Тема: Предметные области и особенности основных направлений ИЭ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Предметные области и особенности основных направлений ИЭ

Предпосылки (чистое ядро неоклассики):

Что характерно для потребителя?

- устойчивые предпочтения

- рациональный выбор

- равновесные схемы взаимодействия

- тип ограничения

- тип информации

- обмен без издержек

Основной методологический принцип в неоклассике – индивидуализм.

Институты на первом месте в институционализме – методологический холизм.

Спектр институциональных теорий:

Традиционная ИТ – эволюционный И – новый французский И – новая ИЭТ – неоинституционализм – неоклассическая теория

1. Традиционный институционализм

Старый институционализм:

- возник на рубеже 19-20в., сформировался к 1920-30-м гг.

- представители: Веблен (теория праздного класса, теории коммерческого предприятия), Коммонс (правовые основы капитализма, институциональная экономика), Митчелл (деловые циклы)

- методологические особенности старых институционалистов:

· Методологический холизм – институты важнее всего, а не индивиды

· Междисциплинарный подход – использование социологии, психологии и т.д.

· Эволюционный принцип – развитие экономики а не революции

· Принцип историзма – выявление движущих сил, тенденций

· Внимание на действие коллективов – по защите интересов индивидов

· Принцип институционального детерминизма – институты рассматриваются как основное препятствие спонтанности развития, являются стабилизирующим фактором

· Использование индуктивного метода – от частного к общему

· Применение эмпирического метода исследования – конкретный анализ с использованием статистических данных

- старые институционалисты исследовали три группы проблем:

· Взаимоотношения труда и капитала

· Взаимоотношения корпораций с мелкими и средники предприятиями

· Противоречия частных и общественных интересов (механизм социального контроля над экономикой и проблема национальных интересов)

Послевоенный традиционный институционализм (1950-1970гг.):

- основные представители: Берли, Минз, Кларк, Гэлбрэйт (общество изобилия, новое индустриальное общество, экономические теории и цели общества), Перру, Фурастье, Мюрдаль (азиатская драма: исследование бедности народов), Льюис (the theory of economic growth)

- исследуемые проблемы и цели:

· Противоречия западного общества, глубокое несоответствие уровня развития технологии созданным социальным институтам, стремление реализовать идею социального контроля над производством посредством планирования

· Проблемы экономической власти, проблемы воздействия государства на развитие экономики, конфликты интересов в сфере экономики, разработка практических мер по решению социальных проблем развитых капиталистических стран

· Проблемы развивающихся стран, попытка разработать рекомендации для преодоления отсталости и нищеты, унаследованными развивающимися странами от колониализма

- отличия от раннего институционализма

· Изменение природы крупных корпораций

· Идеи о происходящей трансформации капитализма

· Характеристика социально-экономической системы капитализма как качественно нового этапа – «народный капитализм» и т.д.

· Кардинальные изменения роли государства, основная цель – обеспечение «благоденствия для всех членов общества». На этой основе получили развитие различные развитие различные теории «социального контроля»

- трудности традиционного институционализма

· Институты анализируются без общей теории, в противоположность этому неоклассика являлась теорией без институтов

· Если неоклассику обвиняют в чрезмерной формализации, то традиционный институционализм – в подходе «рассказывания сказок», который во многих случаях не требует использования формализованного языка

- применение в экономической политике государств:

· Традиционные институционалисты выступают за частичную национализацию, максимальный объем государственного регулирования, насколько они совместимы с рынком или частной собственности

· Разработана идея индикативного планирования, реализованная во Франции и других странах

СОВРЕМЕННЫЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ОСОБЕННОСТИ ПОСМОТРЕТЬ НА

2. Новая институциональная экономическая теория (1960-1990-е гг.)

- основные представители: Коуз, Норт, Уильямсон, Бьюкенен, Таллок, Олсон ,Познер, Демсец, Чеи, Барцель, Менар, Пейович, Умбек, Уоллис, Фуруботи, Рихтер, Эггертесон

- российские ученые: Авдашева, Автономов, Ананьин, Аузан, Белокрылова, Вольчик, Долгопятова, Завельский, Заостровцев, Зотов, Капелюшников, Катькало, Кокорев, Крюков, Крючкова, Кузьминов, Латов, Лебедева, Малахов, Мау, Найшуль, Некипелов, Нуреев, Тамбовцев, Шаститко, Юдкевич.

- методологические особенности НИЭТ:

· Используется принцип методологического индивидуализма

· Введены ограничения, обусловленные институциональной структурой общества, сужающие экономический выбор

· Применяются две поведенческие предпосылки – ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение. Первая отражает факт ограниченности человеческого интеллекта. Вторая – «преследование собственных интересов с использованием коварства»

· Используется сравнительно-институциональный подход, т.е. оценки действующих институтов исходят из сопоставлений не с идеальными моделями, а с альтернативами, осуществимыми на практике.

 

ЛЕКЦИЯ 3

Разные направления в рамках НИЭТ (новая политическая экономия, экономическая теория прав собственности, новая теория организации отраслевых рынков, новая экономическая теория, экономическая теория трансакционных издержек, конституциональная экономическая теория, экономическая теория контрактов, право и экономическая теория и т.д.) различаются по степени модификации жесткого неоклассического ядра. Имеющиеся различия не позволяют исследовать приведенные выше названия как совершенные заменители.

