ГЛАВА 6 Работа с источниками

Когда посреди ночи раздается звонок, пожарному нужно лишь натянуть комбинезон и погасить огонь. Корреспондент же должен поведать миллиону людей, кто и зачем чиркнул спичкой.

Морт Розенблюм,"Ассошиэйтед Пресс"

Самые лучшие сюжеты приходят из ниоткуда. Они являются вдруг, когда их меньше всего ожидаешь, и они такие необычные, что нарочно не придумать. Кто бы мог подумать, к примеру, еще несколько лет назад, что придется писать о пассажирском самолете, разбившемся из-за того, что российский пилот допустил своих детей-подростков к управлению?

Но подобного рода статьи принадлежат к иной категории, нежели те, что в основном наполняют страницы наших газет. Это происшествия, несчастные случаи, аварии и катастрофы национального или международного характера. В большинстве случаев о них очень быстро оповещают все средства информации. На другом краю спектра - множество заведомо ожидаемых событий: пресс-конференции, официальные сообщения, выборы, публикации докладов, визиты, судебные слушания и так далее. Мы называем это плановыми материалами, поскольку они заносятся в календарь отдела новостей и их публикация стоит в плане.

Эта глава посвящена тому, что мы называем внеплановыми материалами. Но и от журналистов во многом зависят внеплановые сюжеты, поскольку без репортеров большая часть этих сюжетов никогда бы не увидела света и общественность ничего бы не узнала. Откуда же берутся хорошие внеплановые сюжеты?

Для начала скажу, откуда они не берутся. Они не берутся - кроме редчайших случаев - из коммерческих пресс-релизов, пресс-конференций, ими крайне бедны редакционная почта и звонки: "Какой у меня для вас материальчик!" Равно как никогда не приходят они с не иссякающим потоком лунатиков, параноиков и одержимых (известных среди российских журналистов как "чайники"), которые обивают пороги редакций во всем мире, расписывая, как их преследовали, переносили в космос, как за ними охотится правительство или сосед, и т. д.

Хорошие, единственные в своем роде, внеплановые материалы появляются тогда, когда вы приникаете к нетрадиционным источникам и темам и преодолеваете сюжетную зашоренность большинства журналистов. Все новое, необычное и интересное для ваших читателей и есть сюжет - по крайней мере, в зародыше. Что-то вы услышали в баре, увидели, на улице, до чего-то докопались в длинном и нудном во всех остальных отношениях официальном докладе - да мало ли где можно что-то найти! Везде можно найти. Но пользы от такого утверждения мало, и я попробую дать несколько более конкретных рекомендаций:

1. Контакты. Вот для чего нужна телефонная книга - чтобы обзвонить как можно большелюдей, когда вам нужен материал. Лучше постоянно поддерживать с ними связь,а не звонить только по делу. Возможно, потребуется также поддерживатьотношения, встречаясь на междусобойчиках, либо подбрасывая им информациювремя от времени. Делайте это с легкой душой, по-дружески, и ваши знакомыевспомнят о вас и позвонят, когда у них будет хорошая наводка. Те, с кем выподдерживаете связь не столь регулярно, тоже вспомнят вас, если после беседыс ними вы написали хорошую и точную статью.

2. Политики. Эти люди должны быть в числе важнейших "контактов" репортера. Онинамного ближе вас стоят к тому, чем живут местные и центральные власти, ибудут давать вам материалы, если вы наладите с ними отношения. В основном,эти материалы будут на руку им самим, но и читателям эти сюжеты будутинтересны. Установите с политиками по-настоящему хорошие отношения, и они,глядишь, во многом посодействуют вам.

Я знал политика из правящей партии - так он помог тайно забросить в Ирак одну из ведущих журналисток "Observer", дабы по нашим публикациям удостовериться в жестокостях Саддама Хуссейна, творимых по отношению к некоторым арабским племенам. Без моего знакомства с ним журналистка не вышла бы на связь с повстанческими группами в Ираке (честь их мужеству!) и мы бы не смогли проникнуть в глубь южного Ирака, и мир, возможно, не узнал бы об этих жестокостях.

