Тема 12. Моделирование как метод исследования процессов в туризме

Цель: Роль моделирования при проведении исследований в туристской отрасли

План:

12.1. Понятие моделирования

12.2. Статические модели

12.3. Динамические модели

Основные понятия: моделирование, статические модели, динамические модели

 

Моделирование — метод (или процесс) изучения свойств объек­тов посредством исследования соответствующих свойств их моде­лей.

Моделирование в туризме заключается в построении и изуче­нии специальных объектов (моделей), свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных про­цессов в туризме, т.е. основывается на исходных понятиях и опре­делениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследо­вании.

Моделирование содержит специальные понятия, которые со­ставляют начало методологических основ туризма. Концепция моделирования как теория отражения и познания составляет ос­нову процесса, к которому относятся подобие, эксперимент, ма­тематическая статистика, математическая логика, статические и динамические информационные модели. Это те предметные обла­сти туризма, которые подлежат исследованию методами модели­рования.

Статические модели описывают состояние системы турбизнеса в определенный момент времени, когда она находится в опреде­ленном состоянии, характеризуется составом элементов, значе­ниями их свойств, величиной и характером взаимодействия меж­ду элементами.

Динамические модели описывают процессы изменения и раз­вития систем турбизнеса, состояние которых изменяется во вре­мени, когда происходят процессы изменения и развития конк­ретной системы.

Модель одного из видов туристской деятельности может вклю­чать в себя:

- построение описательной информационной модели; создание формализованной модели;

- преобразование формализованной модели в компьютерную модель;

- проведение компьютерного эксперимента; анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели;

-решение о возможности использования модели в практичес­кой деятельности по

совершенствованию изучаемого процесса или явления.

Разработка модели в туризме начинается с построения ее про­филя, или так называемого каркаса. Поскольку моделей реально существующих способов туристской деятельности может быть вы­делено множество, возникает задача их упорядочивания и систе­матизации. Это ставит вопрос о необходимости вычленения свое­образных обобщенных метамоделей, которые следует рассматри­вать в качестве базовых моделей.

Метамодели туризма — это, во-первых, модели, которые мо­гут являться крупными подсистемами структуры этих областей знания. К ним могут быть отнесены: целостная (обобщенная) ха­рактеристика роли и места туризма в системе явлений социаль­ной действительности, его естественных и социальных начал, ос­новных форм и функций в обществе, специфики в связи с други­ми социальными явлениями, а также тенденции дальнейшего раз­вития его в обществе. Во-вторых, к метамоделям относятся: соот­ношение сил между национальными, ведомственными и терри­ториальными туристскими организациями; разработка и совер­шенствование целевых программ развития туризма в регионах; теория подготовки туристских кадров, в которую в качестве под­систем входят теоретическая, методическая и практическая под­готовка, прогнозирование, моделирование, профессиональный отбор.

Составными частями метамоделей могут быть: теория обеспе­чения туристских мероприятий (изменение экономического обес­печения туризма по отраслевым признакам и их отдельных эле­ментов); совершенствование материально-технической базы — инвентаря, туристских баз, кемпингов, транспортных средств, аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно- управленческой де­ятельности и ее элементов; изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования специалистов.

Эти подсистемы структуры туризма могут развиваться на уров­не метамоделей, например космического туризма, моделирова­ние которого относится к гипермоделям. К ним могут относиться: социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы туризма, менеджмент и маркетинг, экономика и право в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров, оздоровительные технологии и др.

Модель может предусматривать конструирование таких направ­лений, как социально-экономическая сущность туризма; факто­ры и механизмы повышения социальной эффективности туриз­ма; развитие профессионального мышления менеджеров и их пра­вовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.

Менеджмент и маркетинг в туризме может предусматривать проектирование модели, в которой главными компонентами кон­цептуальных положений являются: формирование целей и стра­тегического планирования; использование принципов, закономер­ностей, функций и методов, направленных на эффективность управления в финансовом менеджменте; организация маркетинга в регионах для развития туризма; совершенствование предприни­мательской деятельности; экономико-правовых отношений; ис­полнение законов в сфере туризма; знание форм и методов внешне­экономической деятельности.