Две точки зрения на состояние НИЭТ:

1. НИЭТ является продолжением неоклассики и не затрагивает ее жесткого ядра в той мере, в какой можно было бы говорить о появлении принципиально новой программы исследований, поскольку в различных формах используется предпосылка о максимизации полезности, трансформировавшаяся в идею минимизации трансакционных издержек, принцип методологического индивидуализма, экономического равновесия.

2. Современное состояние НИЭТ позволяет говорить о новом институционализме как о самостоятельной, развивающейся научно-исследовательской программе.

 

Трудности НИЭТ:

 

1. Акцент на трансакционные издержки нередко оборачивается игнорированием производственных издержек.

2. Поскольку представители НИЭТ выводят организации, право и другие социо-экономические явления из процессов взаимодействия индивидов, то они пропускают промежуточный уровень – привычки и стереотипы мышления, которые занимают центральное место в старом институционализме.

3. Все варианты нового институционализма, несмотря на различия в подходах, объединены общей идеей определения индивидуальных предпочтений как экзогенных и игнорирования процессов, управляющих их формированием.

4. Проблемы власти остаются в тени. Отсюда иерархия рассматривается как особый контракт, вертикальные социальные связи – как горизонтальные, отношения господства и подчинения – как отношения равноправного партнерства.

5. Исследования рынка превалируют над исследованиями производства, институты изучаются ради институтов без взаимосвязи с материально-технологической средой.

 

Отношение к экономической политике государства – скептическое в силу того, что трансакционные издержки очень высоки в государственном секторе, а чрезмерное вмешательство государства нарушает процессы функционирования рынков.

 

 

Эволюционный институционализм (возник на рубеже 19-20вв., развивается в 1970-1990гг.)

- представители: Веблен, Гамильтон (эволюционная экономическая теория) , Шумпетер, Норт, Алчиян (неопределенность эволюция и экономическая теория, значение измерения полезности, затраты и выпуски), Уинтер, Нельсон, Меткалф, Сильверберг, Дози, Ходжсон и др.

- российские ученые: Нестеренко, Маевский, Глазьев, Львов, Мильнер, Полтерович, Хенкин и др.

 

Методологические особенности эволюционного институционализма:

1. Отказ от предпосылок оптимизации и методологического индивидуализма.

2. Акцент на исследовании экономических изменений. Рассмотрение экономики как динамической системы. Система частично определяет свойства входящих в ней элементов. В свою очередь, свойства системы вбирают в себя характеристики образующих её элементов, но имеют и особые свойства, которые не представлены ни в одном из элементов.

3. Отрицание постулата неоклассической теории – равновесия, как нетипичного и очень кратковременного состояния. Влияние факторов, способствующих приближение системы к равновесию, перекрывается более мощными внешними воздействиями и эндогенными силами, порождающими в системе бесконечный процесс изменений и развития. Главный эндогенный механизм такого рода – «кумулятивная причинность» - понятие, сформулированное Вебленом, которые может быть переведено как «положительная обратная связь».

4. Проведение биологических аналогий. Если многие классики и неоклассики уподобляли рыночное хозяйство механической системе, то эволюционисты трактуют изменения в значительной мере по аналогии с биологическими.

5. Учет роли исторического времени. Подчеркиваются динамические феномены, являющиеся следствием необратимости исторического времени и приводящие к неоптимальным для экономики результатам. Подобные феномены являются проявлением зависимости о прошлого пути развития. К ним относится «кумулятивная причинность», а так же «гистерезис» и «блокировка». Гистерезис представляет собой зависимость конечных результатов системы от её предшествующих результатов. Блокировка – неоптимальное состояние системы, которое является результатом прошлых событий и из которого нет мгновенного выхода.

6. В поведении фирм главную роль играют рутины – стандартизированные правила принятия решений и осуществления деятельности, применяемые в течение определенного периода без корректировки.

 

Трудности эволюционного институционализма:

- Экономическая теория включает в себя два взаимоисключаюших аспекта: теорию развития экономической системы и теорию её структуры и функционирования

- Во втором аспекте эконометрическая теория никогда не может стать эволюционной (как в биологии генетика не заменит анатомию и физиологию). Для системного анализа эволюционный институционализм должен создать не только теорию экономической эволюции, но и теорию функционирования экономической системы.

Отношение к экономическое политике государства

- Эволюционный институционализм характеризуется благосклонным отношением к государственному вмешательству.

- Эволюционно-институциональный анализ указывает на то, что экономические изменения не имеют внутренней тенденции обеспечивать оптимальные результаты. Поэтому государственное вмешательство может оказать позитивное влияние на экономику.

 

Новая французская институциональная экономическая теория (НФИЭТ) (середина 1980-1990е гг.)

- Основное направление – экономика соглашений (конвенций)

- Представители: Тевено (экономика и конвенциональные формы, Болтянски, Фавро, Орлеан, Сале, Леве, Ралле, Дюпюи, Эмар-Дюверне, Рейнан и др. (Русские: Олейник, Кумахов).

Общая характеристика НИЭФТ:

1. Рыночная экономика исследуется не как отдельно взятый объект, а как подсистема общества, которое является совокупностью «институциональных подсистем».