3. Официальные доклады. Трудно удержаться от зевоты при одном взгляде на обложку большинстваофициальных докладов. Но во многих из них, может, где-нибудь на 94-йстранице, лежит настоящая "бомба". Не исключено, что ее сознательноподложили на 94-й странице - в полной уверенности, что большинствожурналистов не потрудится дочитать до этого места или прочтет егоневнимательно. Станьте исключением. Вы будете вознаграждены.

4. Группы давления. К ним относятся организации вроде "Гринпис", они поддерживаются изчастных или благотворительных средств и содействуют тому или иному благомуделу. Они могут действовать в области охраны окружающей среды, гражданскихсвобод, сохранения живой природы, транспорта, равноправия женщин,здравоохранения, заботы о детях и так далее. В каждой западноевропейскойстране тысячи таких групп, и все они проводят свои расследования, публикуютдоклады и рады помочь журналисту, которой заинтересуется их проблемой. Длямногих европейских репортеров, особенно для тех, кто исследует болевыеточки, такие группы давления являются одним из главных источников хорошихвнеплановых материалов.

5. Международные организации. Существуют тысячи и тысячи международных организаций, которые публикуютгоры докладов, статистических материалов и всяких сведений, проводятконференции и семинары, они укомплектованы экспертами, но хорошо, еслирепортеры вспомнят о них раз в год. Стыд и срам! Такого рода организации -один из богатейших и невостребованных источников, причем их материалызатрагивают отнюдь не только глобальные проблемы. В основном, этиорганизации занимаются изучением или разработкой вполне конкретных проблем втой или иной стране.

6. Университеты и исследовательские институты. В стране или у вас в городе они почти то же, что международныеорганизации. На любую тему в этом мире существует по крайней мере одининститут, и я просто уверен, что в каждом таится доселе нераскрытый хорошийсюжет - а то и несколько. Будь то передовое медицинское исследование,изучение дикой природы вашего региона или выяснение вопроса, почему мужчиныносят галстуки определенных цветов, вам обеспечены сюжеты, до которых недодумается ни один репортер.

И многие будут совершенно неожиданными. Например, один подмосковный исследовательский институт много лет выяснял совместимость характеров, дабы не отправить на орбитальную станцию "Мир" людей, которые начнут драться, едва покинув Землю. Если в открытой печати написать на основе этого статью о том, как люди уживаются в одной квартире, у вас получится материал, способный заинтересовать каждого.

7. Научные академические журналы и желтая пресса. Если вам хватает знаний читать эту литературу, все вышесказанное вполне к ней относится. Не следует пренебрегать и отечественной прессойскандального толка. Подобные публикации обычно односторонни, но ясно, что уэтих газет есть доступ к нетрадиционным источникам. Некоторые из лучшихсюжетов впервые проклюнулись в таких газетах.

8. Специализированные издания. Это журналы не для академической аудитории, а для обычных людей, но сих особыми интересами. Многие обретаются в таком мире, куда большинство изнас вряд ли когда ступит (таковы охотники за сокровищами или овощеводы инумизматы). Но, купив экземпляр такого журнала или газеты, мы получаемключик к этим мирам. Редко случается, чтобы в приобретенном журнале такогорода я не нашел статьи или рекламы, способных заинтересовать широкуюпублику. В компьютерном журнале может быть напечатана статья о новомкомпьютерном вирусе, представляющем угрозу для коммерческих баз данных вовсем мире; в журнале для автолюбителей - материал о новом способе угонамашин: в секс-газете может быть напечатана реклама, которая подтолкнет васна расследование детской порнографии, и так далее.

9. Частные объявления. Если журналист не читает частных объявлений во всякой газете, попавшейему в руки, он упускает прекрасную возможность написать интереснейший очерк.В конце концов, через объявления общаются между собой те представителичеловечества, что не принадлежат к журналистам. Например, 2 мая 1962 года вколонке частных объявлений "San Francisco Examiner" некая миссис Глэдис Киддопубликовала следующее:"Я не хочу, чтобы мой муж умер в газовой камере за преступление,которого не совершал. Поэтому я предлагаю на десять лет свои услуги вкачестве кухарки, служанки или домоправительницы хорошему адвокату, которыйвозьмется защищать его и добьется оправдания".

