Контроль качества теоретического и практического обучения

 

Существуют различные толкования понятия педагогической категории «контроль», но все же чаще под этим понимают выявление и измерение результатов учебной деятельности обучаемых, а также оценивание их развития, знаний, умения и навыков.

Обучающиеся в профессиональных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования должны знать профессионально ориентированные теории и методики, иметь навыки выполнения приемов профессиональной деятельности, навыки ориентирования в профессиональной литературе, а также иметь развитые профессиональные интересы и потребности совершенствования квалификации. Для оценки всех этих составляющих как раз и служит педагогический контроль.

Цель контроля заключается в установлении состояния качества образования на различных временных этапах учебно-воспитательного процесса, выявление соответствия качества целям подготовки, использованию результатов контроля для управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

Различают четыре различных функции контроля: диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую.

Диагностическая функция контроля вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки, принятие по итогам контроля соответствующего управленческого решения.

Обучающая функция контроля служит задачам обеспечения обратной связи от обучаемых к педагогу, повышению уровня знаний и навыков в процессе контроля, индивидуализация темпа обучения.

Организующая функция контроля заключается в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. В зависимости от результатов контроля принимаются решения о необходимости проведения дополнительных занятий, консультаций, корректировка программы обучения, поощрения обучающихся и педагогов.

Воспитывающая функция контроля призвана обеспечить формирование необходимого представления о знании, как самоценности, а не только как о средстве достижения тех или иных прагматичных целей.

Все приведенные функции тесно взаимосвязаны и вместе с тем та или иная функция в разной степени проявляется в различных формах контроля. Основные задачи контроля в обобщенном виде могут быть представлены в следующем виде.

Задачи педагогического контроля в рамках контролирующего, обучающего, воспитательного и развивающего аспектов:

– проверка хода и результатов обучения;

– диагностика ошибок и результатов обучения;

– анализ;

– коррекция;

– формирование заданий;

– формирование знаний, умений и навыков;

– развитие мышления, речи и памяти;

– развитие интереса к контролю и учению;

– развитие воли;

– воспитание коллективизма;

– воспитание ответственности и дисциплинированности;

– воспитание критичности и самокритичности;

– формирование умения самоконтроля;

Содержание контролируемой информации должно соответствовать целям обучения, трансформированным в содержание образования. Цели (для чего учить), и содержание обучения (чему учить) определяют качество профессиональной подготовки.

Традиционно под «Образованием», как результатом, понимается характеристика системы знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических возможностей обучающихся, формирование у них научного мировоззрения и морали, готовности к жизни и труду. Часто под «Образованием» понимается характеристика определенной ступени интеллектуального и социального развития человека, а конечный результат выражается в «требованиях к выпускнику», «модели выпускника».

В то же время в педагогике содержание образования рассматривается как соответствующее содержанию общественного опыта, который включает в себя систему знаний о природе, обществе, выработанными людьми практическими навыками и умениями в разнообразных видах труда, способами творческой деятельности, а также социальными и духовными отношениями.

Как видим существует многоаспектный подход к определению содержания образования, а следовательно, и к содержанию контролируемой информации. В то же время можно все эти аспекты включить в единое понятие готовности к будущей профессиональной деятельности, которая основывается на личностно-компетентностно-социальном подходе. Определив содержание понятия, готовности к будущей профессиональной деятельности, можно сформировать модель выпускника и требования к нему.

Необходимым условием контроля является контроль знаний, умений и навыков обучающихся, а также уровень их психофизиологического развития (речь, память, мышление, работоспособность, здоровье). В тоже время средства позволяющие обеспечить данный контроль не являются достаточными, так как не отражают всех требований внешней социально-профессиональной среды к будущему специалисту. Достаточность может быть достигнута если будет использоваться контроль социально-личностных и социально-профессиональных характеристик обучающегося, которые учитывают характер современных социально-экономических отношений в обществе.

Принято выделять следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический (рубеж­ный), итоговый.

Основанием для выделения этих видов конт­роля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контрольслужит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений обучаемых, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. на основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет поучать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация из познавательной деятельности; определений уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Периодический (рубежный) контрольпозволяет определить качество изучения учащимися учетного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. При этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков.

