Свойства документа

В этом параграфе будут описаны специфические свойства доку­мента, в дополнение к общим свойствам объектов метаданных, о ко­торых говорилось в и. «Свойства объектов метаданных» на стр. 21.

Свойства документа редактируются в окне редактирования «До­кумент».

Журнал. В поле «Журнал» можно указать идентификатор журна­ла, в который будут помещаться документы данного вида при работе с системой 1С:Предприятие. Журнал необходимо создать либо зара­нее, как это сделать — см. п. «Создание объекта метаданных» на стр. 18, — либо в процессе создания документа Конструктором (см. ниже «Конструктор документа», стр. 54), либо, наконец, совсем не указывать, и поместить документ в журнал при создании журнала Конструктором (см. п. «Конструктор журнала документов», стр. 61). При создании нового документа по умолчанию предлагает­ся журнал «Прочие».

Помимо журнала, указанного в поле «Журнал», в системе 1С:Предириятие все документы автоматически помещаются в жур­нал с условным наименованием «Полный».

Реквизиты. Управляющие элементы, объединенные в группы «Реквизиты табличной части» и «Реквизиты шапки», позволяют управлять, соответственно, списком реквизитов табличной части и списком реквизитов шапки документа, а также редактировать свой­ства этих реквизитов. О работе с реквизитами документа см. п. «Разработка структуры документа» на стр. 48.

Номер. Управляющие элементы диалога «Документ», объединен­ные в группу «Номер», используются для назначения правил нуме­рации документов.

У любого документа существует 3 обязательных реквизита, кото­рые создаются автоматически и которые удалить нельзя — это дата, время и номер документа. В отличие от даты и времени, для номера документа можно задать несколько параметров, которые будут управлять поведением этого реквизита при работе с документами создаваемого вида. Совокупность этих параметров будет определять правила нумерации документов при работе системы 1С:Предприятие.

Нумератор. Документу может быть назначен нумератор из числа уже существующих в конфигурации. В этом случае прочие элементы группы «Номер», за исключением признака «Автоматическая нуме­рация», станут недоступны, то есть правила нумерации документов данного вида будут полностью определяться назначенным нумерато­ром.

Для назначения документу нумератора из числа существующих в конфигурации следует выбрать идентификатор нумератора в рекви­зите «Нумератор».

Использование нумераторов позволяет организовать сквозную нумерацию документов разных видов. Для этого всем документам, для которых требуется иметь сквозную нумерацию, должен быть на­значен одинаковый нумератор. Контроль уникальности и присвоение очередного номера будет выполняться с учетом всех документов, для которых назначен этот нумератор.

Периодичность. Данный реквизит устанавливает пределы кон­троля уникальности номеров документов и период повторяемости номеров. Если документу назначен нумератор, данный реквизит диа­лога становится недоступным.

Если включен признак контроля уникальности номеров докумен­тов (см. ниже), реквизит «Периодичность» устанавливает, в каких пределах осуществлять этот контроль.

При включенном признаке автоматической нумерации система 1С:Предприятие будет присваивать очередной порядковый номер каждому новому документу. После завершения периода, установлен­ного в реквизите «Периодичность», нумерация документов начнется с 1.

Длина. Устанавливает максимальную длину номера документа. Если документу назначен нумератор, данный реквизит диалога ста­новится недоступным.

Тип. Группа «Тип» позволяет выбрать тип значения для номера документа — числовой или текстовый. Выбор текстового типа номе­ра бывает полезен, когда используется сложная система нумерации документов, и номер документа может включать, помимо цифр, так­же буквы и символы-разделители.

Следует обратить внимание, что выбор текстового типа номера не исключает возможности автоматического присвоения таких номеров.

Для самого первого документа с текстовым номером система формирует код вида «001» (количество нулей зависит от установ­ленной длины номера), то есть номер представляет собой строку символов, но все символы в этой строке являются цифрами. При вводе новых документов система будет продолжать присваивать но­мера аналогичным образом — «002», «003» и т. д.

