Порядок выполнения работы
1. Получить вариант задания у преподавателя.
2. Выбрать исходные и нормативно-справочные данные, необходимые для выполнения расчетов в соответствии с полученным вариантом (табл.3.10 и 3.11).
3. Произвести расчет положения центра масс относительно оси переднего и заднего моста для автомобиля без груза и с грузом: (см. пример решения)
– Определить расстояние от центра массы самого автомобиля до передней (a0) и задней (b0) оси, пользуясь формулами (3.1.) и (3.2.).
– Определить расстояние от центра массы груза до передней (a) и задней (В) оси, пользуясь формулами (3.3.) и (3.4.).
– Найти высоту центра тяжести груза автомобиля (hцт) в загруженном состоянии по формуле (3.5.).
– Рассчитать коэффициент сцепной массы (К) для заднеприводного (формула (3.6.)) или полноприводного (формула (3.8.)) автомобиля.
4. Все рассчитанные данные занести в таблицу 3.7.
Таблица 3.7
Результаты расчетов
Расстояние от центра тяжести самого а/м до передней и задней оси | Расстояние от центра тяжести груза до передней и задней оси | Высота центра тяжести а/м в загруженном состоянии hцт | Коэффициент сцепной массы К | ||
a0 | b0 | a | В | ||
Построить 2 графика:
1. Зависимость коэффициента сцепной массы от степени загрузки.
2. Зависимость перемещения центра тяжести автомобиля от степени загрузки.
Для построения первого графика используются значения массы перевозимого груза (табл.3.11) и коэффициента сцепной массы К (табл. 3.7.). Каждое из этих чисел принимаем за 100%.
Затем вычисляем соответствующий степени загрузки а/м процент от этих чисел, т.е. 20%, 40%, 60% и 80%. Результаты заносятся в таблицу 3.8.
По данным таблицы 3.8. строится график зависимости коэффициента сцепной массы от степени загрузки.
Таблица 3.8
Результаты расчетов
Степень загрузки а/м, % | |||||
Масса перевозимого груза, кг | |||||
Коэффициент сцепной массы, К |
Для построения второго графика используются значения массы перевозимого груза (табл.3.11), расстояние от центра тяжести груза до задней оси и расстояние пройденное центром тяжести от h0 до hцт, т.е. hцт – h0. Каждое из этих чисел принимаем за 100%.
Затем вычисляем соответствующий степени загрузки а/м процент от этих чисел, т.е. 20%, 40%, 60% и 80%. Результаты заносятся в таблицу 3.9.
Используя полученные в таблице 3.9. данные, рассчитать расстояние, на которое сместился центр тяжести груза при увеличении нагрузки(l):
(3.9)
По данным таблицы 3.9. строиться график зависимости расстояние, на которое сместился центр тяжести груза при увеличении нагрузки от степени загрузки.
Таблица 3.9
Результаты расчета
Степень загрузки а/м, % | |||||
Масса перевозимого груза, кг | |||||
Расстояние от центра тяжести груза до задней оси, мм, В | |||||
Расстояние смещения центра тяжести от h0 до hцт, т.е. hцт -h0 | |||||
Расстояние, на которое сместился центр тяжести груза при увеличении нагрузки, мм, l |
Таблица 3.10
Нормативно-справочные данные для выполнения расчетов
Марка а/м | База а/м, мм | Масса а/м без груза (с грузом), кг | Нагрузка на переднюю ось без груза (с грузом), кг | Нагрузка на заднюю ось без груза (с грузом), кг | Масса перевозимого груза, кг |
ГАЗ – 53-12 | (7850) | (1875) | (5975) | ||
МАЗ – 53371 | (16000) | (6000) | (10000) | ||
КамАЗ – 5320 | (15305) | (4375) | (10930) | ||
УАЗ – 3303 | (2610) | (1200) | (1410) | ||
МАЗ – 5551 | (16230) | (5980) | (10250) |
Окончание табл. 3.10
ЗИЛ – 431410 | (10400) | (2510) | (7890) | ||
КамАЗ – 5315 | (16000) | (6000) | (10000) | ||
ГАЗ – 66-11 | (5770) | (2715) | (3055) | ||
Урал – 5557 | (16300) | (4306) | (11994) | ||
ГАЗ – 3307 | (7850) | (1875) | (5975) | ||
ЗИЛ – 433100 | (11725) | (3725) | (8000) | ||
МАЗ – 53362 | (16380) | (6380) | (10000) | ||
ЗИЛ - ММЗ – 4502 | (10850) | (2850) | (8000) | ||
КрАЗ – 260 | (21475) | (6320) | (15155) | ||
КамАЗ – 55102 | (15630) | (4500) | (11130) |
Таблица 3.11
Варианты заданий для выполнения расчетов
№ варианта | Марка автомобиля | Расстояние от оси заднего моста до центра тяжести груза, мм, bгр | Высота центра тяжести груза , мм, hгр | Тип привода |
ГАЗ – 53-12 | заднеприводный | |||
МАЗ – 53371 | 622,5 | заднеприводный | ||
КамАЗ – 5320 | заднеприводный | |||
УАЗ – 3303 | полноприводный | |||
МАЗ – 5551 | заднеприводный | |||
ЗИЛ – 431410 | заднеприводный | |||
КамАЗ – 5315 | заднеприводный | |||
ГАЗ – 66-11 | 340,5 | полноприводный |
Окончание табл.3.11
Урал – 5557 | полноприводный | |||
ГАЗ – 3307 | заднеприводный | |||
ЗИЛ – 433100 | заднеприводный | |||
МАЗ – 53362 | заднеприводный | |||
ЗИЛ - 4502 | заднеприводный | |||
КрАЗ – 260 | полноприводный | |||
КамАЗ – 5510 | 222,5 | заднеприводный |
Контрольные вопросы
1. Основных параметров АТС регламентируются документами?
2. На сколько групп согласно «Инструкции…» все дорожные автомобили в зависимости от осевой массы (т.е. массы, приходящейся на ось) подразделяются?
3. Как определяется коэффициента сцепной массы для заднеприводных автомобилей?
4. Предельные габариты дорожных АТС?
5. Чем обусловлены ограничения осевых нагрузок и полной массы автотранспортных средств?
6. Какое значение при эксплуатации автомобилей имеет распределение масс и нагрузки по осям, а также положение центра масс относительно осей и поверхности дороги?
7. Что называется коэффициентом сцепной массы?
8. Как определяется расстояния от центра масс самого автомобиля соответственно до переднего и заднего моста (тележки)?
9. Как найти положение центра масс относительно передней оси?