Итоговый контроль – интегрирующий, позволяющий судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. При этом проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях (для технических и сельскохозяйственных специальностей), государственных экзаменах, защите дипломного проекта. По результатам контроля выставляются оценки по пятибалльной системе.

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися знаниями, умениями, навыками.

В профессиональных образовательных учреждениях основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опросы. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.

Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, конкретными, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.

Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы вызывают для ответа конкретного учащегося.

Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, можно использовать приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ, прокомментировать (или прорецензировать) ответ, дополнить ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность форму).

Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос, т.е. использовать комбинированный опрос.

Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывают его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех обучаемых. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большего количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие – решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают на поставленные вопросы с места.

Письменная проверканаряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.

Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 мин), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе), последние проводятся для рубежного контроля.

Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинаковой. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.

После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания учащихся имеет анализ контрольных работ, выполненных на «четыре» и «пять», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.

Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.

Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, невелики но объему, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени ее выполнения.

Диктанты (предметные и технические) широко используют для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон, иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждает списывание.

Сочинения и рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но и играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки сочинения и реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко уясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ преподаватель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.

Самоконтрольактивизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой учащиеся получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать учащимся, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым учащиеся сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом учащиеся работают либо по обучающим программам, либо правильные ответы проецируются на экран, либо записываются на доске. Для показа образца нужного ответа можно использовать магнитофон, кодоскоп, диапроектор.

Взаимопроверка осуществляется аналогично.

Учебными планами, программами профессиональных образовательных учреждений предусматриваются следующие формы организации контроля знаний и умений обучающихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защита курсовых и дипломных проектов (работ), семестровая и итоговая аттестация.

Практическая проверказанимаетособое место в системе контроля, позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т. е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний.

Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко - специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное изделие, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т. д.

Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ - последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях - выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.

Для контроля широко применяются профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности учащегося к практической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умении, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях.

Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и но ее результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).

Стандартизированный контрольпредусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей – задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.

При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.

При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений – шаблонов.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Оценка профессиональных знаний и умений осуществляется с использованием пятибалльной системы: «5» - отлично, «4» – хорошо, «3» – посредственно, «2» – плохо, «1» – очень плохо.

Используют следующие показатели оценки знаний и умений по пятибалльной системе.

При теоретическом обучении:

– «5» – изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме полное, в соответствии с требованиями учебной программы; выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза, выявление причинно-следственных связей, формулировка выводов и обобщений; самостоятельное применение знаний в практической деятельности, выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера;

– «4» – изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии в требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки; при выделении существенных признаков изученного допускаются отдельные несущественные ошибки; в практической, самостоятельной деятельности возможна незначительная помощь преподавателя;

– «3» – изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует освоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя; имеются затруднения при выделении существенных признаков изученного и формулировке выводов. Недостаточная самостоятельность в практической деятельности и выполнении заданий воспроизводящего характера;

– «2» – изложение учебного материала неполное, бессистемное; имеются существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя; неумение производить простейшие операции синтеза и анализа, делать обобщения и выводы;

– «1» – полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.

При производственном обучении:

– «5» – уверенное и точное владение приемами работ, самостоятельное выполнение работ и самоконтроль за выполнением действий; работы выполняются в полном соответствии с требованиями технической и технологической документации, а также с учетом ученических норм времени; соблюдение требований безопасности труда;

– «4» – возможны отдельные несущественные ошибки при владении приемами работ, исправляемыми самими учащимися; самостоятельное выполнение работ при несущественной помощи мастера и самоконтроль за выполнением действий; работы выполняются в основном в соответствии с требованиями технической и технологической документации с несущественными ошибками, но в рамках ученических норм времени; соблюдаются требования безопасности труда;

– «3» – недостаточное владение приемами работ, недостаточное владение приемами контроля качества продукции; самоконтроль за выполнением действий при овладении приемами работы с помощью мастера; работы выполняются в основном в соответствии с требованиями технической и технологической документации, с несущественными ошибками, исправляемыми с помощью мастера; допускаются незначительные отклонения от установленных норм времени; соблюдение требований безопасности труда;

– «2» – неточное выполнение приемов работ и контроля качества продукции с существенными ошибками, неумение осуществлять самоконтроль; невыполнение ученических норм времени и нарушение требований безопасности труда.

