Глава XXIV ПЛАЩ

Типичной принадлежностью мужского и женского историческо­го костюма был плащ.

Малый плащ(капа или эпанча) — небольшой короткий — был парадной принадлежностью костю­ма кавалера XVI столетия. Плащ пришивался к плечам костюма со стороны спины (рис. 131, а). Длина его была такой, чтобы в положении сидя, плащ не опускался на сиденье, а был только чуть ниже талии. Иногда плащ крепился крючками к петлям на плечах костюма (рис. 131, б). Такой плащ легко отстегивался слугой кавалера.

В светском обществе была мода пристегивать плащ только к ле­вому плечу. Никакого утилитарного значения этот плащ не имел.

Короткий плащ удлиненного покроя(примерно до уровня ко­лен) прикреплялся к плечам крючками или шнурком вокруг шеи. Его тоже можно было легко снять. Он служил верхней одеждой и запа­хивался на груди.

Большой плащ— это своеобразная одежда, появившаяся в Древ­нем мире. Покрой ее изменялся только в деталях. Большой плащ носили поверх обычной одежды. Он защищал от непогоды, ветра и дождя, служил и подстилкой для сна, и одеялом.

Для того чтобы выкроить такой плащ, надо было измерить рост человека от нижнего шейного позвонка до пола — это размер необ­ходимого для кроя радиуса. Точная половина круга, описанного этим радиусом, была размером плаща для данного человека. От середины диаметра вправо и влево отмерялось расстояние, равное расстоянию от позвоночника до плеча человека. К этим двум точкам пришива­лись завязки-ленты или шнурки длиной по 50 см каждая.

На завязке не должно было быть узлов. Между лентами на верх­ней поле плаща делался неглубокий овальный вырез, позволявший плащу плотно прилегать к шее человека. Чтобы верно набросить плащ, следует взять его за завязки так, чтобы изнанка была сверху.

Мужчины-дворяне носили плащ наброшенным на левое плечо. Это оставляло правую руку свободной, чтобы легко и быстро вынуть ору­жие. С бархатного или парчового колета плащ снимался с трудом, по­этому плащ имел шелковую подкладку. Если кавалер будет набрасывать плащ через правое плечо, то обязательно зацепится за свою шпагу.

По манере носить плащ люди того времени определяли сослов­ную принадлежность человека. Поскольку плащ в сценическом фех­товании использовался не только как одежда, но и как защитное при­способление и даже оружие нападения, актер должен уметь быстро его надеть и так же быстро снять.

Упражнение № 246. Надеть плащ, снять плащ

Построение группы в этом и следующих упражнениях — стай­кой. Выбрав плащи по размеру, расстелить их по полу, лицевой сто­роной вниз. Плащ берется за завязки.

Техника исполнения. По команде «Надеть плащ!» левая рука на­брасывает плащ себе на левое плечо, а правая обводит завязку с по-

лой над головой, пропуская направо подмышку, затем шнуры завя­зываются на груди обязательно в одну петлю. Благодаря этому один конец завязки будет коротким, другой — длинным. Этот способ дает возможность быстро снять плащ. Надо взять правой рукой за корот­кую завязку, потянуть ее вниз, затем движением большого пальца сверху вниз по груди следует расправить завязки.

Одновременно с этими действиями, просунув левую руку меж­ду тканью плаща и телом, захватить кистью материал плаща на уровне выше поясницы. После этого нужно подтянуть левой рукой ткань вниз (плащ снимется с плеч), затем этой же рукой стянуть его в сторону. Можно было бросить плащ или обмотать его вокруг руки. Иногда плащ слегка отбрасывали и накидывали на левое или правое предплечье.

Методические указания. Надо сделать это упражнение несколько раз, для того чтобы появился навык.

Упражнение № 247. Основные позы с плащом

Техника исполнения. Плащ всегда придерживали за полы рука­ми. Для того чтобы освоить эту манеру, обеими руками, опущен­ными вниз, захватить сверху полы плаща и зажать их пальцами. Держать полы снизу нельзя. Все позы должны выполняться с пла­щом в руках.

Основные положения с плащом: руки, сложенные под животом, скрещенные на груди, обе руки в бока, сложенные сзади, правая рука — в бок, а левая — на эфесе шпаги, обе руки — на эфесе шпаги. Плащ драпирует фигуру, создавая красивый силуэт.

Упражнение № 248.Отбросить и поймать полы плаща правой рукой, затем левой

Исходное положение: свободная стойка, руки с плащом в одной из стилевых поз.