 

- рыночная подсистема, включающая в себя рынок, анализируемый в неоклассической теории, объектами функционирования в рыночной подсистеме являются добровольно обмениваемые товары и услуги

- индустриальная подсистема, состоящая из промышленных предприятий, рынок никогда не является местом производства, в отличии от предприятии

- традиционная подсистема, включающая персонифицированные связи и традиции, играет ведущую роль в традиционных обществах

- гражданская подсистема, базирующаяся на принципе подчинения частных интересов общим

- подсистема общественного мнения, в которой координация деятельности людей строится на основе наиболее известных и привлекающих всеобщее внимание людей событий

- подсистема творческой деятельности, в которой основной нормой поведения является стремление к достижению неповторимого, уникального результата

- экологическая подсистема, где координации действий осуществляется в соответствии с природными циклами и направлена на поддержание «баланса окружающей среды»

2. Каждая из подсистем характеризуется особыми способами координации между людьми – «ое для выполнения и имеюсоглашениями» - и особыми требованиями к действиям людей – «нормами поведения». Нормы – предписания определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий. Соглашения – наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

3. Рациональность и стремление к рыночному равновесию трактуются лишь как «частные случаи». Каждый хозяйствующий субъект одновременно функционирует в нескольких «мирах». Особые проблемы возникают на «стыке» различных «миров», т.е. в ситуации, когда одно и то же взаимодействие может приниматься на основе норм поведения разных подсистем.

Методологические особенности НФИЭТ

· Признается существование нескольких точек равновесия, причем они не обязательно совпадают с точками оптимума по Парето, а так же равновесие может не существовать вообще

· Используется теория неполной рациональности Саймона, предполагающая, что индивид не способен собрать всю информацию о ситуации на рынке и не способен собранную информацию обработать оптимальным образом, а так же принцип оптимизации заменяется принципом удовлетворительности

· Ставятся под сомнение экзогенный характер предпочтений и их стабильность: институты задают рамки восприятию интересов, но в то же время индивиды способны изменить институциональные рамки

 

Отличия от других направлений институционализма

1. Природа норм объясняется на основе исследований в области социологии и герменевтики как науки об интерпретации, а не на основе экономического империализма.

2. Преобладает интерес не столько к юридическим и формальным нормам, сколько к соглашениям – совокупностям неформальных норм, по которым осуществляется взаимодействие между индивидами в разных подсистемах.

3. Постулируется существование множества форм координации, множества конвенций. Таким образом, экономика конвенций пытается найти компромисс между методологическим индивидуализмом и институциональным детерминизмом (институты определяют структуру развития в настоящем и будущем).

 

Трудности экономики конвенций

1. Не преодолено противостояние принципов индивидуализма и холизма.

2. Слабо освещена проблема власти и иерархическая структура организаций на микро- и макроуровне.

3. Не объяснена эволюция конвенций (институтов, норм, правил) и их эффективность.

4. Теория далека от завершения, ей не достает общности.

ЛЕКЦИЯ 4

Рабочее определение правила – общепризнанное и защищенное предписание, которое разрешает или запрещает определенные виды действий индивида или группы при взаимодействии с другими индивидами или группами. Правило имеет смысл только если оно обращено к более чем одному человеку. В НИЭТ институты определяется через правила, но не всякое правило становится институтом.

Классификация правил 1:

- формальные – фиксируются в вербальной или письменной форме и обеспечиваются защиты со стороны государства (обычно)

- неформальные – не фиксируются

Классификация правил по Норту:

- конституционные или политические правила - касаются структуры государства, политической системы)

- экономические правила – правила, определяющие возможные формы организации экономической деятельности, в рамках которой индивиды или группы кооперируются или конкурируют

- абсолютные – абсолютные права собственности, без конкретных соглашений

- относительные – касаются конкретных соотношений, оформляются в контрактах

- правила контрактации – способы заключения и реализации контрактов

Классификация 3

- глобальные – более высокого порядка, создают условия для правил более низшего порядка

- локальные – правила контрактации

Каждый тип правил определяет определенные права!

Классификация 4

- внешние – распространяются практически на всех субъектов, устанавливают ограничения в системе

- внутренние – устанавливаются внутри отдельных хозяйствующих субъектов

 

Институты (рабочее определение в НИЭТ) – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничений для экономических субъектов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защитой. Механизмы контроля – набор средств, чтобы идентифицировать проблемы правил и принять санкции.

Классификация институтов

- естественные – создаются спонтанным путем в процессе взаимодействия индивидов

- искусственные – создаются по первоначальному проекту, модели

 

- формальные – см. ниже

- неформальные – опираются на соответствующие правила

 

По сферам функционирования:

- экономические институты

- политические институты

- идеологические институты

 

По распространённости:

- всеобщие институты (например закон о собственности)

- групповые (конкретные сферы, например закон о высшем образовании)

- единичные (уникальные, специфический контракт на покупку товара/услуги)

 

По степени определенности участников:

- неопределенные участники

- определенные участники (например, правила, применяемые в организации на её участников)

 

Функции институтов:

- ограничительная – ограничивает множество возможных действий, отсекая, например, запрещенные действия

- координирующая – координирует действия индивидов или групп

- перераспределительная – распределяет между участниками, либо напрямую, либо косвенно, координация возникает после перераспределения

 

Роли институтов:

- институты снижают неопределенность и обеспечивают предсказуемость результатов действий, некую устойчивость в экономике

- институты распространяются и передаются во времени благодаря процессу обучения, появляется предсказуемость не только в пространстве, но и во времени

- институтам присуще система стимулов, позитивных или негативных, таким образом влияя на мотивацию субъектов

- предоставляют свободу действий и безопасность, но в установленных рамках

- институты призваны сокращать транзакционные издержки

Схема в учебнике: Индивид ↔ соглашения ↔ институциональная среда

 

3.3 Привычки и рутины

Привычка – более или менее самоподдерживающаяся склонность/тенденция к следованию при установленной или благоприобретённой форме поведения.