– «1» – неумение выполнять приемы работы, осуществлять контроль качества продукции и самоконтроль.

Педагогическая наука предлагает классифицировать знания, умения обучаемых по четырем уровням усвоения:

1-й уровень - узнавание объектов, свойств, процессов данной области явлений действительности (знании - знакомство);

2-й уровень - репродуктивное действие (знания - копия) путем самостоятельного воспроизведения и применения полученной ранее информации или выполнения известного действия;

3-й уровень - продуктивное действие или деятельность по образцу. В этом случае учащимся добывается субъективно новая информация (новая только для учащегося) в процессе самостоятельного построения или изменения имеющихся правил и методов выполнения действия;

4-й уровень - творческое действие, выполняемое на любых объектах путем самостоятельного конструирования новых правил и методов для выполнения задания (знания - трансформация). В процессе этой деятельности добываемся объективно новая информация.

Для проверки усвоения знаний, умений на 1-м уровне следует разрабатывать контрольные задания (контрольные работы и тесты) 1-го уровня, на 2-м уровне – 2-го и т.д.

В соответствии с заданиями 1–го уровня усвоения учащиеся должны уметь принимать то или иное решение, осуществлять действия, опираясь на ранее полученную информацию.

Задания 2-го уровня усвоения требуют воспроизведения информации или решения типовых задач без опоры на помощь или подсыпку.

Оценка за теоретические знания по результатам выполнения заданий 1-го и 2-го уровней усвоения выставляется путем определения соотношения правильно и неправильно выполненных этапов задания, и затем вычисления коэффициента усвоения (К).

где N – общее число вопросов содержащихся в тексте задания;

n- число правильных ответов.

Принято считать материал усвоен на данном уровне, если К больше или равно 0, 7. При К от 0, 9 до 1 выставляется оценка «5». при К от 0,8 до 0,9 - «4», при К от 0,7 до 0, 8 или равным 0, 7 – «3», при К меньше 0,7 – «2».

Например, если предлагается задание из 15 вопросов, то, чтобы получить оценку «3» учащийся должен выполнить 11 из них; «4» - 13; «5» - не менее 14. Такой метод проверки повышает объективность оценки, но требует специальной подготовленности со стороны преподавателей, а также большой творческой работы по разработке контрольных заданий разного уровня по всему программному материалу.

Коэффициент усвоения – не единственный показатель оценки качества учебного занятия. Выделяют для более полной характеристики урока коэффициент эффективности (Кэ)*, который определяется по формуле:

где mj – число учащихся, выполняющих учебную деятельность соответственно цели занятия,а Тэт – время их работы;

Тз – время работы учащихся на занятии;

М – число учащихся в группе.

Считается, что, если Кэф ≥ 0,8, то можно говорить о реализации цели учебного занятия.

Для оценки практических умений и навыков в процессе профессионального обучения учащихся целесообразно использовать количественные и качественные критерии.

К количественным критериям можно отнести:

Коэффициент овладения практическими умениями 0)

где N1 – количество (число) правильно выполненных операций практического задания за определенное время;

N2 – количество (число) операций, предусмотренных практическим заданием.

Интервалы коэффициент 0) овладения практическими умениями адекватны коэффициенту усвоения теоретических знаний.

Коэффициент производительности пр)

где W1 – выполненный объем работы (число операций, изготовленных деталей и т.п. в стандартизированную единицу времени);

W2 – установленный объем работы (в стандартизированную единицу времени).

Коэффициент автоматизации

где tучит. (спец) – время, установленное специалисту на выполнение работы;

tучащ – время, установленное учащемуся для выполнения работ (с учетом поправочных коэффициентов).

К качественным критериям относятся:

– соблюдение технико-технологических требований (качество выполненной работы);

– соблюдение требований безопасности труда, санитарии, гигиены.

– организация рабочего места.

– рациональное использование рабочего времени.

– самостоятельность в работе, творческая инициатива в работе.

Тестовый контроль - это применение тестов достижения для оценки уровня усвоенных знаний и умений учащихся.

Метод тестового контроля позволяет оперативно получить информацию о готовности к восприятию нового материала о специальных знаниях, которые они получили ранее.

