Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА

Для создания исторической достоверности в теат­ре довольно большую роль играет правильная мане­ра обращения с широкополой шляпой XVII столетия (рис. 135). Широкополая шляпа надевалась на голову так, чтобы отогнутое вверх поле было с левой сторо­ны, а правая сторона опускалась к уху. Чтобы снять шляпу, необходимо поднять правую руку над шляпой, положить предплечье спереди сверху на поле. Кисть четырьмя пальцами захватывает поле шляпы снизу, а большим пальцем — сверху.

Упражнение № 254. Снимание и надевание шляпы

Построение: стайкой.

Техника исполнения. По команде «Взять шляпу!» ши­роким жестом положить правую руку на поля шляпы,

захватив пальцами ее левую сторону. По команде «Снять шляпу!» поднять руку со шляпой в направлении направо вверх и держать ее так, чтобы тулья и перья были направлены вперед, к тем лицам ко­торых приветствуют.

По команде «Поправить шляпу!», взявшись двумя руками, пра­вой справа, а левой слева за поля, надвинуть ее на голову.

Упражнение № 255. Бытовые позы с широкополой шляпой

В старину считалось недопустимым быть на улице без головно­го убора, но при входе в жилое помещение головной убор снимался.

Жилым помещением считались только комнаты — в передних и ко­ридорах (в подсобных помещениях) можно было оставаться в шляпе. Головной убор не снимали военные, пришедшие по делам службы. Снятую шляпу можно было либо держать у правой ноги, либо пове­сить на эфес шпаги, кроме того, ее можно было положить на левую руку.

Первое положение — шляпа у ноги. После того как шляпа снята с головы, следует держать ее в правой руке, опущенной вниз, вдоль бедра правой ноги. Если, опуская ее, не переменить положение кис­ти, шляпа обязательно окажется тульей и перьями к ноге, а изнанкой наружу, что недопустимо по этикету. Поэтому в момент, когда рука опускает шляпу к ноге, надо быстро перенести указательный палец на поле сверху, а большой — под него: тулья окажется в верном по­ложении (рис. 136, а).

При надевании шляпы положение пальцев на полях менять не надо. Следует набросить шляпу на голову так, чтобы правая рука оказалась около левого виска, а затем поправить ее двумя руками, как было указано выше.

Второе положение — шляпа на эфес. После того как шляпа была снята с головы, кавалер набрасывает ее на эфес шпаги, при этом он придерживает ее снизу пальцами левой руки или кладет руку сверху на тулью, можно было и совсем не придерживать шляпу. Это поло­жение удобно тем, что оставляло свободными обе руки.

Третье положение — шляпа «на подносе». Это положение шляпы для торжественных обстоятельств: прие­мов, аудиенций и богослужений. Та­кое положение диктовалось правилами этикета. В момент, когда снималась шляпа, левая рука, сгибаясь в локте­вом суставе, оказывалась в положении, когда предплечье, располагалось поч­ти горизонтально, но чуть ниже плеча. На этот своеобразный «поднос» шляпа укладывалась тульей и перьями вверх (рис. 136, б).

Для того чтобы шляпа не падала, ее придерживали пальцами ле­вой руки. В дальнейшем ее было удобно взять и правой рукой.

Методические указания. Тренировать действия со шляпой в со­четании с ходьбой, остановками, поклонами.

Упражнение № 256. Поклон со шляпой

Жители средневековья, приветствуя друг друга, обязательно снимали головной убор. Этот обычай соблюдали, здороваясь либо с людьми своего круга, либо с вышестоящими. По отношению к про­стому люду дворянин мог этот обычай не соблюдать.

Техника исполнения. Кавалер клал правую руку на поля шляпы. На счет «Раз!» надо, снимая шляпу, вытянуть правую руку в сторону и слегка вверх, одновременно шагнув левой ногой назад. На счет «Два!» приложить руку к сердцу, поля шляпы при этом должны лечь на грудь так, чтобы тулья и перья были направлены вперед, и одновременно слегка согнуть левую ногу в колене. На счет «Три!» склонить голову и корпус, как бы «подметая пол пером», руки — в стороны.

После первого поклона, не приставляя правую ногу вперед в за­ключительное положение, слегка оттолкнувшись от пола левой но­гой, в прыжке перенести правую ногу за левую (сначала приземляет­ся правая нога, затем левая), руки в момент толчка (через положение опять «К сердцу!») развести в стороны. Эта последовательность дви­жений выполняется два, три и более раз.

На счет «Четыре!» надеть шляпу на голову и, выпрямляясь, при­ставить с легким ударом правую ногу к левой.

Методические указания. Более почетное приветствие выража­лось в двойном поклоне, а в торжественных обстоятельствах — даже тройном. Они были выражением церемониала.

Упражнение № 257. Тройной поклон

Техника исполнения. Следует выполнить первый поклон так, как это описано в предыдущем упражнении, но остаться в положении склоненной головы и туловища. По команде «Четыре!», выдержав небольшую паузу, нужную для реплики или в ожидании ответа, на­чать исполнение второго поклона. Для этого следует сделать вспо­могательное движение, то есть перебросить шляпу за предплечье,

и, выпрямляясь, подтянуть правую ногу к левой и одновременно по­ложить шляпу на грудь, так же как в первом поклоне.

Далее, по счету «Пять!», шагнув левой ногой назад и сгибая ее в колене, склонить вновь туловище и голову, отводя руку со шляпой слева направо, снова скользнуть перьями по полу. Чтобы сделать тре­тий поклон, надо, опять шагнув правой ногой за левую, выпрямить голову и туловище и перенести правую руку со шляпой влево. В мо­мент после прыжка, когда левая нога окажется за правой и согнется в колене, надо, склонившись, отмахнуть широко шляпой вправо — это будет выполнением третьего поклона.

Методические указания. Не следует затрачивать много времени на детальное освоение этих элементов, надо постараться как можно скорее перейти к комплексному исполнению этих действий, а еще лучше — к этюдной форме.

Упражнение № 258. Комплексное

Предложить ученикам надеть плащи, портупеи со шпагами, нож­нами и шляпы.

Техника исполнения. Приняв положение одной из стилевых поз, идти вперед семь шагов. На пятом-шестом шаге следует распахнуть плащ и оставить полу или свободной, или закинутой за предплечье. Затем, остановившись, выполнить тройной поклон, поместить шля­пу на «поднос» или повесить на эфес шпаги и сделать еще один пок­лон. В заключение надеть шляпу и запахнуться в плащ.

Методические указания. Ученики сами должны выбрать стиле­вую позу в начале упражнения. Они свободны в подборе движений при обращении с плащом, но, кланяясь, обязательно должны сни­мать шляпу. Приведенная схема упражнения позволяет легко пре­вратить его в этюд. Чем разнообразнее будут упражнения, тем боль­шую пользу они принесут. Заданная схема не должна меняться, она единая для всех, но детали исполнения могут быть индивидуальны.