как основной институт социального воспитания, в которой господствует сплошной рационализм и забвение духовного. А именно в духовном находятся источники нравственности, любви, счастья, свободы и смысла человеческого существования, жизни. Потому вся система социализации личности должна быть направлена на развитие духовного стремления приобщиться к миру Бога.
9. Экзистенциализм Ключевое понятие философии экзистенциализма - существование (экзистенция) - означает -индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я". Такая установка предполагает и соответствующего отношения к миру -и человеку. Объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого человека. общество наносит колоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведения; теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; кроме того, она претендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъективное представление и видении мира, и человек сам творит мир таким, каким он хочет его видеть; самобытности личности особенно претит коллектив, который превращает человека в "стадное животное", нивелирует и подавляет его "Я"; центром воспитательного воздействия является подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное, а сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение; правила педагогической деятельности простые: меньше наставлять, больше дружеского участия; протяни руку помощи тем, кто ищет духовную опору в жизни; предоставь каждому право в жизни идти своим путем, в меру отпущенных ему природой способностей; не упускай случая "вызвать очищающий бунт против самого себя" и т.д. Основные ее представители: Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Яспера (Германия), Ж. Сартр. А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тил-лих и другие. представители современной экзистенциальной педагогики (Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах - США, У. Баррей - Великобретания, М. Марсель - Франция, О.Ф. Больнов - Германия, Т. Морита - Япония, А. Феллико - Италия и другие)
    ВЫВОД Таким образом отрицается существование-объективного знания и объективных истин. Личность в современном мире деформирована, отчуждена, потеряла своеобразие. В связи с этим индивид должен творить себя сам, а цель социальных институтов воспитания заключается в том, чтобы научить воспитанника "творить-себя как личность, создавать себя". Рациональное зерно философии существования. заключено в том, что она дает последней методологию индивидуализации образования и воспитания.  
10. Бихевиоризм Главные идеи необихевиоризма применительно к социально-педагогическому процессу заключаются в следующем: для того, чтобы вызвать определенное поведение воспитанника, т. е: достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить; процесс- воспитания ориентируется на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляемой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества "индустриального человека": деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость и т.д.; электронно-вычислительная техника - важное средство в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса американский ученый-философ и психолог Дж.Уотсон, который обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Голмен, С. Пресси и др.) дополнили его положением о подкреплении.  
         

 

4. Тезаурус