Тестовый контроль предусмотрен государственными стандартами начального профессионального образования.

Тест – в переводе с английского означает "проба", "испытание", "проверка". Это определенный вид задания, ограниченный во времени выполнения, который может быть реализован в устной или письменной форме. Результаты педагогических тестов дают возможность преподавателю оперативно получить информацию о качестве профессиональных знаний, умений обучающихся, о пробелах, которые необходимо устранить общими усилиями, о готовности обучающихся воспринимать новый материал. Кроме того, тесты позволяют конкретизировать цели дальнейшей учебной деятельности и способы ее организации.

Все тесты как средство измерения, предварительно должны подвергаться теоретическому и эмпирическому анализу экспертами.

К принципам отбора содержания тестовых заданий относят значимость, научную достоверность, соответствие содержание теста уровню современного состояния науки, репрезентативность, возрастающая трудность учебного материала, вариативность содержания, системность содержания, комплексность и сбалансированность содержания теста.

Значимость. Этот принцип указывает на необходимость включить н тест только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами. Такие элементы знания, ввиду их важности, можно назвать структурными. В тест, следовательно, нужно включать только те материалы, которые играют роль структурных элементов (учебные элементы) в индивидуальном знании.

Научная достоверность.В тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и поддается некоторой рациональной аргументации. Соответственно, все спорные точки зрения не рекомендуются включать в тестовые задания. Суть тестовых заданий заключается как раз в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа, признанного ими в процессе разработки заданий объективно истинным.

Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип вытекает изестественной необходимости готовить специалистов и проверять их знания на современном материале, адекватном уровню развития науки и содержанию учебной дисциплины.

Репрезентативность. В тест включаются не только значимые элементы содержания, но обращается внимание также на полноту и их достаточность контроля. Репрезентативность не означает обязательного включения в тест всех значимых элементов содержания. Ведь многие их них явно связанны между собой в общей структуре знаний, включены один в другой полностью или частично.

Возрастающая трудность учебного материала. Этот принцип означает, что каждый учебный элемент в процессе контроля обладает некоторой усредненной мерой трудности, на которую ориентируются преподаватели.

Вариативность содержания.Содержание теста не может оставаться неизменным и зависит от развития пауки, научно-технического прогресса, нового содержания учебной дисциплины и новых учебников. По мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста. При том необходимо принимать во внимание контингент испытуемых, уровень их подготовленности, обученности.

Системность содержания. Это означает подбор такого содержания тестовых заданий, который отвечал бы требованиям системности знаний, т.е. помимо подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные между собой общей структурой знаний.

Комплексность и сбалансированность содержания теста. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отражающие основные, если не все, темы учебного курса. Должно быть стремление сбалансировано отобразить в тесте основной теоретический материал (понятия, законы и закономерности, гипотезы, факты, структурные компоненты теории; вместе с методами научной и практической деятельности, с умениями эффективно решать типовые профессиональные задания.

В соответствии со стандартами начального профессионального образования у обучающихся формируются знания на 1-м и 2-м уровнях, реже на 3-м. Для их контроля рекомендуется использовать следующие виды тестов.

Тест - напоминание или тест на различие. Задание в этом тесте формируется в виде прямого простого вопроса. Учащийся должен дать (выбрать) однозначный, единственно правильный ответ. Вариант ответа может быть альтернативным: "да", "нет".

Модификацией этого теста является тест на различие с иллюстрациями.

Тесты с пробелами(дополнениями) или тесты - подстановки. В этих тестах задание содержится в виде формулировки, предложения, абзаца, где имеется пробел, который должен заполнить учащийся. Например, дописать формулу, недостающее слово, индекс, цифру и т.д. Следует заметить, что пробел не должен искажать смысл предложения, быть существенным, иметь один правильный вариант ответа.

Тест расположения по порядку. В таких тестах предлагают какое-либо количество явлений, величин или других наименований расположить в определенном порядке (увеличения, уменьшения). В тесте рекомендуется использовать не более 7 показателей.

Тест дифференциации. В этих тестах формируются несколько вопросом по одному и тому же факту (явлению, определению). Прочитав их, обучающийся против каждого ставит ответ: "да", "нет". Ответ должен быть единственно правильным.