Если требования к нумерации документов предполагают непре­менное использование смешанных буквенно-цифровых номеров, то для целей автоматической нумерации можно использовать номера вида «АА001». Здесь первая часть номера — символы «АА» — явля­ется текстовым префиксом, а вторая часть — символы «001» — будет интерпретироваться системой как число и использоваться при авто­матическом присвоении очередного номера документа.

Например, если самый первый документ введен с номером «АА001», то следующим автоматически присвоенным номером будет «АА002», затем — «ААООЗ» и так далее по возрастающей.

Текстовый префикс можно задать вручную (при вводе нового до­кумента присвоить ему такой «составной» помер) или использовать возможности встроенного языка системы 1С:Преднриятие (метод ПрефиксНомера).

Замечание. Если документу назначен нумератор, реквизит «Тип» окна редактирования становится недоступным.

Автоматическая нумерация. Реквизит «Автоматическая нумера­ция» устанавливает, будет ли система 1С:Прсдприятие автоматиче­ски присваивать очередной порядковый номер каждому новому до­кументу. Автоматически присвоенный документу номер можно будет исправить.

Контроль уникальности. Если эта опция включена, то при вводе нового документа его помер проверяется на уникальность в преде­лах, установленных в реквизите «Периодичность».

Если документу назначен нумератор, данный реквизит диалога становится недоступным.

Разрешить проведение документа. Этот признак определяет, могут ли проводиться документы данного вида.

В простейшем случае, документы в системе 1С:Предприятие мо­гут использоваться только как средство ввода и записи некоторых данных и формирования печатной формы.

Однако, чаще всего документы используются для отражения со­бытий, происходящих в хозяйственной жизни организации, в раз­личных механизмах учета, поддерживаемых системой 1С:Предприятие. Отражение данных документа в различных видах учета выполняется при проведении документа.

Если создаваемый вид документа не должен влиять ни на какие механизмы учета, то признак «Разрешить проведение документа» должен быть выключен, в этом случае документ не будет проводить­ся. Однако, если документы данного вида предполагается использо­вать для отражения событий хозяйственной жизни хотя бы в одном из механизмов учета, то документы данного вида должны иметь воз­можность проводиться, и признак «Разрешить проведение докумен­та» должен быть установлен. Заметим, что если признак выключен, то признаки «Оперативный учет» и «Расчет» становятся недоступ­ными, так как участие документа в этих механизмах может быть за­действовано только при проведении. Однако, признак «Бухгалтер­ский учет», остается доступным, так как документ может записывать операцию не только при проведении, но и при записи документа, хотя возможности записывать проводки в этом случае не будет (об объектах метаданных «Операция» и «Проводка» см. главу «Опера­ции и проводки»,стр. 85).

Автоматическое удаление движений. В большинстве случаев этот признак включен для всех видов документов, которые будут проводиться. Он определяет автоматическое удаление всех записей, отражающих документ в различных механизмах учета, которые до­кумент записал в процессе проведения.

Автоматическое удаление производится системой при выполне­нии повторного проведения уже проведенного документа (перед за­писью новых движений), при удалении документа и при отмене про­ведения документа.

Режим автоматического удаления является основным, однако, для некоторых видов документов данный признак может быть отключен. Это позволяет в процессе повторного проведения уже проведенного документа выборочно удалять те движения, которые были сделаны при прошлом проведении документа. Выборочное удаление движе­ний выполняется средствами встроенного языка в модуле документа.

Отключение режима автоматического удаления движений выпол­няется в специальных случаях для отдельных видов документов. Например, это позволяет при проведении расходной накладной за­писать движения только по последней введенной строке, оставив без изменений движения, сделанные по ранее введенным строкам.

Другой возможностью является организация перепроведения до­кументов с изменением только формируемых ими проводок, и без изменения записанных документами движений регистров. При отме­не проведения документа и при удалении (пометке на удаление) до­кумента отключение признака автоматического удаления движений позволяет в предопределенной процедуре ОбработкаУдаленияПроведения() модуля документа, вызывае­мой в этих случаях, получить доступ к движениям документа, на­пример, для анализа правомерности отмены проведения. Разумеется, после окончания выполнения процедуры все движения, не удален­ные в ней средствами встроенного языка, будут удалены, так как по­меченный на удаление или не проведенный документ не может иметь движений. Если признак автоматического удаления движений установлен, то в момент вызова процедуры все движения уже удале­ны.

