Развитие личностного и человеческого потенциала

В социологии давно сложилось представление о том, что человек как биологический вид и личность обладает большим нереализованным потенциалом. По мнению Маслоу, большинство людей, если не все, имеют потребность в самоактуализации. Однако, несмотря на то, что, по-видимому, у всех есть такой потенциал, лишь малый процент реализует его полностью.

В практике социального управления теоретические представления о возможностях человека и личности воплощаются в понятиях «личностный потенциал» и «человеческий потенциал».

Личностный потенциал работника характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию отдельного че­ловека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию в процессе трудовой деятельности. Структура личностного потенциала работника состоит из трех основных элементов[4] : психофизиологического, трудового и творческого потенциалов (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Структура личностного потенциала

 

Психофизиологический потенциал работника определяется психологическими и физическими возможностями, в основе ко­торых лежат врожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут развиться в способности личности (общие, специальные, практические). Работоспособность является важнейшей из практических способностей, ее психофизиологический механизм определяется типом высшей нервной деятельности личности, темпераментом, эмоционально-волевой сферой.

Трудовой потенциал работника представляет собой совокуп­ность профессиональных знаний, умений и навыков, необходи­мых для эффективной трудовой деятельности. Профессиональные знания работник получает как на предприятии, так и в специаль­ных учебных заведениях. Профессиональные умения и навыки он приобретает в основном в процессе непосредственной трудовой деятельности. Степень развития навыков и умений работника отражает уровень его про­фессионального мастерства.

Основу творческого потенциала работника составляют креа­тивные способности. Они понимаются как:

• способность генерировать необычные идеи;

• отклоняться от традиционных схем мышления;

• быстро решать проблемные ситуации.

Творчество понимается как деятельность лично­сти, результатом которой является создание принципиально но­вых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает на­личие у человека соответствующих способностей, потребностей, а также знаний и умений, благодаря которым создается реальный продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникаль­ностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль интуиции, неосознаваемых компонентов умствен­ной активности.

Итак, уровень развития личностного потенциала работника, так же как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от какого-либо одного элемента, сколько от способа их интеграции, внутренней сбалансированности всех элементов, придающих качественно новую силу самой произво­дительной способности работника.

 

Человеческий потенциал — обобщенные качества многих людей (отдельной организации, региона, отрасли, страны), характеризующие их возможности, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. В реализованном виде человеческий потенциал в экономических организациях трактуется как человеческий капитал.

В последние годы проблематика развития человеческого потенциала активно разрабатывается в менеджменте, в социологии управления. Понятие «человеческий потенциал» вошло в стратегии и концепции социально-экономического развития. С 2005 года издается журнал «Управление человеческим потенциалом».

 

  Журнал освещает основные подходы, новые тенденции и разработки, российский и зарубежный опыт решения вопросов, связанных с управлением человеческим ресурсом компании. Дает системный взгляд на управление кадровым потенциалом в рамках управления бизнесом в целом, показывает взаимосвязь (взаимовлияние) "мягких" и "жестких" факторов бизнеса.