При подготовке и переподготовке кадров в сфере туризма мо­дель может предусматривать такую последовательность построения: система туристского образования; конструирование содержания образования; модели специалиста; принципы и технология обуче­ния; активные методы контроля знаний и умений и изменения образованности; система послевузовского образования, уровневая структура и многообразие форм повышения квалификации.

Для оздоровительных мероприятий модель предусматривает про­ектирование механизмов и факторов восстановительного воздей­ствия на организм человека, а также технологию разработки и применения специальных программ. В целях улучшения здоровья людей различных половозрастных групп используются различные виды рекреации.

Модель туризма предусматривает также проектирование основ теории туризма, изучение закономерностей развития человека, возможностей и особенностей его совершенствования в разных формах и видах туризма (физическое воспитание, профессиональ­но-прикладная и лечебная физическая культура).

Выводы: Моделирование в туризме заключается в построении и изуче­нии специальных моделей, свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных про­цессов в туризме, т.е. основывается на исходных понятиях и опре­делениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследо­вании. Модель может предусматривать конструирование таких направ­лений, как социально-экономическая сущность туризма; факто­ры и механизмы повышения социальной эффективности туриз­ма; развитие профессионального мышления менеджеров и их пра­вовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.

Литература:

1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.

return false">ссылка скрыта

2. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.

3. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.

4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.

5. Рачков ПЛ.Науковедение. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 242 с.

 

Тема 13. Специфические методы исследования, используемые в туризме

(проблемная лекция)

Цель занятия: Ознакомить со специфическими методами исследования в туризме

План:

13.1. Метод аналитических док­ладных записок

13.2. Метод рангов

13.3. Количественные оценки факторов

Основные понятия: метод предпочтения, метод рангов, метод составления сценариев, метод «дерева целей»

При выявлении определенных явлений и тенденций на рынке услуг специалисты готовят отчеты, справки доклады, аналити­ческие записки. Например, с помощью метода аналитических док­ладных записок (аналитические экспертные оценки в форме док­ладной записки) эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития тур­предприятия.

Для выявления важности поставленных задач и их решений можно использовать метод предпочтения и метод рангов. При ис­пользовании этих методов эксперт присваивает номера возмож­ных вариантов в порядке предпочтения, поставив № 1 важному критерию, № 2 — менее важному. При использовании метода ран­гов эксперт располагает рассматриваемые варианты вдоль шкалы, имеющей определенное число делений (например, от 0 до 10). Варианты (способы) можно располагать в промежуточных точках между делениями или одному делению шкалы соотносить несколь­ко вариантов.

Наиболее известным и широко используемым является метод коллективной генерации идей и творческого решения проблем, кото­рым часто пользуется руководство. Одним из видов этого метода является метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», пред­ставляющий собой свободный, неструктурированный процесс ге­нерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спон­танно предлагаемых участниками.

Формы применения метода «мозгового штурма» могут быть разными. Например, руководитель на обычном заседании беседу­ет с сотрудниками, выявляет проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия, на состояние усло­вий труда. Для устранения недостатков создаются условия для сво­бодного и творческого высказывания менеджерами идей и пред­ложений без критики и оценки. Лучшие их варианты принимают­ся для реализации. Если обсуждение идей проходит в сложной обстановке, заседание целесообразно перенести.

Возможен и такой вариант, когда заседание проводится по так называемой круговой системе, а несколько специалистов осуществляют запись своих идей. Обменявшись записями, они поочеред­но вносят или дополняют их новыми идеями. В завершении каждая подгруппа составляет сводный перечень выдвинутых идей. Затем подводятся общие итоги о поделанной работе. Эта процедура повы­шает активность специалистов, предоставляет возможность участво­вать всем в обсуждении насущных проблем без «давления сверху», что, в конечном счете, позволяет генерировать новые идеи.

Определив первоочередную задачу турпредприятию, специа­листы рассматривают другие предложения. Участники дискуссии могут высказывать критические замечания по предлагаемым иде­ям, чтобы выявить слабые места каждой идеи, предложить пути их устранения с помощью консенсуса, определить пути к приме­нению других методов стимулирования творческой активности. В этом суть метода «мозговой атаки наоборот».