Тесты дифференциации способствуют выявлению осознанности знаний, воспитанию у обучающихся внимания при анализе задания.

Конструктивные тестысодержат вопросы, задания, ответы на которые учащиеся конструируют (составляют самостоятельно).

Тест - напоминание (на различия) и тест дифференциации (с учетом сложности задания) можно использовать для контроля знаний на 1-м уровне усвоения, остальные тесты – на 2-м уровне усвоения.

Совокупность тестов 1-го и 2-го уровня усвоения может быть представлена в виде теста - лестницы.

Результаты тестирования могут оцениваться разными способами. Например, обучающийся должен набрать определенное количество баллов за правильные ответы, о котором он знает из задания. Может быть применен и коэффициент усвоения знаний, умений.

Если К = 0,7, то тест считается выполненным успешно, знания усвоены.

Коэффициент усвоения определяется отдельно для тестов 1-го и 2-го уровней. Если слушатель получил коэффициент усвоения по тесту 2-го уровня меньше 0,7, то он должен быть переведен на тестирование по 1-му уровню усвоения. Надежность коэффициента усвоения тем выше, чем больше вопросов (заданий) он содержит.

Кроме пятибалльной системы оценки профессиональных знаний и умений все чаще используется рейтинговая система контроля. Рейтинговая технология позволяет получить интегративную оценку за весь период обучения по теме, предмету, циклу дисциплин.

Общий рейтинг определяется объемом часов за каждое полугодие (семестр) в учебном плане на теоретическое, практическое обучение и индивидуальные занятия с преподавателем (мастером профессионального обучения).

Определение стартового рейтинга: контрольная работа по предмету; при переходе от одного курса или уровня на другой по суммарному рейтингу предыдущего курса (семестра).

Учебный предмет (дисциплина) разбивается на отдельные модули (завершенные части предмет) - "контрольные точки", по каждому устанавливается максимальное количество баллов (учитываются, в первую очередь, учебные элементы Госстандарта).

Каждый модуль должен содержать все виды учебных занятий, предусмотренных учебным планом (теоретические занятия, лабораторно-практические работы, упражнения, производственное обучение, индивидуальные занятия и др.). Модуль засчитывается, если набрано количество баллов больше минимального ("контрольные точки" по предметам). Перечень вопросов (знаний, умений, навыков) должен быть известен каждому учащемуся.

Применение рейтинговой системы представляет возможность выборов базового или повышенного уровня подготовки специалиста. Творческие индивидуальные задания разных уровней сложности добавляют дополнительно определенное количество баллов к суммарному рейтингу.

Рейтинг по предмету (дисциплине) повышается за счет участия в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, выставках, конференциях и т.п.

Каждый преподаватель в течение полугодия (семестра) заполняет бланк «рейтинг по предмету (дисциплине)», где подводятся результаты всех контрольных точек; заполняется графа «творческий рейтинг», и выводится «суммарный рейтинг» (по результатам «суммарных рейтингов по предмету»), а также графа «общественный рейтинг».

В конце каждого этапа подготовки готовится бланк «фактический суммарный рейтинг» по каждому учащемуся и по сравнению его со средним уровневым рейтингом, установленным педсоветом образовательного учреждения.

Для расчета рейтинга предмет (дисциплина) разбирается на модули (блоки) – «контрольные точки» д), охватывающие все разделы.

Рд = Р1 + Р2 + Р3 +…+Рn.

 

где Рд – рейтинг по дисциплине.

В него входят 1, Р2, Р3,…Рn) – оценки всех видов учебных занятий, предусмотренных учебных планом.

Для предметов (дисциплин), при изучении которых предусмотрено только чтение лекций и самостоятельная работа регламентируется выдавать индивидуальные задания, рефераты с последующей защитой, а также проведение контрольных работ:

– оценки, полученные учащимися на экзаменах, зачетах, а также при выполнении ими курсовых и дипломных проектов.

– контроль своевременного выполнения поставленных задач;

– содержание проекта (дипломной работы) – наличие всех разделов, логическая последовательность изложения материала;

– качество анализов и расчетов; качество выполнения чертежей; ответы на вопросы, которые оцениваются как «контрольные точки» по дисциплине (предмету).

