ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К МЕСТУ ДЕЙСТВИЯ
Отношение к месту действия меняется у студента, когда перед ним ставится вопрос: что бы вы делали и как вели бы себя, если бы вошли не на сцену, а, например, в картинную галерею? Декораций на сцене нет, она пуста. Ничто здесь не напоминает картинную галерею. Но студент своим отношением и поведением должен заставить нас поверить, что он именно в картинной галерее. Тут мы снова предупреждаем студентов, чтобы они не пытались видеть перед собой несуществующие картины. Нет, видеть они должны то, что есть на сцене в действительности, например висящие сукна. Разглядывая эти сукна и видя на них реальные пятна, тени, детали выработки, складки, они должны относиться к этим пятнам, теням и т. п. так, как если бы это были части картин, изображающих пейзажи, портреты. Тень на занавеске может напомнить лес, освещенная
Стр. 121
выпуклость — озеро, пятно — куст сирени. Очертания выработки сукна могут напомнить какое-нибудь лицо. Что-то может нравиться и не нравиться. Пятно привлекло внимание, мимо тени пройдешь равнодушно. Тут можно вспомнить упражнения на ассоциации, помогающие выполнить упражнение на перемену отношения. Они вызывают воспоминания, от которых может отталкиваться воображение. Как и в упражнениях на перемену отношения к предмету, деятельность воображения возникает тут же, на сцене, и преображает впечатления от реальных вещей и реального места в художественный вымысел. Таким образом, в этих упражнениях студент находит подлинное, живое отношение к условному месту действия.
Перед выходом на сцену студент должен создать для себя предлагаемые обстоятельства для по* сещения галереи. Как он попал сюда: случайно или намеренно? Сколько у него времени для осмотра? Первый ли раз он здесь? Есть ли тут знаменитые картины? Что это за галерея? и т. д. Все эти предлагаемые обстоятельства будут определять его поведение.
При выполнении подобных упражнений участники их обычно сразу начинают разглядывать сукна или стены, ища отношения к ним как к картинам, пропуская момент общего обзора зала и решения, откуда начать осмотр. В этом их -