Один из известнейших адвокатов города Винсент Халлинан прочитал это объявление и связался с миссис Кидд. Ее мужа должны были судить за убийство старого антиквара, поскольку его отпечатки пальцев со следами крови были обнаружены на старинном мече в магазине убитого. Во время суда Халлинан доказал, что антиквара убили не мечом. Он также установил, что кровь Кидда и его отпечатки пальцев попали на оружие, когда он как-то раз дурачился с мечом, зайдя в магазин вместе с приятелем. Присяжные признали Кидда невиновным, а Халлинан отказался от предложенных миссис Кидд услуг. В частных объявлениях нашли свое начало бесчисленное множество нестоль громких статей: о женщине из Ростова, которая от бедности пыталась продать собственного сына, о группе контрабандистов экзотических животных, рекламировавших свой "товар", и проч., и проч., и проч.

10. Полиция и другие службы чрезвычайных ситуаций. Вне всякого сомнения, это - источник. Особенно продуктивен оказывается он для провинциальных газет, регулярно поставляя им внеплановые материалы. Центральные газеты, мало интересующиеся криминальными сюжетами - разве что особо крупными, - могут впрочем, устанавливать контакты со спецподразделениями полиции - например, по борьбе с мошенничествами, с организованной преступностью, и так далее.

11 .Информация "в дополнение". Поражает невнимание к этому источнику сюжетов. Информация "вдополнение" бывает трех типов: та, что следует за краткими сообщениями,могущими развернуться во что-то значительно более крупное; та, что идет погорячим следам события; и, наконец, та, что откладывается до поры довремени. Многие репортеры склонны считать это топтанием на месте. Но вот вампример. Знаменитое "Уотергейтское дело", приведшее к падению президентаНиксона, началось с того, что двух репортеров "Washington Post" отрядили вполицию за дополнительной информацией об ограблении предыдущей ночьюштаб-квартиры демократической партии. Возможно, тогда они сочли этопоручение скучным, но через полтора года они сбросили президента и сталисамыми знаменитыми журналистами в мире. Отложенная информация, зачастуюначинаясь словами: "Так что же произошло с ним (с этим планом) с темдокладом?", также может дать хорошие результаты.

12. Наблюдательность. Держите глаза и уши открытыми, гуляя по улицам, занимаясь делами,караульте сюжет, и вам воздается. Моя первая большая статья была о бездомныхна улицах британского города, где я жил. Видишь, как поздно ночью людижмутся у подъездов, бредут в пар - и начинаешь задавать им репортерскиевопросы: кто? почему? и так далее.

13. Юбилейные даты. С помощью хорошего справочника или списка интересных памятных дат,который вы сами составите, у вас появится неисчерпаемый источник готовыхсюжетов. Это могут быть просто годовщины рождения или смерти, крупныхисторических событий, а могут быть и необычные, обиходные юбилеи, как-то:изобретение той или иной домашней утвари, первое появление на рынкефирменного товара и другие вехи повседневной жизни. Но готовый сюжет – этоеще полдела. Разбираясь с пятой годовщиной какого-нибудь крупного события,можно обнаружить забытый доклад, никого не заинтересовавшие факты иличто-нибудь еще, и тогда получится хорошая большая статья.

14. Встречи с людьми. Как бы ни был полезен телефон, вы соберете куда больше сюжетов, есливыйдете из .редакций и встретитесь с людьми лицом к лицу. Тогда они быстрееповерят вам, больше расскажут, да еще и поболтают с вами запросто. Чтонемаловажно. Большинство нежурналистов (и кое-кто из практикующихжурналистов) не имеют представления о том, что лежит в основе хорошейстатьи. Только когда люди разговаривают с вами неформально - до или послевстречи, интервью или чего там еще, - только тогда они могут вскользьупомянуть нечто такое, что пообещает куда более интересный материал, нежелитот, за которым Вы пришли.

15. Репутация справедливого человека. Если вы обладаете репутацией автора честных и взвешенных репортажей,журналиста, готового пойти на риск ради того, чтобы с чистой совестьюсделать свое дело, люди сами придут к вам с хорошими сюжетами. В 1968 году,когда советский диссидент Александр Гинзбург укрылся в тюрьме послезакрытого суда, его жена Людмила созвала пресс-конференцию. Вечером,накануне этой пресс-конференции, все корреспонденты западных газет в Москве- а их было около ста человек - получили предупреждение от правительственнойпресс-службы: к участникам пресс-конференции будут приняты "суровые меры".

