Кейс-задача.
Списывание студентов как рутина
В Великобритании обеспокоены возросшим объемом списывания среди школьников и студентов (30января 2006 г.)[2].
Комитет по качеству образования при правительстве Великобритании «крайне встревожен возросшим объемом списывания и откровенного плагиата». Беспокойство вызывает тот факт, что школьники и студенты не только пользуются помощью родителей, учителей и друзей при выполнении домашних заданий, но все чаще списывают работы целиком, копируя их с разных сайтов. Особую тревогу у членов Комитета вызывают сайты, предлагающие за плату уже готовые работы для представления на экзамен. Например, на Интернет-аукционе «eBay» регулярно предлагается услуга вычитки и редактирования текста. Любой школьник может послать свое сочинение, заплатить 10 фунтов и получить через 24 часа отредактированную работу. При этом современные школьники и студенты не видят разницу между плагиатом и цитированием, что является огромной проблемой. Министр по делам образования Великобритании Рут Келли, встревоженная докладом Комитета по качеству образования, потребовала решительной борьбы со списыванием, а Генеральный секретарь Ассоциации среднего образования Джон Данфорд призвал интернет-провайдеров, размещающих подобные сайты, прекратить эту аморальную деятельность.
Образование за рубежом: Канада[3]
В.: Списывают ли студенты?
О.: Нет. Это не распространено и грозит отчислением. Дух конкуренции очень силен среди студентов, поэтому списывание вызывает законное возмущение среди самих учащихся прежде всего.
В.: Каково отношение к плагиату?
О.: Списанные из Интернета работы отслеживаются и не засчитываются. Контроль за этим очень жесткий.
Вопросы:
1 Приведите примеры технологических и отношенческих рутин, встре-чающихся в этом тексте. Обоснуйте свой выбор.
2 Как отношенческие рутины формируют ожидания?
3 Почему рутины, на которых основывается поведение британских и канадских студентов, отличаются друг от друга (что влияет на формирование отношенческих рутин)?
Тесты.
1. Какие категории являются базовыми для институциональной экономики:
а) права собственности;
б) трансакционные издержки;
в) контракт;
г) верно все вышеперечисленное.
2. Какие функции выполняют нормы:
а) координация действий людей;
б) ограничение вариантов выбора;
в) перераспределение ресурсов;
г) верно все перечисленное.
3. В схеме О. Уильямсона исследуется:
а) взаимодействие институциональной среды, институциональных соглашений и индивида;
б) взаимодействие индивидов друг с другом;
в) взаимодействие фирм и государства;
г) взаимодействие человека и окружающей среды.
4. Согласно экономической теории прав собственности, не сам ресурс является собственностью, а:
а) «пучок» прав по использованию ресурса;
б) внешние эффекты;
в) контракты;
г) трансакционные издержки.
5. Фундаментальной трансформацией называется:
а) переход к трехстороннему управлению трансакцией;
б) переход к двустороннему управлению трансакцией;
в) переход к единому управлению трансакцией;
г) все перечисленное верно.
Вариант 3
1. Импорт институтов на примере стран с различной институциональной системой.
2. Кейс-задача.
Формальные и неформальные институты: как бороться со списываем студентов?[4]
Профессор физфака университета штата Виргиния Лу Блумфилд (Lou Bloomfield), прослышав о многочисленных случаях плагиата среди студентов, написал специальную компьютерную программу, которая в течение 50 часов анализировала заложенные в нее студенческие работы на предмет совпадения текстовых фрагментов. После окончания анализа программа выдала результаты, показавшиеся профессору вопиющими, — выяснилось, что большинство студентов заимствуют значительное количество готовых текстов для своих работ из Интернета, а также из работ других студентов. По требованию профессора в университете было начато специальное расследование, в ходе которого был составлен список из 122 студентов и выпускников. Студентов теперь могут исключить из вуза, а выпускников — лишить диплома, сообщает «Associated Press». Сотрудники университета надеются, что этот показательный процесс поможет другим, пока не пойманным, студентам осознать, в чем все-таки заключается суть высшего образования. Кроме того, сотрудники признали, что в настоящее время с развитием компьютерной техники процесс заимствования чужих текстов сильно упростился по сравнению с предыдущими десятилетиями, когда информацию из книг или чужих работ надо было переписывать или перепечатывать вручную.
Из интервью с В.В. Радаевым[5]
Сегодня проблема плагиата существует во всех учебных заведениях. Но мы хотим, чтобы наш университет (ГУ ВШЭ) был особенный, лучший. Поэтому мы сейчас и активизируем борьбу с плагиатом. Подготовили документ. В нем грамотно расписано, что могут и что должны делать преподаватели, поймавшие студента на плагиате, списывании или подлоге. И меры предусмотрены строгие - вплоть до отчисления. При этом студент должен быть гарантирован и от ошибки преподавателя, от произвола. Права учащихся тоже необходимо защищать. Поэтому студент имеет право на апелляцию. Но если вина доказана, наказание должно быть строгое. Как преподаватель, я лично все правила объявляю на первом же занятии. И к плагиату отношение очень простое: при обнаружении сразу ставится «неуд». Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Да и зачем спорить, если правила всем известны заранее. О рисках списывания предупреждаю без устали. Если кто-то списал у соседа, оба получают «неуд». Но не все сводится только к списыванию и плагиату. Еще существует такая мерзкая вещь, как подлог. Это когда один студент сдает за другого зачет или экзамен по каким-то фиктивным, подложным документам. Один такой случай был обнаружен и у нас. Мы за это студента отчислили. Пока больше никто повторить не рискнул. Принимаем превентивные меры. Что касается плагиата, повторяю будем за это тоже безжалостно отчислять. Халявы ни в жизни, ни учебе быть не должно.
