Особенности стиля

Интернациональный стиль

В 1920-х годах возник так называемый интернациональный стиль, названный так потому, что его восприняли во многих странах Западной Европы.

Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930—1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были в основном выросшие из эстетики конструктивизма архитекторы: Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США) и Якобус Ауд (Нидерланды).

Особенности стиля

Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»).

В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.

Отход от интернационального стиля наметился в 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена, а в 1970-е гг. с критикой на ограниченность и «скучность» этого подхода обрушился основоположник архитектурного постмодернизма — Роберт Вентури

1) Штаб-квартира ООН (1950)

2) Сигрэм-билдинг (Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон, 1958)…

3) Метлайф-билдинг (Гропиус и др., 1963)…

 

4) Рабочий посёлок Вайсенхоф (Ауд, 1927)…

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (International style), архитектурный стиль, развившийся в Европе и Соединенных Штатах Америки в 1920—1930 годах и ставший главным направлением в западной архитектуре в середине 20 столетия. Наиболее характерными архитектурными деталями зданий, построенных в интернациональном стиле, являются их прямолинейные формы; светлые, аккуратные гладкие поверхности, полностью лишенные каких-либо декораций и украшений; открытые интерьерные пространства и исходящее от них визуальное ощущение невесомости, достигнутое путем использования консольных конструкций (железобетон, крепящийся на металлических опорах). Стекло и сталь, в комбинации с традиционно менее броским железобетоном, являются характерными материалами для строительства зданий.Термин “интернациональный стиль” был впервые употреблен в 1932 году Генри Расселом Хичкоком и Филиппом Джонсоном в их эссе, озаглавленном “Интернациональный стиль: архитектура, начиная с 1922 года”, который использовался в качестве каталога на архитектурной выставке в Музее современного искусства. Интернациональный стиль родился в результате столкновения трех проблем, смущавших архитекторов в конце 19 века:

1) растущее недовольство архитекторов тем, что продолжалось строительство стилистически эклектических зданий, а именно зданий, украшенных декоративными элементами различных эпох и стилей, которые имели слабое отношение или вообще не имели отношения к функции самого здания;

2) создание огромного числа офисных зданий и других коммерческих и гражданских строений, которые требовались обществу в период интенсивной индустриализации;

3) развитие новых строительных технологий, основой которых было использование железа и стали, железобетона и стекла.

Угловатая, строгая городская архитектура городов тех времен, является подвидом модерна – стиля, в целом тяготеющего к плавным и естественным линиям. Именно это противоречие и не дает возможности назвать это модерном. Наиболее близким обобщающим термином является "интернациональный стиль", но он не совсем очевиден без пояснений. Потому мы поясним:

Интернациональный стиль – стиль архитектуры, почти избавленный от декора, руководствующийся отказом от этнических особенностей зданий и основывающийся на принципе функциональности.

Именно потому к этим направлениям можно отнести и термин "минималистичные" – который более прозрачен, но правильнее все-таки говорить "интернациональные". И так как вы уже наверняка устали от этого занудного терминологического вступления, перейдем к делу и расскажем вам про основные особенности этих стилей.

Основные особенности

Все интернациональные стили зародились в условиях города и были продиктованы двумя факторами: необходимостью создания функциональных строений и усталостью от напыщенного пафоса декоративных направлений.

Отсюда и их специфика:

  • Искусственные материалы: бетон, стекло, металлы. Наиболее частые в любом крупном, и не очень, городе.
  • Прямые линии и углы: максимальная простота в формах. Найти некоторую плавность можно, но в эклектике – на стыке с классическим модерном.
  • Правильные геометрические формы: круги,параллелепипеды, конусы.
  • Минимум декора: или вообще его отсутствие. Это как экономия, так и еще одно выразительное художественное средство.
  • Монументальность и основательность: многоэтажные типовые дома должны были крепко стоять на земле и их монументальность проникла во все интернациональный стили.

