Тема 12. Моделирование как метод исследования процессов в туризме
Цель: Роль моделирования при проведении исследований в туристской отрасли
План:
12.1. Понятие моделирования
12.2. Статические модели
12.3. Динамические модели
Основные понятия: моделирование, статические модели, динамические модели
Моделирование — метод (или процесс) изучения свойств объектов посредством исследования соответствующих свойств их моделей.
Моделирование в туризме заключается в построении и изучении специальных объектов (моделей), свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных процессов в туризме, т.е. основывается на исходных понятиях и определениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследовании.
Моделирование содержит специальные понятия, которые составляют начало методологических основ туризма. Концепция моделирования как теория отражения и познания составляет основу процесса, к которому относятся подобие, эксперимент, математическая статистика, математическая логика, статические и динамические информационные модели. Это те предметные области туризма, которые подлежат исследованию методами моделирования.
Статические модели описывают состояние системы турбизнеса в определенный момент времени, когда она находится в определенном состоянии, характеризуется составом элементов, значениями их свойств, величиной и характером взаимодействия между элементами.
Динамические модели описывают процессы изменения и развития систем турбизнеса, состояние которых изменяется во времени, когда происходят процессы изменения и развития конкретной системы.
Модель одного из видов туристской деятельности может включать в себя:
- построение описательной информационной модели; создание формализованной модели;
- преобразование формализованной модели в компьютерную модель;
- проведение компьютерного эксперимента; анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели;
-решение о возможности использования модели в практической деятельности по
совершенствованию изучаемого процесса или явления.
Разработка модели в туризме начинается с построения ее профиля, или так называемого каркаса. Поскольку моделей реально существующих способов туристской деятельности может быть выделено множество, возникает задача их упорядочивания и систематизации. Это ставит вопрос о необходимости вычленения своеобразных обобщенных метамоделей, которые следует рассматривать в качестве базовых моделей.
Метамодели туризма — это, во-первых, модели, которые могут являться крупными подсистемами структуры этих областей знания. К ним могут быть отнесены: целостная (обобщенная) характеристика роли и места туризма в системе явлений социальной действительности, его естественных и социальных начал, основных форм и функций в обществе, специфики в связи с другими социальными явлениями, а также тенденции дальнейшего развития его в обществе. Во-вторых, к метамоделям относятся: соотношение сил между национальными, ведомственными и территориальными туристскими организациями; разработка и совершенствование целевых программ развития туризма в регионах; теория подготовки туристских кадров, в которую в качестве подсистем входят теоретическая, методическая и практическая подготовка, прогнозирование, моделирование, профессиональный отбор.
Составными частями метамоделей могут быть: теория обеспечения туристских мероприятий (изменение экономического обеспечения туризма по отраслевым признакам и их отдельных элементов); совершенствование материально-технической базы — инвентаря, туристских баз, кемпингов, транспортных средств, аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно- управленческой деятельности и ее элементов; изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования специалистов.
Эти подсистемы структуры туризма могут развиваться на уровне метамоделей, например космического туризма, моделирование которого относится к гипермоделям. К ним могут относиться: социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы туризма, менеджмент и маркетинг, экономика и право в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров, оздоровительные технологии и др.
Модель может предусматривать конструирование таких направлений, как социально-экономическая сущность туризма; факторы и механизмы повышения социальной эффективности туризма; развитие профессионального мышления менеджеров и их правовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.
Менеджмент и маркетинг в туризме может предусматривать проектирование модели, в которой главными компонентами концептуальных положений являются: формирование целей и стратегического планирования; использование принципов, закономерностей, функций и методов, направленных на эффективность управления в финансовом менеджменте; организация маркетинга в регионах для развития туризма; совершенствование предпринимательской деятельности; экономико-правовых отношений; исполнение законов в сфере туризма; знание форм и методов внешнеэкономической деятельности.