Четко разграничивать привычки и правила не следует, так как они имеют общую форму, а именно, в обстоятельствах Х выполняется действие У. Также, постоянное следование правилам может перерасти в привычку.

Ученые этого направления поддерживают теорию человеческого действия, в котором есть целенаправленное поведение, и привычное. Это связано с иерархической моделью мышления. Привычки необходимы индивидам, чтобы существовать в сложном мире. Они обеспечивают агентов средствами существующей модели поведения без привлечения глобальных расчетов, которые требуют большое количество информации. Способность формировать привычки необходима для приобретения необходимых практических и интеллектуальных навыков («трудовая деятельность включает важные привычки», Веблен). Повторяющееся использование привычек и правил ведёт к институтам.

Такое необдумываемое поведение дает ещё дополнительную основу стабильности, устойчивости в экономической деятельности. Оно контрастирует с обдуманным поведением, и усиливает идею выбора. Привычки формируют основу рутин и институтов. Привычка – ключевой элемент в эволюционной экономической теории.

ЛЕКЦИЯ 5

Дж. Мейнстринг 1885-1943

«Один институт – хорошо, а два – лучше.»

«Любишь экономику – люби и институты.»

«Свой институт экономику вниз не тянет.»

Обратимся к работам Нельсона и Уинтера. Они ввели термин «эволюционный подход и рутины».

«Рутина» может означать постоянно повторяющийся шаблон деятельности организации, а также «рутинное действие» - индивидуальное умение, или прилагательное «рутинный» может относиться к гладкому, безсобытийному, эффективному функционированию индивида или организации.

Особенности рутин:

- рутины существуют когда определенные способы деятельности постоянно дают по крайней мере удовлетворительные результаты, если не оптимальные;

- если рутины удовлетворительны, то поведение, им соответствующее, может стать сознательной целью, и, если возникают отклонения, тогда нужно усиливать управление;

- существует необходимость стандартизации рутин, это упрощает перенос знаний, создаются одинаковые ожидания и нормы (стандартные рутины снижают транзакционные издержки);

Эти распространенные, общепринятые рутины часто называются институтами. Одни рутины – это некий имплицитный, неявный контракт. Другие рутины имеют силу явного контракта, и записаны в нормативно-правовых документах.

- рутины действуют не обособленно, а в системе, одни рутины поддерживаются другими рутинами – сетевой подход;

- при изменении условий меняются и рутины, но они меняются с разной скоростью и разными способами;

- рутины меняются под воздействием технологий;

Таким образом, исследование должно быть комплексным. Рутины – часть системы.

Когда привычки и рутины распространяются в обществе, то они становятся институтами.

Нельсон и Уинтер в своих работах выделяли:

- организационные рутины (технологические и управленческие)

- поиск (все виды деятельности организации, которые оценивают текущие рутины, и приводят к их модификации или замене)

- селекционная среда организации (набор факторов, воздействующих на благополучие организации и определяющих её развитие), она частично определяется внешними факторами

- подход дифференцированного роста объясняется биологическими аналогиями, потому что главное – чтобы выживала «популяция» фирмы, отрасль, а не отдельные фирмы.

- следование правилам и оптимизирующее поведение не обязательно исключают друг друга, но распространенность привычек и правил превращают оптимизацию в частный случай в ряду других способов поведения и принятия решений

3.4 Нормы и соглашения (конвенции), НФИЭТ

Нормы являются элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор.

Норма – предписание определенного поведения, которое обязательно для выполнения, и имеет своей функцией поддержание порядка в системе взаимоотношений.

К элементам норм относятся:

- атрибуты нормы (на кого распространяется норма)

- фактор долженствования

- цель

- условия, при которых действует норма

- санкции

Исходя из сочетания этих 5 элементов, образуются различные виды норм.

- совместная стратегия (1+3+4)

- норма в узком смысле (1+2+3+4)

- правило (1+2+3+4+5)

Индивиды выполняют требования норм для снижения неопределенности во взаимодействиях и для достижения поставленных целей.

 

Проблемы возникают на стыке миров/соглашений. Рассмотрим 3 вида стыков:
- экспансия соглашений (взаимодействие индивидов/ групп происходит на основе норм соглашения в сфере, где раньше господствовало другое соглашение, например политический рынок)

- касание (такое соотношение соглашений, когда взаимодействие координируется разными типами соглашений)

- компромисс (соотношение соглашений, когда появляются некие синтетические нормы, призванные снять противоречия между требованиями различных соглашений)

3.5 Концепции власти

Сущность власти – социальные взаимодействия в которых индивиды или группы обладают возможностью воздействия на других индивидов и на другие группы.

Формы власти – разные от жестких (вплоть до применения физической силы) до мягких (контроль, влияние, убеждение) форм.

Цели власти – политические, экономические, эстетические, частные, общественные.

Другие характеристики власти – мотивы, степень важности, оценка власти.

Примеры власти:

- иерархия в организации

- неравные отношения в торговле

- дифференциация доходов и богатства

- ассиметричная информация

Основные концепции власти:

- рыночная власть (институционалисты отмечают, что на несовершенных рынках есть дискреционная власть, целенаправленные внедрения) – способность продавцов формировать предпочтения покупателей.

