Кейс-задача.

Списывание студентов как рутина

 

В Великобритании обеспокоены возросшим объемом списывания среди школьников и студентов (30января 2006 г.)[2].

 

Комитет по качеству образования при правительстве Великобри­тании «крайне встревожен возросшим объемом списывания и откро­венного плагиата». Беспокойство вызывает тот факт, что школьники и студенты не только пользуются помощью родителей, учителей и друзей при выполнении домашних заданий, но все чаще списывают работы целиком, копируя их с разных сайтов. Особую тревогу у членов Коми­тета вызывают сайты, предлагающие за плату уже готовые работы для представления на экзамен. Например, на Интернет-аукционе «eBay» регулярно предлагается услуга вычитки и редактирования текста. Любой школьник может послать свое сочинение, заплатить 10 фунтов и получить через 24 часа отредактированную работу. При этом современные школьники и студенты не видят разницу между плагиатом и цитированием, что является огромной проблемой. Министр по делам образования Великобритании Рут Келли, встревоженная докладом Комитета по качеству образования, потребовала решительной борьбы со списыванием, а Генеральный секретарь Ассоциации среднего об­разования Джон Данфорд призвал интернет-провайдеров, размещаю­щих подобные сайты, прекратить эту аморальную деятельность.

Образование за рубежом: Канада[3]

В.: Списывают ли студенты?

О.: Нет. Это не распространено и грозит отчислением. Дух кон­куренции очень силен среди студентов, поэтому списывание вызыва­ет законное возмущение среди самих учащихся прежде всего.

В.: Каково отношение к плагиату?

О.: Списанные из Интернета работы отслеживаются и не засчитываются. Контроль за этим очень жесткий.

Вопросы:

1 Приведите примеры технологических и отношенческих рутин, встре-чающихся в этом тексте. Обоснуйте свой выбор.

2 Как отношенческие рутины формируют ожидания?

3 Почему рутины, на которых основыва­ется поведение британских и канадских студентов, отличаются друг от друга (что влияет на формирование отношенческих рутин)?

 

Тесты.

1. Какие категории являются базовыми для институциональной экономики:

а) права собственности;

б) трансакционные издержки;

в) контракт;

г) верно все вышеперечисленное.

2. Какие функции выполняют нормы:

а) координация действий людей;

б) ограничение вариантов выбора;

в) перераспределение ресурсов;

г) верно все перечисленное.

3. В схеме О. Уильямсона исследуется:

а) взаимодействие институциональной среды, институциональных соглашений и индивида;

б) взаимодействие индивидов друг с другом;

в) взаимодействие фирм и государства;

г) взаимодействие человека и окружающей среды.

4. Согласно экономической теории прав собственности, не сам ресурс является собственностью, а:

а) «пучок» прав по использованию ресурса;

б) внешние эффекты;

в) контракты;

г) трансакционные издержки.

5. Фундаментальной трансформацией называется:

а) переход к трехстороннему управлению трансакцией;

б) переход к двустороннему управлению трансакцией;

в) переход к единому управлению трансакцией;

г) все перечисленное верно.

 

 

Вариант 3

1. Импорт институтов на примере стран с различной институ­циональной системой.

2. Кейс-задача.

Формальные и неформальные институты: как бороться со списываем студентов?[4]

 

Профессор физфака университета штата Виргиния Лу Блумфилд (Lou Bloomfield), прослышав о многочисленных случаях плагиата сре­ди студентов, написал специальную компьютерную программу, кото­рая в течение 50 часов анализировала заложенные в нее студенческие работы на предмет совпадения текстовых фрагментов. После окон­чания анализа программа выдала результаты, показавшиеся профес­сору вопиющими, — выяснилось, что большинство студентов заим­ствуют значительное количество готовых текстов для своих работ из Интернета, а также из работ других студентов. По требованию про­фессора в университете было начато специальное расследование, в ходе которого был составлен список из 122 студентов и выпускников. Студентов теперь могут исключить из вуза, а выпускников — лишить диплома, сообщает «Associated Press». Сотрудники университета наде­ются, что этот показательный процесс поможет другим, пока не пой­манным, студентам осознать, в чем все-таки заключается суть высше­го образования. Кроме того, сотрудники признали, что в настоящее время с развитием компьютерной техники процесс заимствования чужих текстов сильно упростился по сравнению с предыдущими десятилетиями, когда информацию из книг или чужих работ надо было переписывать или перепечатывать вручную.

Из интервью с В.В. Радаевым[5]

Сегодня проблема плагиата существует во всех учебных заведениях. Но мы хотим, чтобы наш университет (ГУ ВШЭ) был особенный, лучший. Поэтому мы сейчас и активизируем борьбу с плагиатом. Подготовили документ. В нем грамотно расписано, что могут и что должны делать преподаватели, поймавшие студента на плагиате, списывании или подлоге. И меры предусмотрены строгие - вплоть до отчисления. При этом студент должен быть гарантирован и от ошибки преподавателя, от произвола. Права учащихся тоже необходимо защищать. Поэтому студент имеет право на апелляцию. Но если вина доказана, наказание должно быть строгое. Как преподаватель, я лично все правила объявляю на первом же занятии. И к плагиату отношение очень простое: при обнаружении сразу ставится «неуд». Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Да и зачем спорить, если правила всем известны заранее. О рисках списывания предупреждаю без устали. Если кто-то списал у соседа, оба получают «неуд». Но не все сводится только к списыванию и плагиату. Еще существует такая мерзкая вещь, как подлог. Это когда один студент сдает за другого зачет или экзамен по каким-то фиктивным, подложным документам. Один такой случай был обнаружен и у нас. Мы за это студента отчислили. Пока больше никто повторить не рискнул. Принимаем превентивные меры. Что касается плагиата, повторяю будем за это тоже безжалостно отчислять. Халявы ни в жизни, ни учебе быть не должно.