Творческие индивидуальные задания разной сложности – дополнение к суммарному рейтингу. Творческий рейтинг (олимпиады, конкурсы, выставки, конференции, статьи и т.п.) не должны превышать 20% от рейтинга дисциплин (предмета).

Суммарный рейтинг дисциплины сд) составляет 120%.

 

Рсд = Рд + Ртвр

 

Вводится коэффициент ритмичности Кр = 1 – в случае своевременной сдачи «контрольной точки» (при несвоевременной сдаче Кр < 1). Кр устанавливается индивидуально для каждой дисциплины (предмету).

Общий рейтинг учащихся за семестр или полугодие об) это сумма рейтингов отдельных предметов (дисциплин).

 

Роб = Σ (Рд1 + Рд2 + Рд3 +…+ Рдn)

 

Участие в общественной работе - 5%, тогда

 

Ритог. = Роб + 0,05 Ро,

 

где Ро – рейтинг по общественной работе.

Кроме суммарного для числа баллов, учащиеся оцениваются по каждому предмету (дисциплине) в полугодие (семестре) в традиционной системе оценок.

При этом возможны две схемы рейтинга:

– классическая (экзаменационная). Учащиеся не допускаются к экзамену при Ритог < 25%;

– безэкзаменационная, итоговая полугодовая (семестровая) оценка по предмету (дисциплине) выставляется по суммарному рейтингу:

Рс > = 85% - «отлично»

70% < Рс < 85% - «хорошо»

50% < Рс < 70% - «удовлетворительно»

Рс < 50% - «неудовлетворительно»

Окончательное решение об оценке по пятибалльной шкале принимает преподаватель.

Учащиеся, набравшие в ходе текущего контроля за полугодие (семестр) менее 40% суммарного рейтинга по одному или двум предметам (дисциплинам), допускаются к итоговому контролю за пределами экзаменационной сессии. Учащиеся, набравшие за семестр менее 40% по трем и более предметам (дисциплинам), к экзаменам не допускаются, и им устанавливают срок ликвидации задолженности.

При проведении зачета по рейтинговой системе по любому предмету профессиональной подготовки каждый учащийся опрашивается по всем защитным вопросам конкретного предмета. Все учащиеся имеют равные стартовые условия. По результатам зачета подсчитывается рейтинг учащихся по каждому предмету и общий профессиональный рейтинг.

В качестве выходного контроля профессиональных знаний, умений и навыков учащихся используется зашита курсовых (дипломных) работ. Это отдельный учебно-практический модуль (блок), включающий в себя консультации, оформление работ и т.п.

Опыт применения зачетно-рейтинговой системы показал положительные качества:

- более высокая объективность оценки профессиональных знаний уча­щихся по сравнению с традиционными формами контроля.

- качественная проверка профессиональных качеств учащихся.

- отслеживание (мониторинг) роста или падения профессионального уровня учащихся по предыдущим и последующим рейтингам.

- стимулирование профессионального роста учащихся через их личный рейтинг.

- умение применять творческие знания на практике.

- развитие самостоятельности и исследовательского характера работ (при выполнении курсовых и дипломных работ).

Контроль качества производственного обучения имеет своиособенности и специфику. Важнейшими его составляющими являются: уровневая модель усвоения учебного материала обучающимися; система основных критериальных (достаточно точно измеряемых) показателей качества производственного обучения; тесты и тестирование и определение на их основе коэффициентов усвоения.

Уровневая модель усвоения учебного материала обучающихся. Уровневые подходы мы уже рассматривали ранее и можем отметить, что они дают возможность изучить не только личностные особенности усвоения знаний и умений обучающихся, но и установить степень их познавательной деятельности, выявить в какой мере и в какой форме в знаниях и умениях обучающихся отражается содержание обучения.

Деятельность может быть продуктивной или репродуктивной. Это в полной мере касается и обучающихся.

Репродуктивная деятельность характеризуется воспроизведением, восстановлением, репродукцией, размножением того, что сохранилось, например, в памяти обучающегося или выпускника.

Продуктивная деятельность не ограничивается лишь воспроизведением чего-либо, сохранившегося в памяти. Онаимеет плодотворный, производительный характер и работающим привносит в их деятельность нечто новое, прогрессивное, повышающее производительность труда и качество продукции или выполняемой работы.