- власть над социальным выбором (выделяются 2 вида власти – одномерная (возникает на основе контроля (формального или неформального) над политическими ресурсами, способность принимать решения такие, когда другие участники процесса против) и двумерная (тогда есть возможность не ставить имеющиеся проблемы в повестку дня)))

- власть над человеческими ценностями (индивид изменяем, а значит на индивида можно повлиять, на его природу, на ценности, которые господствуют в обществе)

 

 

ЛЕКЦИЯ 6

..

ТАИ можно трактовать как издержки эксплуатации экономической системе.

ТАИ (рабочее определение) – затраты ресурсов (денег, времени, труда), необходимые для отчуждения и присвоения ПС и свобод, принятых в обществе.

Виды ТАИ:

1. ПО времени осуществления (Норт, Уоллис)

- ex ante (предварительные издержки)

- в период совершения сделки (ex interior)

- после совершения сделки (ex post)

2. Фурубтон и Рихтер:

-

- управленческие ТАИ

- политические ТАИ

3. По функциональным группам:

- издержки поиска информации

- издержки ведения переговоров и заключения контрактов

- издержки измерения

- издержки спецификации и защиты ПС

- издержки оппортунистического поведения

Измерение ТАИ:

С 1870-1970 на макроуровне ТАИ измеряли Уоллис по доли транзакционного сектора (ТАС) во ВНП.

4.3 Права собственности

ЛЕКЦИЯ 7

Сопутствующие понятия

Спецификация и размывание ПС. Спецификация – определение объекта права, субъекта права, а также набора правомочий, которыми он располагает. Размывание – имеет место когда ПС неточно установлены и плохо защищены.

Ограничение и расщепление ПС. Ограничения налагаются в принудительном порядке гос-вом, часто в целях перераспределения ПС. Расщепление или дробление – происходит в форме добровольного обена по инициативе самих собственников.

……..

Режимы собственности

1. Свободный доступ к ресурсу: общая собственность

2. Исключительность доступа: коммунальная собственность КС, частная собственность ЧС, государственная собственность ГС.

Первый шаг в эволюции – это переход к исключительности, т е переход к КС.

ОС – означает что ни один индивид не находится в привилегированном положении относительно ресурсов и никто не имеет права исключить других из доступа к данному благу. Права на эту собственность плохо определены, отсутствуют режимы исключительности и отчуждаемости собственности. (грибной лес, озеро с рыбой, парки, пастбище, использование воды) Такая собственность не требует не требует издержек для своего поддержания, а набор правил по их использованию – минимален. Встречается там где затраты по спецификации и защите прав собственности высоки и превышают ожидаемые от спецификации выгоды. (трудно контролировать сколько рыбы выловили или сколько грибов собрали). Главное правило – первым пришел – первым воспользовался.

КС – исключительными правами собственности на данный объект обладает только часть экономических объектов (определенная группа) из рассматриваемого множества. Это промежуточный вариант между свободным доступом и частной (государственной) собственностью.

КС обладает режимом исключительности т.к. закрыт свободный доступ к ресурсу со стороны аутсайдеров. Однако в рамках КС может возникнуть эффект свободного доступа, что требует введения правил, регулирующих доступ к ресурсу инсайдеров. КС не исключает отчуждаемости и передачи доли от одного человека к другому. Но эта передача сопровождается обязательными требованиями к условиям входа.

Недостатки:

- не защищена от сверхиспользования ресурса со стороны инсайдеров, возникают издержки, связанные с принятием решений о регулировании доступа.

- может возникнуть проблема недоиспользования ресурса.

- могут возникнуть проблемы принятия решений в группе.

- КС может быть разрушена как извне, так и изнутри. Извне – если издержки защиты прав собственности от аутсайдеров слишком высоки. Изнутри – если слишком много инсайдеров, новых технологий использования ресурса и т.д.

Неустойчивость КС часто приводит к трансформацию в ЧС или ГС.

ЧС – отдельное ФЛ или ЮЛ обладает всеми правомочиями или некоторыми правомочиями. ЧС устанавливает исключительные права, а значит и преграду сверхиспользования ресурсов. Она является отчуждаемой.

Ограничение на распространение ЧС:

- существенные издержки по защите прав собственности, определяющимися как институциональными, так и технологическими факторами.

- материально-технологическая среда общества, степень и возможность развития рынка, господствующая идеология и научные представления, и т.д.

ГС – всеми правами владеет государство. Система ГС защищается совокупностью формальных правил и предполагает исключительность доступа к ресурсам, аутсайдеров и инсайдеров.

ГС не является отчуждаемой, так как её нельзя свободно продать или ликвидировать какую-то её долю.

Недостатки ГС:

- необходимость затратного аппарата контроля

- высокие издержки обеспечения соблюдения прав ГС

- могут теряться преимущества специализации, проблемы с инновациями

- невозможность получить рыночную оценку управления государственным имуществом

- накопление избыточных производственных мощностей, раздувают штаты, медленнее реагируют на изменения спроса

- государственные чиновники часто извлекают частную выгоду

Теорема Коуза

Если ТАИ = 0, цена, по которой экономические агенты обмениваются правами собственности задается экзогенно и отсутствует эффект дохода, то первоначальная спецификация прав не влияет на эффективность распределения ресурсов, а сама эффективность может быть интерпретирована в терминах максимизации благосостояния (например макс-ия прибыли).