Вопросы:

1Почему студенты, зная о существующих формальных правилах, следую неформальным правилам?

2 Как в этом примере соотносятся формальные и неформальные правила?

3 Охарактеризуйте неформальный институт существующий в студенческой среде (правило плюс санкция).

 

3. Тесты.

 

1. Направлением институциональной экономической теории не является:

а) теория прав собственности

б) теория трансакционных издержек

в) экономическая теория преступлений и наказаний

г) теория общего равновесия

2. Какие нормы относятся к формальным?:

а) формальные нормы – это большинство нормы, не фиксирующаяся в документах;

б) формальные нормы фиксируются в различных документах, и специа-лизированная защита этих норм обеспечивается принуждением со стороны государства;

в) формальные нормы – это нормы поведения людей в небольших коллективах;

г) формальные нормы – это нормы, которые необязательно соблюдать.

return false">ссылка скрыта

3. Что понимается под схемой О. Уильямсона?:

а) схема уровней анализа институтов;

б) схема расширенного воспроизводства;

в) схема кругооборота доходов и товаров;

г) схема простого воспроизводства.

4. В соответствии с какой правовой традицией выделяется «пучок» прав собственности?:

а) законами Хаммурапи;

б) общим правом;

в) гражданским (романо-германским);

г) конституцией РФ.

5. К трансакционным издержкам не относятся:

а) издержки поиска информации;

б) издержки обслуживания станков и оборудования;

в) издержки оппортунистического поведения;

г) издержки защиты прав собственности.

 

Вариант 4

1. Проблема трансакционных издержек в рамках отдельной фирмы (издержки оппортунистического поведения, отлы­нивание, проблема «принципал-агент).

2. Кейс-задача.

«Заменители» государственных органов правопорядка[6]

 

«С началом экономической либерализации и кооперативного движения потенциальными жертвами вымогателей были уже легитимные, а не теневые предприниматели, теоретически имевшие право на защиту и полную правовую поддержку со стороны государства, но редко получавшие их на практике»[7]. «Каждый рэкетир представлял собой конкретную угрозу частным торговцам и одновременно за определенную плату оказывал некоторым из них охранные услу­ги. По сути, это была не столько активная защита, сколько конвенциональное воздержание от насильственных действий, дающее возможность продолжения свободной торговли и оправдывающее получение дани. С точки зрения коммерсанта, выплаты рэкетирам приобретали форму налога, дающего право на начало и продолжение торговли. По данным опроса предприятий розничной торговли, про­веденного в Москве, Смоленске и Ульяновске в 1996 г., выплаты дани частным охранным структурам стали рутинным явлением. Более 40% предпринимателей признали факт частых контактов с рэкетом, счи­тая при этом рэкет менее проблематичным явлением, чем произвол чиновников и налоговых органов. Исследование показало также, что большинство владельцев торговых предприятий воспринимало част­ные охранные структуры как заменитель государственных органов охраны правопорядка и отчасти — судебных органов. Если внача­ле экономические субъекты были, в основном, жертвами вымогательства, то позже обе стороны часто устанавливали рабочие отношения, считавшиеся взаимовыгодными в данных экономических условиях»[8].

Вопросы:

1Приведите пример формального института, который должен регулиро­вать взаимодействие предпринимателей и обеспечивать возможность свободной торговли в развитых экономиках.

2 Каковы причины неэффек­тивности формальных институтов в рассмотренной ситуации?

 

3. Тесты.

 

1.Что понимается под институциональной средой?:

а) совокупность фундаментальных политических, социальных, юриди-ческих правил, образующих базис для производства, обмена и распределения;

б) количество ВУЗов в стране;

в) технологический процесс;

г) способ производства.

2. Самоподдержание» как санкция подразумевает:

а) требование государства строжайшего исполнения правил;

б) исполнение правил, идущих от воспитания;

в) требования тирана абсолютного исполнения нормы (правил);

г) требование муниципалитета исполнения платежей ЖКХ.

3. Какие нормы используются для характеристики экономики в контексте институциональной теории?:

а) утилитаризм;

б) эмпатия и доверие;

в) целерациональное действие;

г) все перечисленное.

4. Интернализация внешнего эффекта – это:

а) отсутствие внешнего эффекта;

б) превращение внешних издержек (выгод) в элемент частных издержек (выгод);

в) процесс дисконтирования;

г) ликвидация предприятия.

5. Издержки оппортунистического поведения являются следствием:

а) недобросовестного поведения одной из сторон;

б) непредумышленных действий одной из сторон;

в) незнанием одной из сторон существующего законодательства;

г) издержек поиска информации.

 

Вариант 5