В системе уровней усвоения используется еще и понятие алгоритмическая деятельность, под которой понимают деятельность по строго определенным правилам, изложенным в алгоритме – документе письменного инструктирования, представляющим собою четкое и строгое предписание о наиболее целесообразной системе действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату, решению поставленной задачи.

В производственном обучении нередко применяют такие алгоритмы как алгоритм действия и алгоритм поиска.

В качестве алгоритма действия применяются инструкции о правилах безопасной работы, организации рабочего места, о проведении лабораторно-практических работ, инструкционно-технологические карты и другие аналогичные документы, в которых указываются последовательность действий обучающихся при выполнении ответственных работ.

В алгоритме поиска выделяются наиболее вероятные неисправности и отклонения, причины нарушений, признаки их обнаружения, действия, которые в соответствующих ситуациях необходимо выполнить для выявления истинных причин неисправностей, а также их устранения.

Продуктивная деятельность эвристического типа характеризуется нацеленностью и умением обучающихся организовывать поисковую познавательную деятельность, самостоятельно мыслить, находить новые пути решения и решать видоизмененные, нестандартные, нетиповые задачи на основе уже имеющихся знаний и умений, наблюдений и личного жизненного опыта, подходить к новым понятиям, выводам, правилам, приемам работы и решениям. Этому обычно предшествует организация мастером прогрессивной формы эвристического обучения (например, эвристическая беседа, деловые производственные игры и т.д.), которая направлена на организацию и развитие поисковой познавательной деятельности и самостоятельного мышления обучающихся.

Для лучшего понимания сущности уровневого подхода к определению качества производственного обучения мастеру необходимо знать основные типы ориентировочной основы действий.

Ориентировочная основа действия (ООД) – система представлений обучающихся о цели, плане и способах осуществления предстоящей деятельности, составляющей содержание производственного обучения. Ориентировочная основа действия включает знания, представления о цели деятельности: что предстоит делать, чего добиться, чему научиться; мотив деятельности: для чего делать; средства деятельности: с помощью чего делать, что для этого использовать; способах деятельности: как делать, в какой последовательности, какие требования должны соблюдаться; способы контроля и самоконтроля: как действовать, чтобы избежать ошибок, как определить соответствие действий поставленным целям.

Обычно выделяют три типа ориентировочной основы действий.

I тип - ориентировочною основу составляют лишь образцы, как самого действия, так и его продукта. Учащемуся не дается указание, как выполнять действие, правильный способ он ищет сам методом проб и ошибок. При организованном процессе обучения такой тип ориентировочной основы действий, как правило, не применяется.

II тип - ориентировочная основа содержит не только образцы действия, но и исчерпывающие указания как правильно его выполнить. При строгом следовании указаниям мастера обучение у учащихся идет практически без ошибок и намного быстрее: обучающиеся приобретают некоторые умения анализировать исходный материал, что обеспечивает устойчивость действий в изменяющихся условиях и возможность переноса их на новое задание.

III тип - в ориентировочной основе действий на первое место выступает не столько обучение способу действия в конкретной ситуации, сколько анализ задания, обучение самостоятельному поиску средств и способов его выполнения.

Действия, сформированные мастером профессионального обучения у обучающихся при опоре на этот тип ориентировки, обладают устойчивостью к изменениям условий и обнаруживают большую способность к переносу знаний, умений и навыков обучающихся в новые условия. Формирование III типа ориентировочной основы действий занимает особое место в развитии поисковой познавательной деятельности и самостоятельного мышления обучающихся.

Следует учитывать, что в условиях организованного процесса производственного обучения наиболее характерно сочетание ориентировочной основы действий второго и третьего типов.

При определении качества производственного обучения с помощью уровней усвоения, наряду с другими показателями, важнейшими являются четкость и точность формулирования цели (задания) учебно-производственной деятельности обучающихся или выпускников: ситуации-условий, в которых будет достигаться цель (выполняться задание); последовательность, средства и способы выполнения действии по достижению пели, выполнению задания. Эти показатели и составляют сущность ориентировочной основы деятельности.