Если ТАИ положительные, что соответствует реальности, рынки несовершенные, действует эффект

 

НЕДЕЛЯ 8

Тема 2: Методы институциональной экономической теории

2.1 Общая характеристика методов и моделей

Она дается исходя из сравнительного анализа с моделями неоклассики и с подходами, применяемыми в традиционном институционализме. Если неоклассику критиковали за слишком формализованный подход, то ранних институционалистов обвиняли в том, что их подход похож на рассказывание сказок.

1. Неоклассические модели характеризуются преобладанием прогностической функции, потому что важно объяснить причинно-следственные связи между явлениями. Критикуют институционалисты монетаризм за такой подход: гипотеза может исходить из ложных предпосылок, но если она объясняет действительность и, кроме того, проста и относительно удобна, то такую гипотезу, а затем и теорию можно принять в качестве позитивной науки. В неоклассике есть инструменталистская позиция, т.е. в теории есть набор инструментов, которые подбираются для решения поставленной проблемы. Коуз отмечал, что пренебрежение предпосылками тормозит развитие науки, поэтому институционалисты пытаются объяснить, что находится в черном ящике неоклассиков, применяя разнообразные подходы, в том числе исторические и математические.

2. Неоклассические модели имеют пирамидальную структуру с многоуровневой системой соподчиненных понятий. Институциональные модели имеют скорее вихревую структуру, которая в каких-то точках сцепляется друг с другом, центром является категория институт.

3. Экономисты отличали злоупотребление формализацией и дикой эконометрикой в неоклассике, но институциональные модели раннего периода зачастую носили вербальный характер. Конечно, ситуация изменилась.

4. Неоклассическая теория характеризуется абстрагированием многих явлений, которые считаются с позиции предпосылок самой неоклассики считаются неважными. Нельзя не учитывать неопределенность, «нерациональность».

5. В неоклассике основной метод сбора информации статистический. Институционализм не отрицает статистические методы, но чтобы объяснить институциональные альтернативы необходимо рассмотрение конкретных ситуаций.

6. Теорию, основанную на нереалистичных предпосылках очень трудно опровергнуть, и поэтому незначительное изменение может сделать теорию нефальсифицированной. Предсказательная функция неоклассики значительно ниже в несовершенных структурах.

7. Если проблемы выходят чисто за рамки цены, то происходит сдвиг от чисто количественного анализа (предельного и т.д.) к более качественному институциональному анализу где сопоставляются альтернативные институциональные структуры.

8. Неоклассика руководствуется моделью экономического человека, моделью рационального выбора, то в институционализме за исключением неоинституционализма появляются другие модели человека, более соответствующие действительности, но ни в коем случае нельзя использовать модель социологического человека.

9. В неоклассике то, что анализируется в реальной действительности, и затем выводы сравниваются с идеальной моделью (модель совершенного рынка, модель общего экономического равновесия). В институционализме нет этого шаблона. Сравниваются дискретные институциональные альтернативы.

Даже в НИЭТ не все модели являются оптимизационными. Это зависит от уровня анализа и от параметров, которые нужно учитывать. Эти модели могут быть модификации оптимизационных моделей. Однако и Парето-оптимальность иногда учитывается в качестве точки отсчета, хотя зачастую применяется не сам критерий Парето, а Парето-улучшения, модификации.

2.2

Полная рациональность:

- целерациональность (максимизация полезности/прибыли)

- использование всей информации

- формирование всевозможных вариантов выбора

- ранжирование полезности и осуществление выбора

- уровень рациональности не зависит от выбора, информации, ситуации

Ограниченная рациональность Саймона:

- достижение не оптимального, а удовлетворительного варианта

- использование первой попавшейся информации и балансировка между затратами и результатом

- разработка ограниченного числа альтернатив, и выбор первого удовлетворительного варианта

- использование прошлого опыта для выработки модели поведения

- зависимость уровня рациональности от ситуации и типа информации

Процедурная рациональность – следование избранной процедуре принятия решений для получения конечного результата.

В случае полной рациональности результат оптимален и обычно единственен. В условиях ограниченной рациональности конечный результат будет зависеть от процедуры принятия решений. Значит, множеству процедур соответствует множество возможных конечных результатов.

Саймон подчеркивал, что необходимо принимать в расчет не только рациональность выбора, но и рациональность процедур, т.е. эффективность процедур, используемых для решений выбора, в пределах когнитивных ограничений.

Процедурная рациональность в принципе не отвергает оптимального варианта, однако считает оптимальные варианты маловероятными, т.к. они неустойчивы, зачастую дорогостоящи и т.д.

Поведенческие предпосылки в НИЭТ

1. Познавательная предпосылка

1.1. Максимизация – сильная форма рациональности – выбор наилучшего варианта из всех. Этой модели придерживается неоклассика.

1.2. Ограниченная рациональность – полусильная форма рациональности – субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но обладают этой способностью в ограниченной степени. Принята в экономической теории ТАИ.

1.3. Органическая рациональность – слабая форма рациональности – рациональность процесса.

2. Мотивационная предпосылка

2.1. Оппортунизм – сильная форма мотивации. Следование своим интересам, в том числе обманным путем. Предконтрактный оппортунизм означает использование частной информации для заключения выгодной трансакции, выгода от которой напрямую зависит от неведения партнера. Постконтрактный оппортунизм предполагает использование возможности ненаблюдаемости поведения субъекта для того, чтобы выполнить условия контракта не так, как предполагает другая сторона, а в своих интересах.

