Раздел VIII. Физиология высшей нервной деятельности и основы психофизиологии

75. Представление о высшей нервной деятельности (ВНД) и психофизиологии.Определение ВНД в теории И.П. Павлова. Развитие представлений о ВНД как нейрофизиологических основах поведения. Механистическая концепция рефлекса (Р. Декарт, XVII в) и анатомо- физиологические исследования рефлекса (Ч. Прохазка, Ч. Белл, Ф. Мажанди, XVIII-XIX вв.). Психофизиологическая концепция И.М. Сеченова (1863). Роль теории условных рефлексов И.П. Павлова (1902-1936). Развитие представлений о рефлекторном характере поведения В.М. Бехтеревым, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Л.В. Крушинским, П.В. Симоновым. Современный этап развития учения о ВНД и психофизиологии. Методы исследования состояния ВНД и поведения – метод условных рефлексов, электрофизиологические (ЭЭГ, вызванные потенциалы), этологические, нейрофармакологические, нейропсихологические и клинические методы.

76. Общая характеристика врожденных и приобретенных форм поведения.Классификация форм поведения (А.С. Батуев). Врожден­ные формы поведения - безусловные рефлексы и инстинкты. Приобретенные формы поведения, основанные на неассоциативном обучении (суммационная реакция, привыкание, импринтинг и иммитация), на ассоциативном обучении (при выработке сенсорных и оперантных условных рефлексов) и на когнитивном обучении (образная, или психонерв­ная деятельность, рассудочная деятельность, вероятностное прогно­зирование).

77. Физиология инстинктов как врожденной формы поведения. Простые и сложные безусловные рефлексы, их классификация (по П.В. Симонову). Инстинкты и их биологическая роль. Критерии инстинктивного действия Внутренние, или нейрогуморальные, факторы инстинктивного поведения. Роль пусковых («ключевых») стимулов. Этапы и условия развития инстинкта. Компоненты целостного инстинктивного поведения – поисковый (аппетонтный) и завершающий (консуматорный). Классификация инстинктов. Витальные инстинкты, зоосоциальные инстинкты (половые, родительские, стадные, доминирования, территориальные, миграционные) и инстинкты саморазвития (информационные, подражательные, игровые)

78. Общая характеристика условных рефлексов.Роль И.П. Павлова, Ю. Конорского, К.М. Быкова и других исследователей в изучении условных рефлексов. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Индифферентный раздражитель, безусловный раздражитель и условный сигнал. Закономерности проявления условных рефлексов (сущность условнорефлекторной деятельности). Сходства и различия между условными и безусловными рефлексами. Компоненты безусловного и условного рефлексов. Зависимость величины условного рефлекса от силы раздражителя. Методы изучения условных рефлексов. Основные правила выработки условных рефлексов (условия, характер со­четания условного раздражителя и подкрепления, частота повторений, учет фонда имеющихся условных рефлексов и т.д.). Стадии образования условного рефлекса (генерализации, концентрации и автоматизации; или ориентировочная, стадия обобщения и стадия специализации). Условный рефлекс как основа формирования умений, навыков и динамического стереотипа. Свойства динамического стереотипа. Биологическая, физиологическая и социальная роль условных рефлексов.

79. Торможение условнорефлекторной деятельности.Корковое торможение, его физиологическое значение и виды. Безусловное торможение - внешнее, или индукционное, торможение и запредельное, или охранительное, торможение. Условное, или внутреннее, торможение условнорефлекторной деятельности и его разновидности - дифференцировочное, угасательное, запаздывающее и условный тормоз. Значение тормо­жения в коре больших полушарий для процессов обучения

80. Разновидности условнорефлекторной деятельности человека и животных, или классификация условных рефлексов (УР).Натуральные и искусственные УР; экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные УР; зрительные, слуховые, обонятельные и другие УР; простые и сложные (УР на время, УР на одновременные и на последовательные комплексные раздражители, УР на цепи раздражителей, ситуационные УР, условнорефлекторное переключение, УР на отношение раздражителей); наличные (совпадающие, отставленные и запаздывающие) и следовые УР; вегетативные, или классические, рефлексы (УР пищеварительного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, органов выделения, метаболические УР, сенсорно-сенсорные УР, условный рефлекс на электрическую стимуляцию мозга); инструментальные, или оперантные УР; интеллектуальные УР;. биологические, зоосоциальные и идеальные УР; условные рефлексы первого и высшего порядков; УР первой и второй сигнальных систем; положительные и отрицательные УР; полезные и вредные для здоровья УР; укороченный УР; тонический УР и другие варианты.

