Развитие науки и образования.

С распространением ислама в Южном Казахстане начиная с Х века в городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом. Аль-Фараби (870 – 950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар), где он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфахане, Багдаде и Дамаске. Он был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля.

На родине аль-Фараби в Отраре (Фарабе) был ряд ученых, носивших фамилию, производную от названия округа. Среди них в XII веке нам известны имена Искака аль-Фараби, Жаухари аль-Фараби, Ахмада аль-Фараби и др. Они тоже внесли свой вклад в развитие различных отраслей науки.

Абу Райхан аль-Бируни (973 – 1050 гг.) – ученый-энциклопедист, автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, медицине и астрономии. Его научные труды «»Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движение небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему и за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения.

Махмуд Кашгари (1030 – 1090 гг.) – полное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Его отец родился в городе Кашгаре. Получив в Кашгаре начальное образование, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владея арабским языком, приобретенные знания направил на изучение языка родного народа. Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Известный русский ученый А.Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Кашгари преследовал одну цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не хуже арабского языка. А другой ученый-тюрколог Н.А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. В этом труде содержатся также много сведений о топонимах, истории, этнографии, устном народном творчестве тюрков. Поэтому данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.

Юсуф Баласагуни (1021 – 1075 гг.) родился в городе Баласагун на реке Чу. Полное его имя Юсуф (Жусип) Хас Хажип Баласагуни. Он известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. В «Кутадгу билик» имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов. Ученый в своем труде исследовал вопросы философии, астрономии, алгебры и других отраслей науки. В книге много образцов легенд, пословиц и поговорок. «Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов до XI века. Ученый начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «великий хасхажип», что означает «великий везир».

Литература.

Развитие устного народного творчества в VII – IX вв. открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с Х века. Одним из представителей вновь зарождающейся литературы являлся видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки. Годы его жизни точно неизвестны. Настоящее его имя – Адиб Ахмед Махмудулы. Его родной город – Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан. Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке. В нем поэт призывал людей быть добросердечными, вести честную жизнь, не делать зла другим людям.

Ходжа Ахмед Йасауи (1103 – 1167 гг.) родился в городе Сайрам. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась дочерью шейха Мусы (в некоторых источниках она именуется Карашаш). Ахмед остался сиротой в 7 лет. Он воспитывался у своей сестры Гаухар-Шахназ. Грамоте он обучился у отца. С детских лет он жил в городе Туркестане (Йасы), поэтому принял приставку к имени – Йасауи. Затем учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан. Он был проповедником исламской религии в Казахстане и продолжателем дела своего учителя Арыстан-Баба. Ходжа Ахмед Йасауи в народе стал известен как автор сборника стихов «Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости». Она написана на тюркском языке арабским алфавитом. В этом труде автор проповедует любовь к всевышнем, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов – учеников Ахмеда Йасауи – является Сулеймен Бакыргани, известный в народе как Хаким-ата. В своих стихах поэт воспевал добрые отношения между людьми. В период широкого распространения исламской религии на юге Казахстана появилась поэма акына Али «Жусуп - Злиха». Она полна религиозных мотивов, в ней воспеваются честность и преданность в любви.