Автоматическая нумерация строк. Этот признак устанавливает режим, при котором номера строк табличной части документа всегда устанавливаются системой автоматически. Если этот режим вклю­чен, то при редактировании документа в форме и при работе с ним средствами встроенного языка существует возможность изменения порядка расположения строк. Однако, при любых перестановках строк номера всегда будут отражать последовательность расположе­ния строк, от 1 до количества строк, без пропусков и нарушения по­рядка номеров. Если режим «Автоматическая нумерация строк» от­ключен, то номера строк могут редактироваться при вводе документа в форме и средствами встроенного языка. При редактировании но­меров строк система будет автоматически располагать строки в по­рядке возрастания номеров, однако, номера строк могут иметь про­пуски.

Бухгалтерский учет. Включение этой опции означает возмож­ность документа формировать операции и проводки (см. главу «Операции и проводки»). Опция становится доступной, если в конфигурации существует хотя бы один план счетов. Одно­временно становится возможным вызов Конструктора формирова­ния операции (см. главу «Редактор текстов»).

Внимание. Включение каждой из опций «Оперативный учет», «Расчет», «Бухгалтерский учет» вызывает со стороны системы 1С:Предприятие выполнение определенных процедур при рабо­те с документом, на что, естественно, расходуются дополни­тельные ресурсы. Поэтому, если документ имеет ограниченную область применения, следует отключить для него «ненужную» опцию. Это исключит выполнение системных процедур и не­сколько повысит общую производительность системы.

Оперативный учет. Включение этой опции означает возможность документа изменять регистры. Одновременно становится возмож­ным вызов Конструктора движений регистров по документу (см. главу «Редактор текстов»).

Расчет. Включение этой опции означает возможность документа работать с журналами расчетов.

Создавать операцию. Это управляющий элемент становится доступным, если для документа включена опция «Бухгалтерский учет». Он определяет режим записи операции для документов кон­кретного вида, для которых включена опция «Бухгалтерский учет».

Параметр «Создавать операцию» может иметь три значения:

«Всегда» все документы данного вида будут иметь операции, то есть операция будет записы­ваться в момент записи документа и доку­мент будет всегда присутствовать в журнале операций;
«Выборочно» конкретные документы данного вида могут при записи или при проведении создавать операцию. Наличие операции для конкрет­ного документа может быть задано вызовом метода СуществуетОперация;
«Только при проведении» для документов данного вида операция может быть записана средствами встроенного языка только в процедуре ОбработкаПроведения. То есть только проведенные документы этого вида могут иметь операцию.

Алгоритм формирования операции по документу должен быть за­писан в модуле документа. Для облегчения создания алгоритма формирования операции можно использовать Конструктор форми­рования (см. главу «Редактор текстов»).

Редактировать операцию. Флажок «Редактировать операцию» становится доступен, когда в свойствах объекта метаданных «Опера­ция» выбран режим «Редактировать операции документов — выбо­рочно» (см. п. «Свойства операции» на стр. 86).

Установка или снятие этого флажка, соответственно, разрешает или запрещает пользователю редактировать вручную операции, сформированные документами этого вида.

При установке этого флажка следует иметь в виду, что при перепроведении документов операции формируются заново, следова­тельно, отредактированные пользователем операции будут удалены и заменены на автоматически сформированные.

«Ввод на основании». Нажатие этой кнопки вызывает на экран диалог для настройки режима «Ввод на основании» (см. ниже п. «Ввод документов «на основании»»).

В этом диалоге можно указать 2 группы документов: документы, на основании которых будет вводиться редактируемый документ, и документы, которые будут вводиться на основании редактируемого документа.

Включение опции «Может являться основанием для любого до­кумента» равносильно тому, что в списке «Является основанием для» будут выбраны все документы.

Выбор двух групп документов, выполненный в этом диалоге, по­зволяет ограничить список документов, выдаваемый пользователю при выполнении ввода документа «на основании».