81. Иррадиация и концентрация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Анализ и синтез в коре больших полушарий.Общее представление о процессах индукции, иррадиации и концентрации возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Экспериментальные доказательства явления иррадиации и концентрации в коре больших полушарий, полученные И.П. Павловым. Последовательная и одновременная индукция в коре больших полушарий. Формирование и реализация условных рефлексов как проявление аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. Функциональная мозаика коры. Системность в работе коры больших полушарий

82. Особенности условнорефлекторной деятельности человека. Особенности образования условных рефлексов (УР) на простые и комплексные раздражители, в том числе особенности проявления УР на отношения и на время. Особенности безусловного и внутреннего (дифференцировочного, угасательного, условнотормозного и запаздывающего) торможения. Особенности иррадиации нервных процессов (избирательная и диффузная иррадиация). Индукционные отношения между первой и второй сигнальными системами. Особенности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга человека. Образование систем временных связей между словами. Значение условного рефлекса для человека. Представления И.П. Павлова о неврозах. Экспериментальные неврозы. Неврозы у человека

83. Механизмы выработки условных рефлексов и формирования внутреннего торможения. Морфологический субстрат условного рефлекса. Представления о физиологических механизмах, лежащих в основе формирования условного рефлекса. Представление И.П. Павлова о формировании временной связи между двумя очагами возбуждения в коре больших полушарий. Представления о «горизонтальных» и «вертикальных» временных связях. Механизмы памяти как основа образования условного рефлекса.Конвергентная теория образования условных рефлексов Роль синапсов в формировании временной связи. Мембранная теория обучения. Системный подход к изучению механизмов формирования временной связи. Механизмы внутреннего торможения Общие представления о локализации внутреннего торможения и его механизмах. Современные психофизиологические подходы к проблеме научения.

84. Речь как основа сознания.Основные отличия человека от животных. Две сигнальные системы действительности. Значение слова как условного сигнала для животных и человека Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами Речь и язык. Функции речи. Виды речи (внешняя и внутренняя). Свойства речи. Физическая характеристика устной речи. Эволюционные аспекты речи (язык человека и животных – различия и возможности)

return false">ссылка скрыта

85. Физиологические основы речиОбщие представления о механизмах речи. Концепция о трех уровнях внутренней речи. Мозговые центры речи - центр Брока, центр Вернике, другие центры. Механизмы восприятия речи и ответа (модель речи. Вернике-Гешвинда и ее модификации). Речь и двигательные акты. Речь и межполушарная асимметрия. Электрофизиологические корреляты речевых процессов Возможные механизмы формирования субъективного переживания речевой функции (способность слышать внешнюю и внутреннюю речь). Специализация полушарий в онтогенезе. Развитие речи (стадии развития) в онтогенезе. Физиологические основы фонации, или контроля высоты и силы звука. Гигиена голоса. Физиологические основы артикуляции, или организации фонем. Нарушения речи - нарушение устной речи (моторная и сенсорная афазии), письменной речи (аграфия), нарушение способности счета (акалькулия); заикание, дефекты артикуляции, дисфонии и афонии, ларин­гиты.

86. Физиологические основымыслительной деятельности человека.Психологическая характеристика мыслительной деятельности. Развитие абстрактного мышления у человека. Образное и вербальное мышление. Физиологические подходы к изучению процесса мышления. ЭЭГ- характеристика мыслительной деятельности. Вызванные потенциалы при умственной деятельности. Современные концепции о физиологических основах мышления. Психофизиологический подход к оценке интеллекта человека. Зависимость интеллекта от морфологических особенностей коры больших полушарий и от мозговой асимметрии. Расстройства мышления.

87. Физиологические основы сознания.Подходы к определению понятия «сознание». Сознание как вербализация ощуще­ний, восприятий, понимания речи. Онтогенетические и филогенетические аспекты сознания. Виды сознания. Сознание и уровень бодрствования. Физиологические подходы к пониманию сознания. Системный, или эмерджентный, подход к пониманию сознания. Современные представления о физиологической основе сознания. Связь сознания с речью. Сознание и межполушарная асимметрия. Современные представления об асимметрии коры больших полушарий и о функциях правого и левого полушария.

