Настройка на визуализацию

Положение тела в пространстве может быть разным, в зависи­мости от того, какая степень релаксации требуется данному ребенку. Релаксация может быть различной глубины. При поверхностной релаксации человек сидит, закрыв глаза, и слушает рассказ; при ре­лаксации средней степени клиент лежит в удобной позе; при глубо­кой человек лежит, прислушиваясь к своему дыханию, концентри­руя свое внимание на телесных ощущениях, на процессе расслабле­ния. Уровень релаксации зависит от степени готовности человека.

На этом этапе можно использовать следующий текст:

«Закройте глаза, и мы отправимся в воображаемое фантасти­ческое путешествие. Когда мы возвратимся, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии».

«Теперь расположитесь удобнее, глаза закрыты. Когда вы зак­рываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это ваше пространство. Вы владеете таким пространством в этой комнате и в любом другом месте, где вы находитесь, но обыч­но не замечаете этого. При закрытых глазах вы можете почувство­вать это пространство — в нем находится ваше тело и воздух вок­руг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство».

«Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашаю вас совершить воображаемое путешествие».

«Мысленно воображайте то, о чем я расскажу вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете делать это».

«Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет».

«Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его совершать, просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если хотите, и следите затем, что происходит».

Второй этап

Рассказывание или чтение истории, путешествия

История имеет три части — начало, кульминацию и заверше­ние. Во время кульминации участник группы обретает что-то важ­ное для себя. В конце слушатель должен пройти все этапы пути в обратном направлении к исходной точке - обязательно, чтобы его процесс был завершен.

Историю надо прочитывать медленно, избегая конкретизации образов, с большим числом пауз, чтобы дать возможность вообра­зить себе вещи, которые возникают в рассказе. Сюжет выбирается с учетом задач, возраста и запросов клиентов. Темы могут быть разными: «Прогулка по лесу», «Волна в океане», «Потаенный сад», «Дом»...

Кульминационный момент связан с активностью воображения. В этот момент слушающий активно нащупывает выход из слож­ной для себя ситуации, запускаются процессы самоисцеления.