2.2. Простое следование своим интересам – полусильная форма мотивации – эгоизм, который принят в неоклассической теории.

2.3. Послушание – слабая форма мотивации – равносильна неэгоистическому поведению, когда исключается всякое проявление собственного интереса.

Концепция рациональности в НФИЭТ (по Олейнику)

Понимание рациональности как нормы поведения.

1. Степень рациональности зависит от процедуры принятия решения.

2. Существование множества процедур принятия решений обуславливает множество рациональностей, что выражено в подходе экономики соглашений.

Ожидания и рациональность.

Если мы признаем ограниченную рациональность или процедурную рациональность, то мы применяем идею процедурно-рационального поведения партнеров, и отказывается от надежды на такие вот экстремальные ситуации. Ожидания иррационального поведения являются иррациональными. В обществе формируется система взаимных ожиданий.

Вывод: чем сложнее СВО, тем сильнее нужна институциональная структура. Поэтому некая централизация в России происходит по тому, что СВО не существует.

ЛЕКЦИЯ 9

(у Махи)

Пара стратегий приводит к равновесию по Нэшу, если выбор, сделанный игроком 1, оптимален при данном выборе игрока 2, а выбор, сделанный игроком 2, оптимален при данном выборе игрока 1.

Существование равновесия по Нэшу не означает его Парето-оптимальности, а Парето-оптимальный набор стратегий не обязательно должен удовлетворять равновесию по Нэшу.

Для понимания значения институтов рассмотрим модели координационной игры и дилеммы заключенных (ДЗ).

ЛЕКЦИЯ 10

У Махи первая половина

ЛЕКЦИЯ 12

Классификация теорий организации Фавро

Стандартная теория (РТ) – часть экономической науки, которая соответствует теории общего равновесия, т.е. неоклассической теории.

Расширенная СТ (РСТ) – любая экономическая концепция, опирающаяся на критерий индивидуальный рациональности, который используется для анализа проблем организационной координации.

НеСТ – теории, отказывающиеся от обеих неоклассических аксиом.

У Махи

ПРАКТИКА 14

Толлинг – передача сырья заказчиком переработчику с целью его переработки.

Есть внешний и внутренний толлинг.

Бизнес-инкубация

Задача – помощь тем, кто открывает собственное дело

Услуги – секретарские, бухгалтерские, предоставление кредита

3 причины развития:

- проблема возрождения городских центров и отдельных регионов

- поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности

- привлечение новых потоков инвестиций, налаживание бизнес-связей

Поддержка государством в виде субсидий

Показатели эффективности: объем инвестиций, число вырученных предприятий

Пока не созданы условия для послеинкубационного роста бизнеса

ЛЕКЦИЯ 14

7.4 Провалы государства и их исправления

Провалы имеет не только рынок, но и государство

- проблема информации: Традиционно проблемами является полнота и достоверность информации. Это касается И о будущих событиях. Прогнозы очень дорогие и всегда вероятностные. Неполной является и текущая информация. Недостоверность И обусловлена информационной ассиметрией (между высокопоставленными службами и низкопоставленными, между государственными службами и предпринимателями). В целом эта проблема вызывается тремя группами причин (технические, логические, недопонимания)

- проблема поиска ренты или рентоориентированного поведения: Государственное вмешательство имеет издержки, связанные с затратами ресурсов на непроизводительную деятельность, для того чтобы получить ренту, порожденную гос вмешательством. Рента – часть платы владельцу ресурса сверх той части, которую эти ресурсы могли бы принести при каком-либо альтернативном использовании, т.е. как доход, который выше альтернативных издержек. Рентоориентированным поведением называется усилие индивидов и организаций, направленные на получение исключительных преимуществ (преференций) с помощью государства. При этом имеет место перераспределение, т.к. одни могут выигрывать за счет других. Конкуренция из рыночной сферы переносится в сферу воздействия государства. Происходит рассеивание ренты, т.е. сумма полученной ренты может быть равна или меньше, чем издержки поиска ренты. Сферы: получение государственных контрактов, влияние на внешнеторговые тарифы и квоты, гос регулирование цен.

Рассмотрим 2 концепции издержек поиска ренты: 1. Концепция издержек влияния: Выделяется ЗП лиц, принимающих решения и затраты на донесение информации до нужного источника, издержки в связи с некачественным решением. Величина издержек зависит от наличия центральных органов управления, процедур принятия решений. 2. Концепция вымогательства ренты МакЧисни. Государство является исполнителем, хозяйствующие субъекты – принципалы. Проблема возникает если ОГВ начинают злоупотреблять положением конечного гаранта. Угроза использовать потенциал насилия – средство изъятия ренты, которая не связана с выполнением функций гаранта. В каждой концепции есть плюсы и минусы.

- несовершенство политического процесса и ограниченность контроля над бюрократами и последствиями принимаемых решений

Исправление государства

Проблема И:

- создание статистические центры, аналитические агентства, финансирование грантов, создание прогнозных центров

- важно проектирование процедуры принятия решения

- информационная асимметрия внутри госаппарата, измерение эффективности отдельных подразделений

- взаимодействие бизнеса и власти

Поиск Ренты:

Условия:

- возможность влиять на государство со стороны частных агентов

- наличие агентов, которые включатся в поиск ренты

- должна быть конкуренция

Ограничения на возможность влияния государства:

- лица, принимающие решения не должны зависеть от избирателей

- распределение по очереди

- индикативное планирование (контрольные индикаторы, от которых министерство не может уклониться)

Если источник ренты общественное благо, то больше вероятность что агенты не организуются и не будут давить на государство.

