Передача винт–гайка

Передачей винт–гайка называется механическая передача, состоящая из винта и гайки и предназначенная для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот.

Достоинства передачи винтгайка:

простота, компактность и технологичность конструкции;

большой выигрыш в силе;

возможность получения медленного движения при высокой точности перемещений;

большая нагрузочная способность, плавность и бесшумность работы.

Недостатки передачи:

значительное трение в резьбовой паре, вызывающее повышенный ее износ и сравнительно низкий КПД.

Для уменьшения потерь целесообразно применять многозаходные резьбы с большим углом подъема винтовой линии (до γ = 20-25°). Лишь при требовании самоторможения приходится ограничивать значение g < r¢, несмотря на снижение КПД. Скорость скольжения в резьбовой паре больше скорости осевого перемещения в 10-40 раз.

Передача винт–гайка широко применяется:

для создания больших сил (винтовые прессы, грузоподъемные машины, прокатные станы, тиски, домкраты);

для точных перемещений (механизмы подачи в металлорежущих станках, измерительных приборах, рабочих органах роботов, установочные и регулировочные устройства).

Расчет передачи винт–гайка

Чаще всего причиной выхода из строя передачи скольжения винт–гайка является износ резьбы. Кроме того, передача может выйти из строя в результате недостаточной прочности и устойчивости тела винта.

Основным критерием работоспособности передачи винт–гайка является износостойкость резьбы.