Тезис лекции
1.Туристский продукт (турпродукт) – комплексное понятие. Это совокупность вещественной (предметы потребления) и невещественной (услуги) потребительской стоимости, необходимой для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих у них во время их путешествия. К невещественной части турпродукта относятся потребляемые туристом услуги проживания, транспортировка, экскурсионного и прочего обслуживания. К вещественной части турпродукта относятся сувениры, картографическая продукция, туристское снаряжение и т.п.
Туристский пакет – это основной (обязательный) комплекс услуг, предоставляемый в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер.
Право на тур, предназначенная на реализацию туристу представляет собой туристский продукт и состоит из трех элементов:
- тур;
- дополнительные туристско-экскурсионные услуги;
- товары.
Туристский продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествии. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи, выставки, парки аттракционов, досугово-развлекательные предприятия, спортивные и курортные организации и т.п. Словом, все те, кто может оказать необходимые услуги.
Комплектацией туристского продукта т.е. формированием набора услуг по названием «тур», занимаются туроператоры (турорганизаторы).
В общей системе показателей, характеризующих эффективность производства, как всего предприятия, так и его подразделений, главное место принадлежит себестоимости.
Общеизвестно, что себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор. Исходя из этого, в предприятиях туристской деятельности важнейшим участком бухгалтерского учета является учет затрат на формирование турпродукта и определение ее себестоимости.
Себестоимость турпродуктов включает различные виды затрат, зависящих и независящих от работы данной туристской фирмы, вытекающих из характера ее деятельности и не связанных с ней непосредственно.
По общепринятой классификации затрат они бывают прямые и косвенные, постоянные и переменные, основные и накладные.
Учет затрат по формированию туристского продукта по существу представляет собой обычную схему организации учета предприятия, реализующего продукцию собственного производства. При этом продукцией собственного производства является туристская услуга в виде сформированного тура, реализуемого туристу в виде туристской путевки или ваучера.
Учет затрат на производство туристского продукта осуществляется на счете 8110 Основное производство», к которому целесообразно открывать субсчета по направлениям туристской деятельности (организация выездного туризма, организация приема туристов и т. п.) или видам туризма (водный, горный, пеший и т. п.). Счет 8110 - «Основное производство» является активным, по дебету данного счета отражаются все расходы связанные с формированием турпродукта, а по кредиту - сумма готового турпродукта.
Если туристская фирма в своем составе имеет подразделения, выполняющие отдельные работы, услуги, которые используются при производстве туристского продукта, они будут считаться как вспомогательные производства. Для их учета используется счет 8310 - «Вспомогательные производства». К указанным подразделениям относятся гостиницы, дома отдыха, мотели, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристический транспорт и т.д.
Накладные расходы учитываются на счете 8410 - «Накладные расходы». Согласно учетной политике они либо включаются в себестоимость отдельных видов турпродуктов, то есть списываются на счет 8110 - «Основное производство», либо на счет 8310 - «Вспомогательное производство».
Аналитический учет затрат на производство туристского продукта ведется в разрезе отдельных заказов на производство туристского продукта или совокупностей таких заказов, являющихся объектами учета и затрат.
Все затраты подлежат калькулированию на отдельные виды продукции. Калькулирование – это совокупность приемов и способов аналитического учета затрат и расчетных процедур, обеспечивающих исчисление себестоимости продукции.
Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех затрат, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта.
При калькулировании себестоимости у туроператоров, который и формирует стоимость туристского продукта, объектом калькуляции будет служить стоимость обслуживания группы туристов при групповом типе и стоимость обслуживания индивидуального туриста при индивидуальном типе тура.
Калькулирование отдельного вида тура в первую очередь необходимо для формирования цены, т.е. в целях ценообразования.
В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. Для этих целей в турфирмах составляется калькуляция, т.е. документ, в котором рассчитывается и которым оформляется продажная цена турпродукта при затратном методе ценообразования. Обычно калькуляция составляется плановая (предварительная) и затем фактическая (последующая отчетная или окончательная). Ниже приведена калькуляция, где рассчитана стоимость маршрута на групповую поездку.
Калькуляция маршрута Алматы – Туркестан – Алматы,
(2-х дневная поездка, группа 35 человек)
№ | Наименование калькуляционных статей | Показатели в | ||
про-центах | стоимостном выражении, тенге | |||
на группу | на 1 чел. | |||
1. | Страховка | - | - | |
2. | Визы | - | - | |
3. | Транспортные расходы (автобус) | |||
4. | Расходы на проживание | |||
5. | Расходы на питание | |||
6. | Расходы на экскурсионную программу | |||
7. | Итого прямые расходы (сумма строк 1-6) | |||
8. | Косвенные расходы туроператора | |||
9. | Полная себестоимость (стр.7+стр.8) | |||
10. | Налог на добавленную стоимость (стр.9*12%) | |||
11. | Прибыль (рентабельность) | |||
12. | Продажная стоимость |
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «турпродукт»
2. Что относится к невещественной части турпродуктов?
3. Что относится к вещественной части турпродуктов?
4. Дайте определение туроператора?
5. В чем суть турагентской деятельности?
6. Что входит в состав турпакета?
7. Что включает себестоимость туристского продукта?
8. Что означает понятие «трансфер»?
9. Дайте определение понятию «калькулирование»?
Использованная литература
1. Алибекова Б.А., Таштанова Н.Н. Бухгалтерский учет в туризме: Учебное пособие-Астана, Изд,Сарыарка,2012-336с.
2.Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов. Назарова В.Л. – Алматы: Экономика, 2004