На следующий день всего четверо нашли в себе смелость прийти в квартиру Александра и Людмилы, и среди них - Рэймонд Андерсон из "New York Times". Вскоре один из его новых друзей передал Андерсону некий документ, полученный, в свою очередь, от Андрея Амальрика, историка-диссидента. Эта была широко известная теперь статья Андрея Сахарова, в которой он бросал вызов советскому строю. Играя с огнем, Андерсон предпринял несколько проверок и, установив подлинность документа, тайно переслал статью за пределы страны. О статье затрубили газеты во всем мире. Сенсация! - и все потому, что он слыл смелым и честным журналистом.

16. Другие газеты. Теоретиками написано неимоверное количество чепухи о том, как газеты ипрочие средства массовой информации кормят друг друга: они называют это"корпоративной компетенцией СМИ" и другими наукообразными словами. Однако ивпрямь многие хорошие статьи появляются после того, как журналист,наткнувшись на заметку в чужой газете, вникает и обнаруживает, что тема иматериал куда больше, нежели полагает газета-источник. А многие важныеистории были полностью раскрыты только благодаря тому, что разные газетыработали над ними независимо друг от друга, отыскивали свои кусочки мозаики,а те в совокупности и составили полную картину.

Однако совсем иное дело использовать статьи из других газет в качестве надежных источников, не нуждающихся в дополнительном исследовании. Такой подход опасен при любых обстоятельствах. Существует, к примеру, такая практика: вам дают статью из другой газеты и просят ее подкрепить, развить и т. п. Проще простого отказаться, а лучше - принять вызов. Не надо видеть в этой статье истину в последней инстанции. Если вы сами не можете найти новых источников, подтверждающих материал, а ваш редактор давит на вас, - процитируйте статью со ссылкой на ту газету и сообщите читателям, что вы сделали для ее проверки. А еще лучше - найдите хороший источник: человека, который прокомментировал бы материал. Никогда не используйте неподтвержденные свидетельства в качестве основы для статьи.

Кроме этого, существует еще одно оправдание для использования чужих статей в качестве источника - то когда вы пишете о разнотолках по поводу той или иной темы и вынуждены цитировать статьи других журналистов. В этом случае не пишите "по сообщениям газет", но точно укажите эту газету, а если их много - напишите: "некоторые издания, среди которых (назовите их), сообщили, что...".

Самый ненадежный источник из всех - не столько статьи других журналистов, сколько их устные высказывания (за исключением тех случаев, когда они были единственными свидетелями события). Если цитировать их, может возникнуть впечатление, что вы собирали материал, не вылезая из бара. Если же у вас есть основания цитировать других репортеров, не прибегайте: к туманным фразам типа "информированные источники", скрывая их имя. Напишите: "журналисты (указав имена), пишущие о (укажите, о чем именно) для (название газеты), утверждают...". Если это невозможно, остерегайтесь, как с любым другим анонимным источником.

"Как использовать источники - и не дать им использовать вас"

Самое грустное - это услышать от репортеров: "Не могу выяснить". 'Что ж, может, действительно не мог. Но куда реже правдой оказываются слова, которые тут же добавляют: "Где только ни спрашивал". В 99 случаях из ста можете бить совершенно уверены, что спрашивал он не везде - наверняка есть как минимум пара мест, где стоит поспрашивать езде. Где-то вас наверняка ждет нужная информация. Вот золотое правило: не отчаивайтесь - спрашивайте. И вы сами поразитесь подоспевшей помощи.

"Основное расследование"

Основное расследование - это прежде, всего бесспорная фактическая информация, добровольно данная тем, кто имеет право давать ее.