При подготовке и переподготовке кадров в сфере туризма модель может предусматривать такую последовательность построения: система туристского образования; конструирование содержания образования; модели специалиста; принципы и технология обучения; активные методы контроля знаний и умений и изменения образованности; система послевузовского образования, уровневая структура и многообразие форм повышения квалификации.
Для оздоровительных мероприятий модель предусматривает проектирование механизмов и факторов восстановительного воздействия на организм человека, а также технологию разработки и применения специальных программ. В целях улучшения здоровья людей различных половозрастных групп используются различные виды рекреации.
Модель туризма предусматривает также проектирование основ теории туризма, изучение закономерностей развития человека, возможностей и особенностей его совершенствования в разных формах и видах туризма (физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура).
Выводы: Моделирование в туризме заключается в построении и изучении специальных моделей, свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных процессов в туризме, т.е. основывается на исходных понятиях и определениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследовании. Модель может предусматривать конструирование таких направлений, как социально-экономическая сущность туризма; факторы и механизмы повышения социальной эффективности туризма; развитие профессионального мышления менеджеров и их правовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.
Литература:
1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.
return false">ссылка скрыта2. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.
3. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.
4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.
5. Рачков ПЛ.Науковедение. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 242 с.
Тема 13. Специфические методы исследования, используемые в туризме
(проблемная лекция)
Цель занятия: Ознакомить со специфическими методами исследования в туризме
План:
13.1. Метод аналитических докладных записок
13.2. Метод рангов
13.3. Количественные оценки факторов
Основные понятия: метод предпочтения, метод рангов, метод составления сценариев, метод «дерева целей»
При выявлении определенных явлений и тенденций на рынке услуг специалисты готовят отчеты, справки доклады, аналитические записки. Например, с помощью метода аналитических докладных записок (аналитические экспертные оценки в форме докладной записки) эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития турпредприятия.
Для выявления важности поставленных задач и их решений можно использовать метод предпочтения и метод рангов. При использовании этих методов эксперт присваивает номера возможных вариантов в порядке предпочтения, поставив № 1 важному критерию, № 2 — менее важному. При использовании метода рангов эксперт располагает рассматриваемые варианты вдоль шкалы, имеющей определенное число делений (например, от 0 до 10). Варианты (способы) можно располагать в промежуточных точках между делениями или одному делению шкалы соотносить несколько вариантов.
Наиболее известным и широко используемым является метод коллективной генерации идей и творческого решения проблем, которым часто пользуется руководство. Одним из видов этого метода является метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», представляющий собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками.
Формы применения метода «мозгового штурма» могут быть разными. Например, руководитель на обычном заседании беседует с сотрудниками, выявляет проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия, на состояние условий труда. Для устранения недостатков создаются условия для свободного и творческого высказывания менеджерами идей и предложений без критики и оценки. Лучшие их варианты принимаются для реализации. Если обсуждение идей проходит в сложной обстановке, заседание целесообразно перенести.
Возможен и такой вариант, когда заседание проводится по так называемой круговой системе, а несколько специалистов осуществляют запись своих идей. Обменявшись записями, они поочередно вносят или дополняют их новыми идеями. В завершении каждая подгруппа составляет сводный перечень выдвинутых идей. Затем подводятся общие итоги о поделанной работе. Эта процедура повышает активность специалистов, предоставляет возможность участвовать всем в обсуждении насущных проблем без «давления сверху», что, в конечном счете, позволяет генерировать новые идеи.
Определив первоочередную задачу турпредприятию, специалисты рассматривают другие предложения. Участники дискуссии могут высказывать критические замечания по предлагаемым идеям, чтобы выявить слабые места каждой идеи, предложить пути их устранения с помощью консенсуса, определить пути к применению других методов стимулирования творческой активности. В этом суть метода «мозговой атаки наоборот».