88. Физиологические механизмы неосознаваемых психических процессов.Общие представления о неосознаваемых, или бессознательных, процессах. История вопроса (И.М. Сеченов, З. Фрейд, О. Ранк, Г.В. Гершуни) Сверхсознание, или интуиция. Современные представления о физиологических механизмах неосознаваемых процессов.

89. Физиологические основы внимания и воли.Психологическая характеристика внимания. Значение работ И.П. Павлова и А.А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания. Роль процессов торможения в концентрации внимания. Современные представления о физиологических процессах, обеспечивающих формирование внимания (концепция Е.Н. Соколова). Методы изучения внимания. Система внимания. Расстройство внимания. Ориентировочно - исследовательская деятельность. Психологическая характеристика понятия «воля». Возможные физиологические механизмы воли.

90. Физиологические основы психотерапии, гипноза и медитации.Психотерапия. Гипноз. Исторические аспекты. Современные представления о гипнозе и его физиологических механизмах. Стадии гипноза. Восприимчивость к гипнозу. Техника гипноза Применение гипноза в медицинской практике. Медитация.

91. Физиологические основы потребностей и мотиваций.Основные причины поведенческих реакций человека и животных. Потребности организма и их виды; классификации потребностей (по П.В. Симонову; по А. Маслоу). Мотивации и их виды. Энергетическая и направляющая составляющие мотиваций. Фазы мотиваций (фазы детекции и запуска). Функциональное значение и физиологические основы формирования мотиваций. Теории формирования биологических мотиваций - периферические, гуморальные, центральные (гипоталамическая, лимбическая и др.). Потребностно-мотивационный механизм биологического уровня на примере функционирования центров голода и насыщения. Асимметрия мозга и потребностно-мотивационные механизмы. Формирование потребностно-мотивационного состояния. Возможные механизмы формирования социальных и идеальных потребностей. Воспитание как способ формирования социальных и идеальных потребностей; критические периоды формирования этих потребностей. Методы и средства формирования потребностей у человека. Доминирующее мотивационное возбуждение Общие представления о механизмах формирования потребностей и мотиваций. Теория функциональных систем П.К. Анохина как интегральная теория поведения человека и животных. Роль мотиваций в деятельности функциональных систем.

92. Физиология эмоций.Определение термина «эмоции». Переживания, настроения, чувства и эмоции. Классификация эмоций. Физиологическая роль эмоций. Внешние проявления эмоций. Электрическая активность коры больших полушарий при эмоциях. Методы изучения и диагностики эмоций. Нейроанатомия эмоций. Зоны удовольствия и стоп-зоны.

93. Нейрохимия эмоций (гуморальные аспекты формирования эмоций). Наркотики и эмоции.Общее представление о наркотиках. Опиоиды и их роль в развитии алкоголизма и наркомании. Депрессанты. Этанол. Бензодиазепины. Стабилизирующие настроение вещества Нейролептики, или антипсихозные средства. Депрессии и антидепрессанты. Вещества, повышающие выделение норадреналина, дофамина и серотонина (кокаин, амфетамины, никотин). Кофеин, теобромин и теофиллин как стимулирующие средства. Галлюциногены - серотонинергические, МДМА (3,4-метилендиоксиметамфетамин, или экстази), атропин, скополамин, фенциклидин, кетамин. Марихуана, гашиш, другие каннабиноиды. Летучие вещества, или ингалянты (нитриты, закись азота и др.). Механизм действия психотропных средств.

94. Физиологические механизмы эмоций (теории, гипотезы).Биологическая теория Ч. Дарвина. Теория Джеймса-Ланге Таламическая теория Кеннона-Барда Гипоталамическая, или лимбическая, теория эмоций Активационная теория Линдсли. Теория дифференциальных эмоций. Биологическая теория П.К. Анохина. Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова (1984, 1998); его представление о подкрепляющей, переключательной, компенсаторно-защитной и коммуникативной функциях эмоций. Представления о физиологических механизмах формирования эмоций в клинической медицине. Эмоции и стресс. Влияние новой коры на эмоциональную сферу.

95. Функциональные состояния мозга. Понятие о функциональных состояниях мозга. Комплексный, эргономический и психофизиологический подходы к определению «функциональное состояние». Закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма. Фазовые явления в коре больших полушарий. Методы диагностики функциональных состояний и возможность активного управления этим состоянием. Метод БОС, или биологической обратной связи.