Таким образом:

I-ый уровень усвоения обусловливает необходимость четкого формулирования и разъяснения:

– цели (задания);

–ситуации (условий), в которых должна протекал, учебно-производственная деятельность;

– последовательности, средств и способов действий;

– дополнительных пояснений, и показов в ходе деятельности обучающихся.

2-й уровень усвоения предполагает объяснение:

– цели (задания);

– ситуации (условий);

– ранее усвоенные действия по решению задания применяются обучающимися или выпускниками по памяти.

3-й уровень усвоения предусматривает объяснение лишь:

– цели (задания);

– ситуация (условия) - не ясны;

– действия по ее решению обучающимися или выпускниками определяются самостоятельно.

Госстандарт НПО предусматривает три уровня усвоения учебного материала. В то же время допустимо использование и 4-го уровня, который предполагает:

– цели (задания);

– ситуация (условия);

– действия по ее решению выполняются обучающимися (выпускниками) самостоятельно и творчески (исследовательский характер).

Далее (для удобства определения уровней усвоения) приводится табл. 7, которая является своеобразным алгоритмомбыстрого и достаточно точного определения уровня усвоения, содержит структуру деятельности, представленную для сравнения в виде последовательного усвоения опыта по всем четырем уровням, три первых из которых предусмотрены Госстандартом НПО*.

Структура деятельности представлена в виде последовательных уровней усвоения опыта

Таблица 7

 

Номера уровней Наименование и характеристика уровня усвоения Что задано (объяснено) обучающимся
Цель (задание) Ситуация (условия) Действия по достижению цели (выполнение работы)
Узнавание (опознание, различение, идентификация) объектов, явления и процессов. Уровень знакомства. Репродуктивная, алгоритмическая деятельность «с подсказкой», условно «ученический уровень» деятельности. Заданы цель, ситуация (условия) и действия по ее решению.     Задана     Задана     Объяснены. Требуются дополнительные объяснения («подсказка» по ходу работы)
Воспроизведение – знания и умения – копии, деятельность по памяти. Уровень воспроизведения. Репродуктивная, алгоритмическая деятельность. Заданы цель и ситуация (условия), а требуется применить ранее усвоенные действия по решению задачи   Задана   Задана   Не объяснены Работа по памяти  
Продуктивное действие эвристического типа. Уровень умений. Эвристическая деятельность не по готовому алгоритму или правилу, а по созданному или преобразованному в ходе самого себя действия. Заданы цель, не ясна ситуация, действия по достижению цели не объясняются.     Задана       Неясна   Определяется самостоятельно         Не объясняются     Нетиповые задания, выполняются самостоятельно
Окончание табл. 7
Продуктивное действие творческого (исследовательского) характера (типа). Создается объективно новая ориентировочная основа деятельности, добивается объективно новая информация. Действие «без правил», но в известной обучающемуся или выпускнику области, создаются новые правила.   Задана в общих чертах Неизве­с­т­на   Определяется самостоятельно   Не объясняются

 

Система основных критериальных (точно измеряемых) показателей, которая является важнейшей составной частью диагностики качества производственного обучения характеризуется тем, что их отбор обусловливается максимально возможным приближением данных показателей к реальным, действующим условиям современного производства, что исключительно важно для повышения уровня подготовки рабочих и последующей адаптации выпускников на производстве. Основные критериальные показатели являются, как правило, инвариантными для подготовки различных групп рабочих, включенных в перечень профессий начального профессионального образования.

Приводимый далее перечень основных показателей остается открытым для уточнений и дополнений и включает:

– качество выполнения производственных (учебно-производ­ст­венных) работ;

– производительность труда обучающихся;

– применение профессиональных знаний в производственной (учебно-производственной) деятельности;

– владение приемами и способами выполнения производственных (учебно-производственных) работ, включая самоконтроль процесса и результатов своего труда;

– организация труда и рабочего места;

– соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований.

Тестовый контроль успешности усвоения учебного материала обладает достаточно высокой степенью объективности. Благодаря эталону-образцу, можно сравнить ответы, фактически выполненные обучающимися трудовые приемы и операции, изделия и работы, заданий, пробы и в результате диагностично, точно определить, что сделано правильно, а что нет. В качестве эталонов тестов выступают образцы изделий и работ, чертежи, технические требования, технологические карты, схемы, формулы и т.д.