Сварные соединения

Сварным называется неразъемное соединение, выполненное сваркой, т. е. путем установления межатомных связей между свариваемыми частями при их нагревании или пластическом деформировании.

Сварные являются наиболее распространенными и совершенными из всех неразъемных соединений.

Достоинства:

лучше других обеспечивают условия равнопрочности;

герметичность конструкции;

малая трудоемкость;

легкость механизации и автоматизации процесса сварки;

невысокая масса и стоимость конструкции. Замена клепаных конструкций сварными уменьшает их массу до 25%, а замена литых конструкций сварными экономит до 30% и более металла.

Недостатки:

недостаточная надежность при ударных и вибрационных нагрузках;

коробление деталей в процессе сварки;

концентрация напряжений;

невозможность сварки закаленных соединений;

зависимость качества соединения от квалификации сварщика при ручной сварке;

сложность проверки качества соединений.

Существует две группы сварки: сварка плавлением и сварка давлением. В машиностроении наиболее распространена дуговая сварка, при которой нагрев осуществляется электрической дугой.

Свариваемость материалов характеризуется их склонностью к образованию трещин при сварке и механическими свойствами соединения. Хорошей свариваемостью обладают низкоуглеродистые стали, плохой – высокоуглеродистые стали и чугуны.

 

Основным критерием работоспособности сварных соединений является прочность.

Расчет стыковых соединений производится по нормальному напряжению растяжения или сжатия по нормальному сечению соединяемых элементов без учета выпуклости шва:


где δ – толщина соединяемых элементов; L – длина шва;[σ´] – допускаемое напряжение металла шва для принятой технологии сварки.

Основным геометрическим и расчетным параметром угловых швов является катет К (если катеты шва не равны, то шов характеризуют меньшим катетом). В большинстве случаев катет шва принимают равным толщине соединяемых деталей (см. рис. 22.2б).

 


Расчет угловых швов производится по касательным напряжениям сдвига в опасном сечении, расположенном в биссекторной плоскости прямого угла, без учета выпуклости шва:

где 0.7k = k·sin45˚– высота опасного сечения шва; L – суммарная длина швов; [τ´] – допускаемое напряжение металла шва для принятой технологии сварки.

Приведенные расчетные формулы пригодны для швов сварных конструкций, нагруженных осевыми силами, но не моментами