96. Физиология сна.Сон как компонент циркадного ритма. Виды сна. Филогенетические аспекты сна. Феноменология сна. Энцефалографические корреляты сна. Стадии и фазы естественного сна человека. Потребность во сне. Функции медленного и быстрого (парадоксального) сна. Физиологические механизмы формирования сна - представления А. Моссо, З. Фрейда, И.П. Павлова, В. Гесса, Ф. Бремера, Дж. Моруцци, Х. Мэгуна, А. Борбели, Г. Шеперда и других авторов. Активные (о наличии центров сна), пассивные (о наличии центров бодрствования) и интегрирующие (П.К. Анохин) теории сна. Гуморальные теории сна (А. Пьерон, М. Жуве) Обобщающая концепция о механизмах формирования медленного и быстрого сна. Нарушения сна - инсомнии, гиперсомнии, парасомнии, сомнабулия. Современные представления о природе и функциональном значении сновидений и о возможности контроля их содержания.

97. Психофизиологическая характеристика памяти человека.Классификация видов памяти. Нейрологическая память. Энграмма. Врожденная и приобретенная (элементарная и сложная) память. Сложные виды приобретенной памяти - импринтинг, бессознательная и сознательная (двигательная, образная, эйдетическая, логическая, или вербальная, эмоциональная) память. Условнорефлекторная память. Взаимосвязь различных видов памяти. Произвольная и непроизвольная память. Процедурная и декларативная память. Сенсорная (иконическая, перцептивная), краткосрочная (оперативная) и долгосрочная (дол­говременная) память. Объем памяти. Феномены памяти.

98. Физиологические механизмы памяти.Методы исследования. Условный рефлекс и память. Основные концепции и гипотезы о процессах памяти. Нейроанатомия памяти. Концепция о временной организации памяти. Теория консолидации энграммы Д. Хебба и Р. Джерарда и представление о существовании иконической (сенсорной), краткосрочная и долгосрочной памяти. Гипотезы о механизмах долгосрочной памяти - синаптическая теория Д. Хебба и Р. Джерарда, биохимическая гипотеза Г. Хидена, гипотеза Г.А. Вартаняна, иммунологическая гипотеза И.П. Ашмарина. Критика биохимических теорий памяти и концепций о временной организации памяти. Концепция активной памяти Т.Н. Греченко и А.Н Лебедева Гипотеза о распределенности энграммы. Концепция множественности систем памяти. Нейронные модели памяти. Концепция частотной фильтрации. Нейронная модель памяти Е.Н. Соколова. Концепция А.Н. Лебедева (1998) о нейронных кодах памяти (нейронный ансамбль как единица памяти; емкость памяти; активная и пассивная память; основы научения и творчества). Системы управления и регуляции памяти (модулирующая роль моноаминергической и холинергической систем мозга). Приемы, способствующие лучшему запоминанию и воспроизведению информации. Развитие умений и навыков запоминания и воспроизведения у школьников. Фармакология памяти. Забывание. Виды нару­шений памяти у человека.

99. Типы высшей нервной деятельности (элементы дифференциальной психофизиологии). Учение о темпераменте. Теория И.П. Павлова о типах ВНД. Сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения как основа деления на типы ВНД. Общая характеристика основных типов ВНД. Человеческие, или частные, типы ВНД как физиологическая основа специальных задатков и способностей. Значение типа ВНД в деятельности человека и для поведения животных. Методы оценки типа ВНД у животных и человека в школе И.П. Павлова и современные подходы к оценке индивидуальных свойств нервной системы человека (силы нервных процессов, их подвижности, а также динамичности и лабильности нервной системы). Современные представления об индивидуально-психологических различиях человека (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Г. Айзенк, П.В. Симонов; А.И. Крупнов, В.Д. Мозговой, В.М. Русалов, М.В. Бодунов, В.С. Мерлин) и о свойствах нервной системы (Э.М. Казин, Г.А. Кураев) Формирование типа ВНД в онтогенезе. Роль генетических факторов и социальной среды в реализации природных задатков. Пластичность свойств ВНД. Разнообразие природных задатков и проблема дифференциального обучения и воспитания. Характер человека и тип ВНД. Типы характера. Методы оценки типа характера (Миннесотский личностный опросник, или MMPI, опросник Кеттела, другие опросники).