Большой (Старый) Эрмитаж
В 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном трехэтажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. Строгость и простота облика Большого Эрмитажа соответствовали духу классицизма XVIII в. Здание не имеет ордерных членений в виде колонн или пилястр, но его построение подчинено пропорциям классического ордера. По высоте оно разделено на массивную рустованную нижнюю часть и облегченную верхнюю. Решение фасада построено на сочетании ритмов горизонтальных членений и вертикалей оконных проемов.
В 1792 г. Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи Папского дворца в Ватикане.
Расположенная в Старом Эрмитаже экспозиция представляет искусство Италии эпохи Возрождения.
Зал Леонардо Да Винчи
Самый большой интерьер Старого (Большого) Эрмитажа – двусветный зал – сохранил эффектный декор, созданный в 1850-е годы зодчим историзма А.И. Штакеншнейдером в духе Большого стиля французского искусства XVII века. Здесь находятся творения Леонардо да Винчи (1452 – 1519). В ранней работе гения Возрождения, названной по имени ее бывшего владельца «Мадонной Бенуа», соединились дар художника и точность ученого-анатома. Характерный для Высокого Возрождения совершенный образ создан мастером в «Мадонне Литта», приобретенной у миланского герцога Литта.
Лоджии Рафаэля
Лоджии Рафаэля, созданные по заказу императрицы Екатерины II в конце в 1780-х гг., воспроизводят галерею дворца Папы в Ватикане. Фресковые росписи открытых лоджий папского дворца были исполнены по рисункам Рафаэля. Их копии, написанные в Италии группой художников под руководством К. Унтерпергера, заняли свое место в галерее, размещенной в специальном корпусе, возведенном арх. Джакомо Кваренги. На сводах Лоджий помещены сцены на сюжеты библейской истории, стены покрывает роспись на орнаментальные мотивы, называемые «гротески».