Для определения количественной оценки на основе интуиции или здравого смысла, когда требуется групповое обсуждение или взаимодействие, применяется метод мысленного группового анализа реальной ситуации. Эксперты количественно оценивают прогнозный «уровень качества» работы, например прогнозируемый уровень рентабельности предприятия. Составляется диаграмма рассеивания, в которой определяется средняя оценка рассматриваемого вопроса, обозначаются так называемые движущие и сдерживающие силы. Экспертам предлагается определить эти силы и записать свои мнения. Затем они определяют приоритеты в решении выявленных проблем.
Популярным методом экспертных оценок является метод составления сценариев. Сценарий как описание будущего составляется для прогноза определенного количества вариантов развития предприятия: оптимистического, пессимистического и среднего.
Составление сценария включает несколько направлений. Сначала осуществляют структурирование и формулирование вопроса на основе базовой информации: устанавливаются цели и задачи, согласовываются с исполнителями. Затем составляются группы сфер влияния, определяются критические среды бизнеса, оценивается их влияние на функционирование предприятия. Обязательной процедурой является установление непредвиденных факторов, которые могут негативно отразиться на развитии предприятия.
Разработчики сценария формируют и отбирают согласованные предположения, определяя возможное развитие сфер влияния предприятия, исходя из его реального состояния, всевозможных будущих изменений. Затем осуществляется сопоставление намеченных показателей будущего состояния сфер влияния с предположениями об их развитии.
Обязательно прогнозируются кризисные ситуации (природные, техногенные, военные), которые могут изменить направление деятельности предприятия, т.е. этот процесс может приобрести отрицательный (природные или техногенные катастрофы) или положительный (технические открытия, политическая стабильность) характер.
В завершении исследования выявляются последствия прогнозируемых мероприятий: сопоставляются стратегические проблемы предприятия (например, возможность роста за счет более широкого освоения рынка), уточняются выбранные варианты развития среды, утверждается порядок принятия решений.
Сценарий подчиняется стратегической функции предприятия и разрабатывается в процессе долгосрочного планирования. Количество продаж путевок через пять лет определить трудно, поэтому при составлении сценариев используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей.
Для принятия сценариев применяются экономико-математические метнариев используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей.
Для принятия сценариев применяются экономико-математические методы, моделирование, анализ перекрестного влияния, корреляционный анализ.
Для прогнозирования возможных направлений развития туризма применяется так называемый метод «дерева целей», который увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи. Цель высшего порядка соответствует вершине дерева, ниже располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.
В планировании и прогнозировании можно использовать матричный метод как метод оценки позиции туристского предприятия на рынке, что позволяет принять решение о выборе одной из возможных стратегий: стратегия атаки при благоприятной позиции; стратегия обороны при средней, неопределенной позиции; стратегия отступления при неблагоприятной позиции. Стратегическая матрица (графическая сетка) представляет собой пересечение координат, отражающих величину двух факторов, характеризующих рыночную ситуацию и собственные возможности предприятия (конкурентоспособность).
Решения о поведении менеджеров на рынке принимаются на основе того, на какое поле (квадрант) матрицы, образованное комбинацией действия факторов, по своим параметрам попадает предприятие.
Количественные оценки факторов (стратегические индексы) определяют экспертным путем (в баллах) в зависимости от величины и силы действия фактора.
Матричный метод прогнозирования в практике маркетинга применяется в сочетании со статистическими методами. Успешность применения каждого метода зависит от его соответствия конкретной ситуации: цели прогнозирования, исходным данным, квалификации специалистов.
Выводы: При выявлении определенных явлений и тенденций на рынке услуг специалисты готовят отчеты, справки доклады, аналитические записки. Для выявления важности поставленных задач и их решений можно использовать метод предпочтения и метод рангов. Для определения количественной оценки на основе интуиции или здравого смысла, когда требуется групповое обсуждение или взаимодействие, применяется метод мысленного группового анализа реальной ситуации.
Литература:
1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.
2. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.
3. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.
4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.
5. Рачков ПЛ.Науковедение. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 242 с.