Вопросы:
1Почему студенты, зная о существующих формальных правилах, следую неформальным правилам?
2 Как в этом примере соотносятся формальные и неформальные правила?
3 Охарактеризуйте неформальный институт существующий в студенческой среде (правило плюс санкция).
3. Тесты.
1. Направлением институциональной экономической теории не является:
а) теория прав собственности
б) теория трансакционных издержек
в) экономическая теория преступлений и наказаний
г) теория общего равновесия
2. Какие нормы относятся к формальным?:
а) формальные нормы – это большинство нормы, не фиксирующаяся в документах;
б) формальные нормы фиксируются в различных документах, и специа-лизированная защита этих норм обеспечивается принуждением со стороны государства;
в) формальные нормы – это нормы поведения людей в небольших коллективах;
г) формальные нормы – это нормы, которые необязательно соблюдать.
return false">ссылка скрыта3. Что понимается под схемой О. Уильямсона?:
а) схема уровней анализа институтов;
б) схема расширенного воспроизводства;
в) схема кругооборота доходов и товаров;
г) схема простого воспроизводства.
4. В соответствии с какой правовой традицией выделяется «пучок» прав собственности?:
а) законами Хаммурапи;
б) общим правом;
в) гражданским (романо-германским);
г) конституцией РФ.
5. К трансакционным издержкам не относятся:
а) издержки поиска информации;
б) издержки обслуживания станков и оборудования;
в) издержки оппортунистического поведения;
г) издержки защиты прав собственности.
Вариант 4
1. Проблема трансакционных издержек в рамках отдельной фирмы (издержки оппортунистического поведения, отлынивание, проблема «принципал-агент).
2. Кейс-задача.
«Заменители» государственных органов правопорядка[6]
«С началом экономической либерализации и кооперативного движения потенциальными жертвами вымогателей были уже легитимные, а не теневые предприниматели, теоретически имевшие право на защиту и полную правовую поддержку со стороны государства, но редко получавшие их на практике»[7]. «Каждый рэкетир представлял собой конкретную угрозу частным торговцам и одновременно за определенную плату оказывал некоторым из них охранные услуги. По сути, это была не столько активная защита, сколько конвенциональное воздержание от насильственных действий, дающее возможность продолжения свободной торговли и оправдывающее получение дани. С точки зрения коммерсанта, выплаты рэкетирам приобретали форму налога, дающего право на начало и продолжение торговли. По данным опроса предприятий розничной торговли, проведенного в Москве, Смоленске и Ульяновске в 1996 г., выплаты дани частным охранным структурам стали рутинным явлением. Более 40% предпринимателей признали факт частых контактов с рэкетом, считая при этом рэкет менее проблематичным явлением, чем произвол чиновников и налоговых органов. Исследование показало также, что большинство владельцев торговых предприятий воспринимало частные охранные структуры как заменитель государственных органов охраны правопорядка и отчасти — судебных органов. Если вначале экономические субъекты были, в основном, жертвами вымогательства, то позже обе стороны часто устанавливали рабочие отношения, считавшиеся взаимовыгодными в данных экономических условиях»[8].
Вопросы:
1Приведите пример формального института, который должен регулировать взаимодействие предпринимателей и обеспечивать возможность свободной торговли в развитых экономиках.
2 Каковы причины неэффективности формальных институтов в рассмотренной ситуации?
3. Тесты.
1.Что понимается под институциональной средой?:
а) совокупность фундаментальных политических, социальных, юриди-ческих правил, образующих базис для производства, обмена и распределения;
б) количество ВУЗов в стране;
в) технологический процесс;
г) способ производства.
2. Самоподдержание» как санкция подразумевает:
а) требование государства строжайшего исполнения правил;
б) исполнение правил, идущих от воспитания;
в) требования тирана абсолютного исполнения нормы (правил);
г) требование муниципалитета исполнения платежей ЖКХ.
3. Какие нормы используются для характеристики экономики в контексте институциональной теории?:
а) утилитаризм;
б) эмпатия и доверие;
в) целерациональное действие;
г) все перечисленное.
4. Интернализация внешнего эффекта – это:
а) отсутствие внешнего эффекта;
б) превращение внешних издержек (выгод) в элемент частных издержек (выгод);
в) процесс дисконтирования;
г) ликвидация предприятия.
5. Издержки оппортунистического поведения являются следствием:
а) недобросовестного поведения одной из сторон;
б) непредумышленных действий одной из сторон;
в) незнанием одной из сторон существующего законодательства;
г) издержек поиска информации.
Вариант 5