Пищеварение в ротовой полости

 

Цель работы: определить вкусовую чувствительность разных участков языка у человека; проверить наличие способ­ности, к восприятию запаха у человека; провести анализ неко­торых физиологических функций слюны человека.

Для работы необходимы: сухарный порошок, хлеб, сахарный порошок, ломтик лука, вода с примесью уксуса; рас­творы: а) солянокислого хинина 1%; б) хлористого натрия 0,001%, 0,01%, 0,1%, 1%; в) раствор сахара 1%; г) 1% лимонная кислота; стерильная вата, деревянные палочки, чистая глазная пипетка, набор веществ с различным запахом.

 

Опыт № 1. Определить локализацию вкусовой чувстви­тельности языка.

Ход работы. Прикасаться к разным зонам языка: на спинке, корне, краях языка, кончиком ватного тампона, смоченного в одном из следующих растворов: а) 1% солянокислого хинина б) 1% раствора сахара, в) 1% хлористого натрия, г) 1% ли­монной кислоты. Описать, зарисовать схему распределения на поверхности языка точек, воспринимающих те или другие вкусовые раздражения. Записать результаты наблюдения.

 

Опыт № 2. Определить порог чувствительности для раствора хлористого натрия.

Ход работы. С этой целью испытуемому на кончик языка (но не прикасаясь к языку) наносят из пипетки каплю раствора и предлагают сделать глоток. Испытуемый должен оп­ределить вкус раствора. Опыт начинают с минимальной концен­трации и продолжают увеличивать концентрацию до тех пор, пока испытуемый точно не определит вкус наносимого раствора. Найденную концентрацию принимают за порог данной вкусовой чувствительности. Вывод.

Опыт № 3. Нюхать при закрытых глазах различные паху­чие вещества и определить их характер по запаху. Отметить роль нюхательных движений. Вывод.

 

Опыт № 4. Значение слюны для апробации пищи.

 

Ход работы. Осушить поверхность языка марлевым тампоном; на сухую поверхность его положить поочередно сахар-порошок, соль-по­рошок. После действия каждого из указанных раздражителей прополоскать ротовую полость водой. Отметить возможность возникновения вкусовых ощущений. Вывод.

Опыт № 5. Связь вкусовых и обонятельных ощущений для апробации пищи.

 

Ход работы. 1.При закрытом носе прополоскать рот водой с примесью уксуса, затем открыть нос и сравнить ощущения.

 

2. При закрытом носе жевать кусочек лука, затем открыть нос и сравнить ощущения. Написать результаты наблюдений.