Порядок выполнения лабораторной работы

 

1. Получить вариант задания у преподавателя.

2. Выбрать нормативно-справочные (Приложение) и исходные данные (табл.2.1.; 2.2.; 2.3.), необходимые для выполнения расчетов в соответствии с полученным вариантом.

3. Выполнив расчеты по формулам, найти: (см. пример решения)

- начальную скорость при установившемся торможенииV0уст (формула 5);

- отрезок пути, пройденный за время срабатывания тормозных механизмов Sтс (формула 2.3.);

- отрезок пути, пройденный за время нарастания усилия на тормозной механизм Sтн (формула 2.4.);

- отрезок пути, за время установившегося ускоренияSт.уст (формула 6);

- сумму всего пути пройденного с начала срабатывания тормозных механизмов до полной остановки SТ (формула 2.2.);

- времени установившегося замедленияtуст (формула 2.7.).

(2.7.)

где: DV0 уст. – начальная скорость при установившемся торможении.

 

 

3. Все рассчитанные данные занести в таблицу 2.4.

 

Таблица 2.4

Результаты расчетов

 

Начальная скорость при установившемся торможении V0уст Отрезки пути Сумма пути Время установившегося замедленияtуст
Sтс Sтн Sт.уст SТ
           

 

4. Построить 2 графика:

- тормозную диаграмму;

- путь, пройденный автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки.

Для построения первого графика используются значения времени tрв=0,8; tс, tн (табл. 3), tуст (табл.2.4.), значения ускорения рабочей тормозной системы jуст (табл.2.2.)и значения скорости V0уст (табл.2.4.). Значения скорости V и ускорения j отложить на оси у, значение времени t на оси х. (см. рис.2. 2.).

а) значения времени откладываются не зависимо друг от друга, т.е. каждое последующее (новое) время начинается не с начала координат, а с того места, где закончилось предыдущее время. В итоге на оси должна получится вся сумма времени, необходимая для полной остановки а/м;

б) значение ускорения начинает нарастать после времени срабатывания тормозного механизма, до момента, когда оно станет постоянным, и будет оставаться им до тех пор, пока не начнется растормаживание фрикционных элементов. Далее ускорение падает до нуля.

в) на диаграмму для лучшей иллюстративности наносится зависимость скорости V от времени t.

Для построения второго графика используются значения пути Sтс, Sтн,Sт.уст (табл.2.4.) и значения времени tрв=0,8; tс, tн (табл.2.3.), tуст (табл.2. 4.). Значения пути отложить на оси у, а значения времени на оси х. (см. рис. 3).

а) значения времени откладываются не зависимо друг от друга, т.е. каждое последующее (новое) время начинается не с начала координат, а с того места, где закончилось предыдущее время. В итоге на оси должна получится вся сумма времени, необходимая для полной остановки а/м;

б) значения пути откладываются аналогично времени, т.е. каждый новый отрезок пути начинается с конца предыдущего пути. На оси должна получится вся сумма пути, необходимая для полной остановки а/м.

Расчетная работа выполняется по вариантам на основании данных, которые представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Нормативно-справочные данные для выполнения расчетов

№ варианта Марка автомобиля Полная масса а/м Тип привода тормозного механизма
ГАЗ – 53-12 с гидроприводом
МАЗ – 53371 с пневмоприводом
КамАЗ – 5320 с пневмоприводом
УАЗ – 3303 с гидроприводом
МАЗ – 5551 с пневмоприводом
ЗИЛ – 431410 с гидроприводом
КамАЗ – 5315 с пневмоприводом
ГАЗ – 66-11 с пневмоприводом
Урал – 5557 с пневмоприводом
ГАЗ – 3307 с гидроприводом
ЗИЛ – 433100 с гидроприводом
МАЗ – 53362 с пневмоприводом
ЗИЛ - ММЗ – 4502 с гидроприводом
КрАЗ – 260 с пневмоприводом
КамАЗ – 55102 с пневмоприводом

 

Контрольные вопросы

1. Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля с целью уменьшения его скорости или удержания неподвижным относительно дороги – это…

а) торможение;

б) замедление;

в) тормозной режим;

г) тормозные свойства.

2. Что называется полным торможением?

а) если конечная скорость при торможении почти равна нулю;

б) если конечная скорость при торможении равна нулю;

в) максимально быстрая остановка;

г) торможение, совершаемое с целью предотвратить ДТП.

3. Совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении на различных дорогах в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклоном – это…

а) тормозные свойства;

б) торможение;

в) замедление;

г) тормозной режим.

4. Время растормаживания – …

а) tв.р;

б) tр;

в) tр;

г) jр.

5. Тормозной режим – это…

а) процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля с целью уменьшения его скорости или удержания неподвижным относительно дороги;

б) режим, при котором ко всем или нескольким колесам подводятся тормозные моменты;

в) совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении на различных дорогах в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклоном;

г) оценочные показатели эффективности.

6. Время установившегося замедления – …

а) tн;

б) tуст;

в) tуст;

г) jуст.

7. Время реакции водителя – …

а) tвод;

б) tрв;

в) tрв;

г) jх.

8. Торможение – это…

а) процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля с целью уменьшения его скорости или удержания неподвижным относительно дороги;

б) совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении на различных дорогах в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклоном;

в) режим, при котором ко всем или нескольким колесам подводятся тормозные моменты;

г) оценочные показатели эффективности.

9. Что называется экстренным торможением?

а) если конечная скорость при торможении почти равна нулю;

б) если конечная скорость при торможении равна нулю;

в) максимально быстрая остановка;

г) торможение, совершаемое с целью предотвратить ДТП.

10. Время нарастания замедления – …

а) tзам;

б) tн;

в) tн;

г) jз.н..

11. Тормозные свойства – это…

а) процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля с целью уменьшения его скорости или удержания неподвижным относительно дороги;

б) режим, при котором ко всем или нескольким колесам подводятся тормозные моменты;

в) оценочные показатели эффективности;

г) совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении на различных дорогах в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклоном.

12. Что называется частичным торможением?

а) если конечная скорость при торможении почти равна нулю;

б) если конечная скорость при торможении равна нулю;

в) максимально быстрая остановка;

г) если конечная скорость при торможении не равна нулю.