Тезис лекции

1.Туристский продукт (турпродукт) – комплексное понятие. Это совокупность вещественной (предметы потребления) и невещественной (услуги) потребительской стоимости, необходимой для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих у них во время их путешествия. К невещественной части турпродукта относятся потребляемые туристом услуги проживания, транспортировка, экскурсионного и прочего обслуживания. К вещественной части турпродукта относятся сувениры, картографическая продукция, туристское снаряжение и т.п.

Туристский пакет – это основной (обязательный) комплекс услуг, предоставляемый в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер.

Право на тур, предназначенная на реализацию туристу представляет собой туристский продукт и состоит из трех элементов:

- тур;

- дополнительные туристско-экскурсионные услуги;

- товары.

Туристский продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествии. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи, выставки, парки аттракционов, досугово-развлекательные предприятия, спортивные и курортные организации и т.п. Словом, все те, кто может оказать необходимые услуги.

Комплектацией туристского продукта т.е. формированием набора услуг по названием «тур», занимаются туроператоры (турорганизаторы).

В общей системе показателей, характеризующих эффективность производства, как всего предприятия, так и его подразделений, главное место принадлежит себестоимости.

Общеизвестно, что себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор. Исходя из этого, в предприятиях туристской деятельности важнейшим участком бухгалтерского учета является учет затрат на формирование турпродукта и определение ее себестоимости.

Себестоимость турпродуктов включает различные виды затрат, зависящих и независящих от работы данной туристской фирмы, вытекающих из характера ее деятельности и не связанных с ней непосредственно.

По общепринятой классификации затрат они бывают прямые и косвенные, постоянные и переменные, основные и накладные.

Учет затрат по формированию туристского продукта по существу представляет собой обычную схему организации учета предприятия, реализующего продукцию собственного производства. При этом продукцией собственного производства является туристская услуга в виде сформированного тура, реализуемого туристу в виде туристской путевки или ваучера.

Учет затрат на производство туристского продукта осуществляется на счете 8110 Основное производство», к которому целесообразно открывать субсчета по направлениям туристской деятельности (организация выездного туризма, организация приема туристов и т. п.) или видам туризма (водный, горный, пеший и т. п.). Счет 8110 - «Основное производство» является активным, по дебету данного счета отражаются все расходы связанные с формированием турпродукта, а по кредиту - сумма готового турпродукта.

Если туристская фирма в своем составе имеет подразделения, выполняющие отдельные работы, услуги, которые используются при производстве туристского продукта, они будут считаться как вспомогательные производства. Для их учета используется счет 8310 - «Вспомогательные производства». К указанным подразделениям относятся гостиницы, дома отдыха, мотели, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристический транспорт и т.д.

Накладные расходы учитываются на счете 8410 - «Накладные расходы». Согласно учетной политике они либо включаются в себестоимость отдельных видов турпродуктов, то есть списываются на счет 8110 - «Основное производство», либо на счет 8310 - «Вспомогательное производство».

Аналитический учет затрат на производство туристского продукта ведется в разрезе отдельных заказов на производство туристского продукта или совокупностей таких заказов, являющихся объектами учета и затрат.

Все затраты подлежат калькулированию на отдельные виды продукции. Калькулирование – это совокупность приемов и способов аналитического учета затрат и расчетных процедур, обеспечивающих исчисление себестоимости продукции.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех затрат, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта.

При калькулировании себестоимости у туроператоров, который и формирует стоимость туристского продукта, объектом калькуляции будет служить стоимость обслуживания группы туристов при групповом типе и стоимость обслуживания индивидуального туриста при индивидуальном типе тура.

Калькулирование отдельного вида тура в первую очередь необходимо для формирования цены, т.е. в целях ценообразования.

В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. Для этих целей в турфирмах составляется калькуляция, т.е. документ, в котором рассчитывается и которым оформляется продажная цена турпродукта при затратном методе ценообразования. Обычно калькуляция составляется плановая (предварительная) и затем фактическая (последующая отчетная или окончательная). Ниже приведена калькуляция, где рассчитана стоимость маршрута на групповую поездку.

 

Калькуляция маршрута Алматы – Туркестан – Алматы,

(2-х дневная поездка, группа 35 человек)

 

  Наименование калькуляционных статей Показатели в
про-центах стоимостном выражении, тенге
на группу на 1 чел.
1. Страховка   - -
2. Визы   - -
3. Транспортные расходы (автобус)  
4. Расходы на проживание  
5. Расходы на питание  
6. Расходы на экскурсионную программу  
7. Итого прямые расходы (сумма строк 1-6)  
8. Косвенные расходы туроператора
9. Полная себестоимость (стр.7+стр.8)  
10. Налог на добавленную стоимость (стр.9*12%)
11. Прибыль (рентабельность)
12. Продажная стоимость  

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «турпродукт»

2. Что относится к невещественной части турпродуктов?

3. Что относится к вещественной части турпродуктов?

4. Дайте определение туроператора?

5. В чем суть турагентской деятельности?

6. Что входит в состав турпакета?

7. Что включает себестоимость туристского продукта?

8. Что означает понятие «трансфер»?

9. Дайте определение понятию «калькулирование»?

 

Использованная литература

1. Алибекова Б.А., Таштанова Н.Н. Бухгалтерский учет в туризме: Учебное пособие-Астана, Изд,Сарыарка,2012-336с.

2.Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов. Назарова В.Л. – Алматы: Экономика, 2004