Государство может преднамеренно пользоваться этими знаниями

Существуют 3 способа голосования:

- голосование руками

- голосование ногами

- голосование рублем

Институциональный подход к государственному вмешательству

НИЭТ скептически относится к вмешательству, т.к. возникают дополнительные ТАИ

Меры для снижения ТАИ:

- установление понятной, определенной системы ПС, контроль за соблюдением этих прав и тд

- уменьшение макроэкономической нестабильности – заключение долгосрочных контрактов, хеджирование, наличие и формирование запасов и т.д.

- уменьшение проблем координации, развитие коммуникаций

- формирование системы ценностей, национальной идеологии, которая позволяет легче управлять моногосударством

- формирование индикативного планирования

- возможность объединения индивидов в ШИРОКИЕ организации тех или иных групп

- проведение экономической политики

- обеспечение института консультантов, экспертов

- поддержка прогнозных и тд органов

Институциональная политика – проводимые государством мероприятия по формированию новых и изменению имеющихся экономических институтов. Она должна быть связана и с ликвидацией провалов рынка, и с ликвидацией провалов государства. Цель: Создание институтов, соответствующее имеющимся природным, технологическим условиям.

Реформы Фраткова:

- уйти от сырьевой специализации (2004г) эпик фэйл

- борьба с бедностью

- создание жесткой среды, которая определяла бы конкурентоспособное производство

- механизм взаимодействия бизнеса и государства

- вступление России в ВТО

ЛЕКЦИЯ 15

ТЕМА 8

Сущность, типы и субъекты институциональных изменений

Существуют внутренние и внешние факторы институциональных изменений. Норт выделяет 2 основных источника изменений:

- сдвиги в структуре относительных цен (НТП, изменение населения, изменение цен одних факторов производства по отношению к другим…)

- идеология – как индивид воспринимает окружающую действительность и использует информацию

Никто из агентов не заинтересован в пересмотре правил игры.

Формируются альтернативные модели поведения, которые связаны с новым восприятием издержек и выгод.

Норт выделяет дискретные и непрерывные ИИ

Под дискретными понимаются радикальные изменения в формальных правилах, которые происходят в результате завоеваний или революций, однако такие изменения не настолько радикальны, потому что неформальные ограничения быстро измениться не могут.

Кумулятивные изменения накапливаются, и влекут за собой правила более высокого порядка.

Непрерывность – экономические агенты адаптируются постепенно. Непрерывность обусловлена:

- эффектом возрастающей отдачи – если растет применение институтов, начинает работать экономия от масштаба

- сетевой внешний эффект

- эффект обучения – если институт укореняется, могут снижаться ТАИ и т.д.

-

- адаптивные ожидания – связаны с ограниченной рациональностью

Это всё определяет институциональную инерцию

Норт ссылается на известного институционалиста Артура. Он выделил, что результатом этих механизмов могут быть 4 состояния.

1. Множественное равновесие (равновесие с неопределенным результатом)

2. Неэффективный результат (возможно эффективное решение проигрывает)

3. Блокировка (когда то принятое решение трудно изменить)

4. Зависимость от пути предшествующего развития

 

Субъекты ИИ

Институциональные изменения происходят в том числе за счет институциональных инноваций, т.е. тех новшеств, которые осуществляются в правилах при их взаимодействии.

Институты могут быть частные (правила внутри организации)

Клубное благо – круг пользователей которого ограничен

Выделяется 6 субъектов ИИ

- предприниматель

- домашнее хозяйство

- фирма

- группы

- социальное движение

- государство

Развитие институтов

- эволюционный вариант развития институтов – формализация неформальных ограничений

- революционный

- смешанные варианты

В результате эффекта блокировки (креода – это эффект, который означает, что по причине случайных обстоятельств процесс эволюции может пойти совершенно другим путем).

В связи с эффектом блокировки система может пойти по не оптимальному пути.

Выделяются следующие факторы отклонения развития от заданной траектории:

- влияние идеологии

- особенности институтов как общественных благ

Зачастую выживают неэффективные структуры, а относительно эффективные долго продержаться на достаточно высоком уровне эффективности не могут.

Для того чтобы свернуть с неблагоприятной траектории государство должно что-то сделать.

Под эволюционным вариантом понимается импорт или трансплантация институтов.

1. Импорт институтов – концепция Олейника.

Экономика начала сплавливаться на уровень тысячи мелких лавочников.

2. Институт существующий

3. Институты созданные в других странах

Есть страна экспортер институтов и импортер.

Влияние импорта институтов может быть и положительным и отрицательным и Олейник отмечает, что должно быть соответствие ( конгруэнтность) институтов.

Просто рассматривать корзину с институтами от других факторов нельзя.

Полтировичи критикуют Олейника и выдвигают теорию Трансплантаций институтов – процесс заимствования институтов, развив в иной институциональной среде. Результаты трансплантации зависят от 3 групп факторов:

- социокультурные характеристики

- начальными институциональными и макроэкономическими условиями

В случае несовместимости трансплантируемого института с условиями в стране возникает дисфункциональность (неработоспособность) института. Она выражается в следующих моментах:

1. Атрофия и перерождение институтов.

2. Отторжение трансплантата, т.е. трансформация была принудительной и спрос на такой институт отсутствует

3. Институциональный конфликт.

4. Парадокс передачи.