Техника исполнения. На счет «Раз!» — отвести назад правую руку сплащом. «Два!» — быстрым движением правой рукой подбросить полу вперед вверх. «Три!» — подхватить ее на правое предплечье. «Четыре!» — разогнуть локоть правой руки вниз назад и чуть впра­во. Это движение отбросит плащ с руки.

Затем все движения с полой плаща выполняются левой рукой. Можно выполнять упражнение на ходу, подбрасывая и подхватывая плащ то правой, то левой рукой.

Методические указания. Во всех последующих упражнениях выполняется та же схема. Сначала выполнить упражнение, стоя на месте, затем продолжить его с движением вперед, поворотом, движе­нием в обратном направлении, еще поворотом и остановкой в одной из стилевых поз.

Упражнение № 249. Подбросив правую полу, подхватить; сде­лать то же с левой, и обе полы отбросить вниз

Техника исполнения. Подбросить правую полу, поймать ее на предпле­чье, затем сделать то же самое левой. Затем обе полы плаща отбросить, взяв полы в руки, накла­дывая кисти сверху.

Методические указа­ния. Кавалер при ходь­бе всегда носил правую полу на предплечье (рис. 132, а). В этом поло­жении пола не волочилась по земле. Если нужно было подняться или спуститься по лестнице, то плащ закидывался на оба предплечья, так как шпоры могли зацепиться за подол плаща. При под­хвате на обе руки плащ поднимается достаточно высоко (рис. 132, б).

Упражнение № 250. Подбросить плащ правой рукой на правое плечо, а левой на предплечье

У плаща большого размера правую полу закладывали на правое плечо.

Техника исполнения. Сделать большой замах правой рукой назад, а затем отбросить полу так, чтобы она попала на правое плечо сзади.

рука придерживает ткань на плече. Левой рукой нужно подхватить полу на предплечье, после чего положить руку на эфес шпаги. Затем обеими руками одновременно отбросить плащ.

Методические указания. Средневековый плащ на оба плеча на­брасывали крайне редко, и только тогда он был очень большого раз­мера. Выполнять эти упражнения следует в резком темпе.

Упражнение № 251. Запах правой рукой к эфесу шпаги, левой к правому боку

Техника исполнения. Широким жестом запах­нуться плащом, правая рука кладется на эфес шпаги или левый бок. Далее левой рукой за­пахнуться плащом в на­правлении правого бока и, распахнувшись, вер­нуть его на эфес шпаги (рис. 133). После выпол­нения на месте освоить упражнение в движении вперед.

Упражнение №252. Запахнуться правой рукой на левое плечо, раскрыться, затем левой рукой на правое плечо, раскрыться

Техника исполнения. Правая рука широким движением заклады­вает правую полу на левое плечо, затем следует распахнуться. То же сделать и левой рукой, но на правое плечо. После разучивания упражнения пробовать делать его с движением вперед. Каждое за­пахивание и распахивание выполняется сначала в пределах четырех шагов, затем двух и, наконец, одного шага.

Упражнение № 253. Двойные запахивания

Техника исполнения. Правая рука запахивает плащ на эфес шпаги, после чего левая забрасывает полу на правое плечо. Затем левая рука

снимает полу плаща с плеча, возвращается на эфес шпаги, после чего правая распахивает плащ и ставится на правый бок. Затем то же вы­полняется, но в иной последовательности: сначала левая рука кладет полу плаща на правый бок, затем правая забрасывает полу на левое плечо. Далее руки последовательно распахивают плащ.

Методические указания. Подобные движения плащом характер­ны для XVI-XVII столетий, поэтому они типичны для пьес времен

«плаща и шпаги». Необ­ходимо, чтобы препода­ватель по сценическому фехтованию уделял та­ким упражнениям до­статочно времени, осо­бенно если этой темы нет в курсе «Основ сце­нического движения».

Для тренировки сле­дует давать самые раз­нообразные сочетания из разученных приемов. Например, левая рука может подхватить плащ на предплечье, правая закинет полу на левое плечо. Из разученных движений с плащом лег­ко создаются простые этюды. Сюда же можно включить упражнения

на осанку, походку и поклоны в манере XVI-XVII веков (рис. 134). Эта работа очень важна в подготовительный период перед началом практических ре­петиций при постановке пьес, действие которых происходит в XVI или XVII столетиях. Манера носить плащ, подвязанный завязками

со стороны спины под тканью, неверна. Эта манера типична для ношения мантии.

Если плащ завязан на спине, то он мешает актеру, поскольку не пригоден для бытовых действий. Эта 2" data-ad-slot="2853903535">