Зачастую самый очевидный источник - самый лучший - правительство, региональные учреждения, официальные организации и международные структуры. Международные организации бывают особенно обделены вниманием. ООН, к примеру, имеет комитеты, связанные с катастрофами, уровнем жизни детей, со здоровьем, разоружением, профессиональной подготовкой, экономическим развитием, проблемами жилья, окружающей средой, океанами, торговлей, беженцами, миротворческими силами, вопросами народонаселения, продуктовыми запасами, сельским хозяйством, атомной энергией, гражданской авиацией, проблемами труда, судоходством, телекоммуникациями, индустрией, авторским правом, метеорологией, - в общем, почти со всяким явлением под солнцем.

Очевидно, в разных странах национальные организации в разной степени пойдут вам навстречу. Это во многом зависит от политической системы и от культуры. В настоящем демократическом обществе люди имеют широкие возможности голосовать по всякому поводу - начиная с выборов национального, областного и местного правительства и кончая выборами местного брандмейстера. Из этого факта проистекает сознание собственной общественной значимости, которое ведет к требованиям информации об управлении обществом и сведений о том, что делается ради его членов. И люди желают, чтобы все это им сообщали прямо.

Эти требования вынудили правительства таких стран давать больше информации, чем они давали бы при иных обстоятельствах (хотя, конечно же, меньше, чем надо). Национальные и местные правительства создали даже целую индустрию связей с общественностью, предназначенную для распространения информации, подкорректированной для общественного употребления. В таких информационно богатых обществах читатели требуют обзоров, фактов и точности, а не туманности. У журналиста под рукой столько готового материала, что грех не использовать его. Бывает даже легче использовать его, чем замолчать.

Если только вы не работаете в обществе тотального контроля, работники официальных и полуофициальных организаций могут оказаться на удивление полезны, когда они полагают, что их темой или работой кто-то интересуется. Это верно также по отношению к некоторым второстепенным источником основного исследования - посольствам, коммерческим компаниям, университетским и институтским экспертам, группам давления, полиции, а также другим газетам и международным информационным агентствам.

Такие организации зачастую представляют собой кладезь полезной информации, и, что крайне важно - телефонных номеров. Например, однажды мы с коллегой пытались отыскать музей русской культуры в Румынии. Наш первый источник знал, в каком уезде находится музей, но не ведал ни его названия, ни номера телефона. Мы тщетно пытались разузнать во всех положенных местах, после чего один из нас позвонил в местную полицию, а другой - в уездную газету. Через несколько минут у нас было и название музея, и номер телефона.

В другой раз мы услышали (сидя в Москве) о том, что русскую преподавательницу задержали иммиграционные власти Сан-Франциско и ей грозит депортация при чрезвычайных обстоятельствах. Пахло хорошим сюжетом. Проблема состояла в том, что у нас не было телефона ни ее представителей, ни американских властей. Посольство США в Москве было закрыто, а статью нам нужно было написать в течение часа. Сделав пару неудачных попыток, мы позвонили в московский офис "Ассошиэйтед Пресс", получили номер их офиса в Сан-Франциско, позвонили туда и немедленно получили номера телефонов всех, кто был нам нужен, включая телефоны мужа преподавательницы - американца, и тех, кто организовал кампанию в ее защиту.

Коммерческие компании, особенно (но не исключительно) на Западе, также могут быть полезны. Представьте себе ситуацию: в десять часов вечера вы сидите в своем московском офисе и узнаете, что во Флориде арестован русский - за вооруженное ограбление, контрабанду оружия или за что-то еще. Что вы предпримите? Посольство США в Москве закрыто, российское консульство в Майами не отвечает на телефонные звонки, а в офисе ФБР в Нью-Йорке ничего не знают о случившемся, равно как и в офисе "Ассошиэйтед Пресс". Мы позвонили в офис "Америкэн Экспресс" в Майами, представившись как клиенты (что было правдой, но это не имело значения - они бы все равно не стали проверять), и спросили, не дадут ли нам номера телефонов местной полиции, окружного прокурора и тюрьмы. И в этом случае статья также вскоре была готово. Разумеется, такие ситуации случаются нечасто, но они дают представление о проворстве и сообразительности, к которым надо прибегнуть, прежде чем расписаться в своей беспомощности.

Книги и справочники - тоже источник информации, но с ними надо обращаться осторожно. Убедитесь, что используете современное издание, автор которого знает, о чем пишет. Письменные источники надо оценивать так же, как и все прочие.

