Опыт № 6
Определение вкусовой топографии языка на основные первичные вкусовые вещества (сладкое, соленое, горькое, кислое).
Цель работы:оценить вкусовую гетерогенность различных участков языка.
Для работы необходимо:испытуемый, стеклянные палочки, вата, спирт, растворы сладкого(глюкоза), соленого (р-р NaCl 10%), горького (раствор полыни) и кислого (раствор уксуса 3%), дисцилированная вода.
Ход работы:кончик стеклянной палочки обмотать ватой и погрузить в раствор различных веществ (р-ры NaCl, сахара 10%, уксуса, полыни). Смачиваем палочку раствором глюкозы. Затем этой палочкой дотрагиваемся до кончика языка. Испытуемый отвечает на вопрос о наличии ощущения сладкого в этой области. Затем таким же образом дотрагиваемся до боковой и задней поверхности Удаляем вату, промываем физиологическим раствором. На кончик палочки наматываем вату смоченную соленым веществом (р-р NaCl 10%), дотрагиваемся до языка. Также проводим исследование с кислыми и горькими растворами.
Отмечаем результаты наличия и степени ощущений в различных областях языка при воздействии различных веществ.
Зарисовать схему языка. Обозначить на ней зоны языка чувствитльные к сладкому, соленому, кислому, горькому. Сделать выводы.
Опыт № 7
Значение воды в ощущении вкуса
Цель работы:выявить роль воды в ощущении вкуса.
Для работы необходимо:соль, сахар, вода, чайная ложка (или плоская стеклянная палочка), вата, марлевые салфетки.
Ход работы: высушить поверхность языка марлевой салфеткой. Насыпать на участок соль или сахар. Ощущения сладкого (или соленого) не возникает. Смочить язык водой (слюной). Возникает ощущение сладкого (соленого). Сделать вывод.
Опыт № 8
Определение порога вкусовой чувствительности.
Цель работы:Определить порог вкусового ощущения для соленого и сладкого.
Для работы необходимо:пипетки, р-ры NaCl – 0,1%, 0,3%, 0,5%, 1%, 10%; растворы глюкозы, дисц.Н2О.
Ход работы:на поверхность языка последовательно капать р-рами NaCl от 0% до 10%. Испытуемым отметить ощущение соленого на самую низкую концентрацию NaCl. Таким же образом перовести изучение ощущения на сладкое (возрастающие концентрации р-ров глюкозы). Сделать выводы.
Опыт № 9