Для определения количественной оценки на основе интуиции или здравого смысла, когда требуется групповое обсуждение или взаимодействие, применяется метод мысленного группового анали­за реальной ситуации. Эксперты количественно оценивают про­гнозный «уровень качества» работы, например прогнозируемый уровень рентабельности предприятия. Составляется диаграмма рас­сеивания, в которой определяется средняя оценка рассматривае­мого вопроса, обозначаются так называемые движущие и сдер­живающие силы. Экспертам предлагается определить эти силы и записать свои мнения. Затем они определяют приоритеты в реше­нии выявленных проблем.

Популярным методом экспертных оценок является метод со­ставления сценариев. Сценарий как описание будущего составля­ется для прогноза определенного количества вариантов развития предприятия: оптимистического, пессимистического и среднего.

Составление сценария включает несколько направлений. Сна­чала осуществляют структурирование и формулирование вопроса на основе базовой информации: устанавливаются цели и задачи, согласовываются с исполнителями. Затем составляются группы сфер влияния, определяются критические среды бизнеса, оценивается их влияние на функционирование предприятия. Обязательной процедурой является установление непредвиденных факторов, которые могут негативно отразиться на развитии предприятия.

Разработчики сценария формируют и отбирают согласованные предположения, определяя возможное развитие сфер влияния предприятия, исходя из его реального состояния, всевозможных будущих изменений. Затем осуществляется сопоставление намеченных показателей будущего состояния сфер влияния с предпо­ложениями об их развитии.

Обязательно прогнозируются кризисные ситуации (природные, техногенные, военные), которые могут изменить направление деятельности предприятия, т.е. этот процесс может приобрести отрицательный (природные или техногенные катастрофы) или положительный (технические открытия, политическая стабиль­ность) характер.

В завершении исследования выявляются последствия прогно­зируемых мероприятий: сопоставляются стратегические пробле­мы предприятия (например, возможность роста за счет более широкого освоения рынка), уточняются выбранные варианты раз­вития среды, утверждается порядок принятия решений.

Сценарий подчиняется стратегической функции предприятия и разрабатывается в процессе долгосрочного планирования. Коли­чество продаж путевок через пять лет определить трудно, поэтому при составлении сценариев используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей.

Для принятия сценариев применяются экономико-математи­ческие метнариев используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей.

Для принятия сценариев применяются экономико-математи­ческие методы, моделирование, анализ перекрестного влияния, корреляционный анализ.

Для прогнозирования возможных направлений развития туризма применяется так называемый метод «дерева целей», который увя­зывает между собой перспективные цели и конкретные задачи. Цель высшего порядка соответствует вершине дерева, ниже рас­полагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обес­печивается достижение целей верхнего уровня.

В планировании и прогнозировании можно использовать мат­ричный метод как метод оценки позиции туристского предприятия на рын­ке, что позволяет принять решение о выборе одной из возможных стратегий: стратегия атаки при благоприятной позиции; страте­гия обороны при средней, неопределенной позиции; стратегия отступления при неблагоприятной позиции. Стратегическая мат­рица (графическая сетка) представляет собой пересечение коор­динат, отражающих величину двух факторов, характеризующих рыночную ситуацию и собственные возможности предприятия (конкурентоспособность).

Решения о поведении менеджеров на рынке принимаются на основе того, на какое поле (квадрант) матрицы, образованное комбинацией действия факторов, по своим параметрам попадает предприятие.

Количественные оценки факторов (стратегические индексы) определяют экспертным путем (в баллах) в зависимости от вели­чины и силы действия фактора.

Матричный метод прогнозирования в практике маркетинга применяется в сочетании со статистическими методами. Успеш­ность применения каждого метода зависит от его соответствия конкретной ситуации: цели прогнозирования, исходным данным, квалификации специалистов.

Выводы: При выявлении определенных явлений и тенденций на рынке услуг специалисты готовят отчеты, справки доклады, аналити­ческие записки. Для выявления важности поставленных задач и их решений можно использовать метод предпочтения и метод рангов. Для определения количественной оценки на основе интуиции или здравого смысла, когда требуется групповое обсуждение или взаимодействие, применяется метод мысленного группового анали­за реальной ситуации.

Литература:

1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.

2. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.

3. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.

4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.

5. Рачков ПЛ.Науковедение. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 242 с.