Среди письменных источников особой осторожности требуют газетные вырезки. Если они - из вашей же газеты, вы по крайней мере сможете узнать, не было ли после статьи каких-либо уточнений или судебного разбирательства. Осторожнее же всего надо подходить к чужим вырезкам. Один лишь факт, что материал был напечатан, еще не означает его истинности. Разумеется, это верно и по отношению к подобного рода компьютеризованной информации и другим базам данных.

Такие базы данных получают в последнее время все более широкое распространение среди журналистов во всем мире. В России, например, есть несколько мест, где журналисты могут получить информацию из этих баз данных. Лучшие из них - в Российско-американском пресс-центре в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь журналисты могут получить информацию из баз данных, где собраны едва ли не все статьи из российских и иностранных газет, посвященные определенным темам. Эту услугу оказывают либо бесплатно, либо за чисто символическую сумму.

"Подозрительные источники"

Две категории источников должны мгновенно пробуждать подозрительность в репортерах - те, кто сообщает слухи или сплетни, и те, кто незваным приходит в редакцию. Но это - только крайние виды подозрительных источников.

Термин этот относится ко всем, кто сообщает вам не ясные, могущие быть проверенными факты, а нечто другое. Подозрительные источники - те, кто сообщает вам информацию, на которую - возможно или наверняка - последует опровержение. Информацию, исходящую не от уполномоченного давать ее либо ту, что пришла в результате утечки - равно как и ту, которую дает тот, кто вправе ее дать. Вопреки впечатлению, которое хотят произвести на вас чиновники, им перед разговором с вами вовсе не впрыскивали сыворотку правды - обычно как раз наоборот. Если вы имеете дело с такими источниками, не забывайте следующие правила:

"1. Спросите себя, каковы их мотивы." Крайне редко бывает - хотя и бывает - что люди ищут журналистов повысоким мотивам. Обычно ими движет желание навредить политическим,коммерческим или личным противникам, они могут хотеть протолкнуть какое-тодело (либо причинить ущерб другому делу), желают отомстить или вызватьнеприятности. Именно эти и другие темные мотивы обычно побуждают их помогатьвам. Спросите себя (и как бы между прочим - их), что это могут быть замотивы. У большинства людей обязательно есть причины желать появления впечати определенного материала. Это не значит, что статья не должна бытьопубликована, но это должно побудить вас к осторожности.

"2. Спросите себя - и их - какова может быть обратная сторона истории." История в том виде в каком ее преподносят вам вначале, вдействительности редко бывает такой же черно-белой (и, боюсь, такой жеточной). Поинтересуйтесь у источника, есть ли другая сторона у истории и непозабыл ли он сообщить вам какую-либо уточняющую информацию. И никогда непереставайте задавать этот вопрос себе. Да, бывает, что случаются безумные,ужасные, абсурдные вещи; но опыт учит нас, что большинство сюжетов далеко нетакие гладкие, как хотели бы нам внушить сообщающие их.

"3. Позволяет ли им их положение знать то, в чем они говорят?" Нередко ответ будет "нет". Особенно велика вероятность этого, если ониразговаривают с вами "не для публикации". Те, кому созданы подобные условия,обычно злоупотребляют ими, преувеличивая и делая вид, что знают куда больше,чем на самом деле.

Но даже среди "конкретных" источников много таких, кто заявляет, что он "в курсе", тогда как на самом деле знает самую малость из того, о чем говорит. С такими людьми наибольшая опасность грозит тем, кто пишет о ситуации или о теме, по которой практически ничего не знает сам.

Классический пример тому - материалы западной прессы о России, появившиеся в первые два года после революции 1917 года. Западных корреспондентов не пускали на территорию России, поэтому газеты отправили их в Ригу. Там, в трехстах милях от Петрограда, журналисты пытались описывать события, происходившие в Петрограде и в Москве.

Репортажи выходили сумбурные, враждебные по отношению к большевикам и почти полностью неверные. Это было и неудивительно - большинство статей опиралось на сведения, которыми журналистов кормили бывшие царские генералы и чиновники, отставленные от дел политики и "жучки", делившиеся "новостями" за деньги. Все они заявляли, что "они в курсе". Практически никто из них в нем не был.

