Передача винт–гайка
Передачей винт–гайка называется механическая передача, состоящая из винта и гайки и предназначенная для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот.
Достоинства передачи винт–гайка:
простота, компактность и технологичность конструкции;
большой выигрыш в силе;
возможность получения медленного движения при высокой точности перемещений;
большая нагрузочная способность, плавность и бесшумность работы.
Недостатки передачи:
значительное трение в резьбовой паре, вызывающее повышенный ее износ и сравнительно низкий КПД.
Для уменьшения потерь целесообразно применять многозаходные резьбы с большим углом подъема винтовой линии (до γ = 20-25°). Лишь при требовании самоторможения приходится ограничивать значение g < r¢, несмотря на снижение КПД. Скорость скольжения в резьбовой паре больше скорости осевого перемещения в 10-40 раз.
Передача винт–гайка широко применяется:
для создания больших сил (винтовые прессы, грузоподъемные машины, прокатные станы, тиски, домкраты);
для точных перемещений (механизмы подачи в металлорежущих станках, измерительных приборах, рабочих органах роботов, установочные и регулировочные устройства).
Расчет передачи винт–гайка
Чаще всего причиной выхода из строя передачи скольжения винт–гайка является износ резьбы. Кроме того, передача может выйти из строя в результате недостаточной прочности и устойчивости тела винта.
Основным критерием работоспособности передачи винт–гайка является износостойкость резьбы.