Академия Платона

После смерти ее основателя школа Платона просуществовала много столетий (до VI в. н.э.) и прошла ряд ступеней, среди которых, как правило, выделяют древнюю, среднюю и новую академии. Проблематика их научного поиска очень обширна. Достойное место в ее разработке заняли психологические взгляды.

Руководителем Академии после Платона стал его племянник - Спевсипп(409-339 до н.э.). Он первый обратился к общему в науках. Научное мышление он провозгласил критерием умопостигаемых предметов. Мерилом чувственных вещей, по его мнению, служит “научное восприятие”. Ценной представляется идея Спевсиппа о том, что при помощи упражнений, искусства, можно добиться, чтобы органы чувств безошибочно улавливали различия между предметами.

В психологической концепции Ксенократа (395-314 до н.э.) выделяются три вида сущности (умопостигаемая, чувственная, представляемая) и соответственно три вида познания: мышление, восприятие, представление. Задача человеческой жизни - освобождение духа от оков чувственности. Но главным в разработанном им учении о благах души является вывод о том, что теоретической мудрости для блаженства недостаточно - ее необходимо дополнить мудростью практической.

Книга представителя Древней Академии Крантора“О страдании” послужила образцом для дальнейшего подражания многих ученых. Первое место в ней отводится добродетели; второе - здоровью; третье - наслаждению; четвертое - богатству. Крантор выступал против кинической проповеди апатии и защищал умерение страстей. Психологической закономерностью звучит его вывод о том, что сама природа вложила в нас страсти, поэтому их следует не умерщвлять, а лишь обуздывать.

С Аркесилая(315-240 до н.э.) Академия вступает на скептический путь. Разрабатывая проблему критерия истины, он приходит к выводу о том, что между истинными и ложными представлениями не существует различий: ложные также могут быть ясны и убедительны. Если чувства нас обманывают, писал он, то и разум не достигает истины. И тем не менее Аркесилай признавал и отстаивал практический критерий поведения.

Основатель Средней Академии Карнеад(ок 214-129 до н.э.) утверждал, что нет критерия истины. Ум, чувства и представления обманывают нас: чувства вводят в заблуждения (весло в воде - изогнутое, четырехугольная башня издали - круглая, солнце - маленькое); обманывает и разум (наше отношение к снам, галлюцинациям, безумца - к воображению). Отсюда пессимистический вывод - необходимо воздерживаться от суждений.

Развитые первыми последователями Платона учения стали мировоззренческой и теоретической основой психологических концепций целого ряда последующих научных школ и направлений.