 

Интернациональный стиль

То, с чего все начиналось. Своими корнями он уходит в начало 20-х годов прошлого века, когда активно разрастались самые крупные города и остро требовались крепкие и функциональные здания для жизни и работы.

Помимо этой чисто практической нужды, вместе с процессом индустриализации, общество пропиталось идеями научного прогресса, приобрело что-то сродни технофетишу. И в первую очередь это проявилось в архитектуре. Подчеркнутая искусственность строений воспринималась неоспоримым благом, а основными материалами стал бетон и стекло.

В представлении архитекторов тех лет, здание должно было быть утилитарным, избавлено от декоративных элементов и этнических черт – отсюда и название "интернациональный". Это был первый шаг в развитии современных городских стилей.

Конструктивизм

Продолжает идеи интернациональных стилей, однако приобретает ярко выраженный стилистический характер. Постройкам в стиле конструктивизма свойственна монолитность, приземистость и большие масштабы. Как и интернациональный стиль, конструктивизм не обладает большим количеством декоративных решений, однако он действует за счет своей монументальности, цельности образа и геометричности форм.

return false">ссылка скрыта

Считается, что конструктивизм – это отрасль функционализма, которая нашла реализацию в основном в советской России. Однако у него есть свои художественные различия, которые мы сейчас разберем.

Функционализм

Основная идея, которой руководствуется функционализм, это практичность. Здание – это место для жизни и ничего более. В функционализме эта парадигма возведена в абсолют, а на алтарь удобства положена вся "декоративная шелуха".

Отличительными особенностями этого стиля являются:

  • пространства, не превышающие необходимых размеров
  • небольшие окна (акцент делается на их количестве)
  • визуальная сегментированность строения, в противовес монолитности конструктивизма.

Брутализм

Брутализм сменил функционализм и унаследовал выразительные приемы конструктивизма. И чтобы не смущать вас количеством разных "-измов" в одном предложении, мы сейчас кратко объясним в чем вся специфика этого стиля.

Брутализм берет своими масштабами. Как и остальные смежные ему стили, он использует простые геометрические формы, однако не "боится" обращаться и к декору. Вот только декор, в виду особенностей стиля, тоже... особенный.

Вы не найдете в зданиях, выполненных в стиле брутализма завитушек, лепнины, изящных оград на балконах. Красота брутализма кроется в массивных, иррациональных формах, которые буквально впечатываютбрутализма завитушек, лепнины, изящных оград на балконах. Красота брутализма кроется в массивных, иррациональных формах, которые буквально впечатываются в землю. Но несмотря на свою крайнюю степень геометричности и подчеркнутую рукотворность, брутализм не впадает в крайности в стремлению к удобству. Да, его формы подчеркнуто грубы, но декоративны.

Минимализм

Из всех интернациональных стилей, что мы рассмотрели, минимализм является, пожалуй самым долгоживущим. И по сей день интерьеры и экстерьеры в этом стиле пользуются популярностью, что неудивительно: в отличие от ранее рассмотренных направлений, он не впадает в совсем уж бессмысленные крайности. Он угловат, но изящен; максимально прост, но не чурается декора (более того, те редкие украшения, что позволяет себя минимализм, смотрятся особенно эффектно именно из-за своей уникальности); подчеркнуто рукотворен, но стремится вписываться в ландшафт, а не стоять суровым и угловатым памятником человеческой урбанизации.

Именно благодаря этому балансу и разумному подходу, минимализм пользуется популярностью как в городской застройке, так и в строительстве коттеджей за чертой города.

Это основные интернациональные стили, которые существовали и существуют и по сей день. Конечно, нельзя просвети между ними четкую границу – развиваясь постепенно, они постепенно же обрастали все новыми и новыми особенности. Сложно переоценить влияние этих направлений на современную архитектуру.

И несмотря на то, что они зародились в городских условиях, загородное домостроение переняло от них немало деталей. Но об этом мы расскажем в статьях, подробно описывающих каждый из этих стилей.