Сенсационные и скомканные репортажи, поступавшие из Риги, подтолкнули Уолтера Липпманна и Чарльза Мерца провести их знаменитое исследование сюрреалистических материалов "New York Times", касавшихся событий в России в 1917-1919 годах. Они обнаружили, то на протяжении этих двух лет газета писала о том, что большевистское правительство пало или вот-вот падет - 91 раз; о том, что Ленин и Троцкий собираются бежать - четыре раза; о том, что Ленин и Троцкий бежали из России - три раза; о том, что Ленина посадили в тюрьму - три раза; о том, что Ленин убит - один раз.

Новых комических высот репортажи этой газеты достигли в октябре 1919 года, когда антибольшевистские силы, включавшие финнов, Белую гвардию и других, пытались овладеть Петроградом. 18 октября газета опубликовала материал под заголовком: "Антибольшевистские силы в Петрограде", затем, четыре дня спустя: "Антибольшевистские силы под Петроградом" - про вторжение, явно шедшее задом наперед. Лишь 24 октября точность восторжествовала - "Times" сообщила, что антибольшевистские" силы практически прекратили свое существование.

"4. Настаивайте на получении документов там, где это возможно." Вам наверняка известно, как трудно, будучи репортером, точно передатьсуть сложных тем и Информации на бумаге, не говоря уже о том, чтобы сделатьэто в беседе. Пусть эта мысль всегда держит вас настороже по отношению ксловам собеседника. Спросите, существуют ли какие-нибудь документы,подтверждающие слова источника. Если вам не дают имеющийся экземпляр,спросите, нельзя ли сделать ксерокопию. Если же вам откажут и в этом,попросите хотя бы дать вам почитать этот документ в присутствии собеседника.И будьте крайне подозрительны по отношению к тем источникам, которыеотказывают и в этом.

"5. Если у вас возникли какие-то сомнения, ищите еще один источник." Всегда прислушивайтесь к своей интуиции и доверяйте ей, особенно если увас имеются хоть малейшие сомнения по поводу источника или данной ваминформации. В бытность мою главным редактором мне несколько раз довелосьотправить в печать материалы, о публикации которых я после жалел - и почтиво всех случаях опасения возникали еще до публикации.

Интересуйтесь у источников, может ли кто-нибудь подтвердить то, что они сообщили вам. Если вы сделаете это вежливо и если ваш источник честен, он согласится сказать. При некоторых обстоятельствах - когда материал представляет особую важность, когда он очень полемичен или когда касается людей очень высокого ранга, обязательно нужно искать еще один источник.

6. Не попадайтесь в ловушку - не верьте сюжету лишь потому, что если он правдив, то получится отличная статья.

Судебные процессы и разрушенные карьеры - вот конец многих статей, где домысла было больше, чем репортажа. Будьте точны, будьте дотошны, доподлинно установите каждую деталь даже запутанной истории - все ли обстояло так, как вам сказали: Не надо говорить: "Ну, наверняка все так и было". Или еще хуже: "Все пишут, что так оно и было, значит, это правда".

Осенью 1989, когда тогдашняя Чехословакия была на грани событий, получивших название "бархатной революции", некая молодая женщина сказала репортерам: полицейские забили насмерть студента по имени Мартин Смид. В округе этот случай получил огласку, к месту гибели Смида стали приходить люди, и скоро там образовалась аура "святого места". Этот материал был опубликован агентством Рейтер, а "Франс Пресс" сообщило, что убитых было трое. В "Ассошиэйтед Пресс" не успели сделать материал.

В центральном офисе были недовольны пражским бюро и потребовали наверстать упущенное поскорее. Их тамошним представителем был Анджей Хейма - гитарист, успешно совмещавший журналистику и рок-музыку. Не принимая на веру ничего из написанного о Смиде до него, Хейма начал "копать". Вместе со своей женой, врачом, он отправился по местным больницам и моргам в поисках тех, кто лечил Смида, кто обряжал его труп - и так далее. Он не обнаружил ни малейшего доказательства "дела Смида" и через несколько дней агенства-конкуренты были вынуждены сообщить, что Смид, кем бы он ни был, вовсе не умер на том тротуаре в Праге.