Критерии оценки знаний и практических навыков студентов
Оценка «отлично», «зачтено»
§ Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам дисциплины, а также по основным вопросам, выходящим за пределы учебной программы;
§ точное использование научной терминологии систематически грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы;
§ безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке научных и практических задач;
§ выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы и нестандартные ситуации;
§ полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по дисциплине;
§ умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях дисциплины и давать им критическую оценку, используя научные достижения других дисциплин;
§ творческая самостоятельная работа на практических/семинарских/лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий;
§ высокий уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «хорошо», «зачтено»
§ Достаточно полные и систематизированные знания по дисциплине;
§ умение ориентироваться в основном теориях, концепциях и направлениях дисциплины и давать им критическую оценку;
§ использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
§ владение инструментарием по дисциплине, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
§ усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по дисциплине;
§ самостоятельная работа на практических занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий;
§ средний уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «удовлетворительно», «зачтено»:
§ Достаточный минимальный объем знаний по дисциплине;
§ усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой;
§ умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплине и давать им оценку;
§ использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
§ владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении типовых задач;
§ умение под руководством преподавателя решать стандартные задачи;
§ работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий;
§ достаточный минимальный уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «неудовлетворительно», «незачтено»:
§ Фрагментарные знания по дисциплине;
§ отказ от ответа (выполнения письменной работы);
§ знание отдельных источников, рекомендованных учебной программой по дисциплине;
§ неумение использовать научную терминологию;
§ наличие грубых ошибок;
§ низкий уровень культуры исполнения заданий;
§ низкий уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Приложение 1
Вопросы для самоконтроля
Тема 1.Понятие «новая история» и проблема периодизации истории.
1. Понятие «новая история».
2. Проблема периодизации.
Тема 2. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Европы в XVII – XVIII вв.
1. Общество и экономика в раннее Новое время.
2. Государство в раннее Новое время.
Тема 3. Английская революция XVII в.
1. Англия в первой половине XVII в. Предпосылки революции.
2. Английская революция 1640-1660-х гг. и ее историческое значение.
3. Реставрация и «Славная революция».
Тема 4. Война за независимость и образование США.
1. Колонизация Северной Америки.
2. Конфликт между британскими колониями и метрополией.
3. Война за независимость.
4. Принятие Конституции и Билля о правах.
Тема 5. Развитие общественно-политической мысли Европы XVII – XVIII вв. Просвещение.
1. Научная революция XVII в.
2. Теоретические взгляды просветителей.
Тема 6. Французская революция конца XVIII в.
1. Франция накануне революции.
2. Выборы в Генеральные штаты и крушение Старого порядка.
3. Начало революции. Падение монархии. Революционные преобразования (14 июля 1789 г. – 3 сентября 1791 г.).
4. Период конституционной монархии (3 сентября 1791 г. – 10 августа 1792 г.).
5. Установление республики. Жирондисты у власти.
6. Якобинская диктатура. Конституция 1793 г.
7. Франция после переворота (июль 1794 г. – ноябрь 1799 г.). Конституция 1795 г. Директория.
8. Итоги и историческое значение Французской революции конца XVIII в.
Тема 7. Франция в годы консульства и Первой империи (1799-1814).
1. Становление и укрепление режима личной власти. Конституция VIII (1799) года.
2. Первая империя во Франции.
3. Социально-экономическое развитие Франции.
4. Наполеоновские войны и падение Империи.
5. Итоги правления Наполеона I.
Тема 8. Англия в XVIII – первой половине XIX в.
1. Социально-экономическое развитие в первой половине XVIII в.
2. Политическое развитие.
3. Начальный этап Промышленной революции (1760-1780-е гг.).
4. Правление Георга III (1760-1780-е гг.).
5. Англия в первой половине XIX в.
Тема 9. Революционный кризис в Европе 1848-1849 гг.
1. Общая характеристика революционного движения.
2. Особенности революций в отдельных европейских странах.
3. Итоги и значение европейских революций 1848-1849 гг.
Тема 10. США в середине и второй половине XIX в.
1. Развитие США в первой половине XIX в. Складывание революционной ситуации
2. Гражданская война 1861-1865 гг.
3. Реконструкция Юга.
Приложение 2
Тест
1. Экономическая политика периода раннего капитализма, выражавшаяся в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь страны?
(!) меркантилизм
(?) фритредерство
(?) протекционизм
(?) покровительство сельскому хозяйству
2. Форма феодального государства в Западной Европе, при которой монарху принадлежит неограниченная власть?
(!) абсолютизм
(?) тоталитаризм
(?) авторитаризм
(?) самодержавие
3. Комплекс феодальной земельной собственности и связанных с нею прав, которыми пользовались дворяне по отношению к крестьянам – держателям участков?
(!) сеньория
(?) поместье
(?) вотчина
(?) надел
4. Экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции?
(!) протекционизм
(?) фритредерство
(?) меркантилизм
(?) промышленная революция
5. Социальная группа феодального общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями?
(!) сословие
(?) класс
(?) секта
(?) клан
6. Представители первой научной школы в области экономики второй половины XVIII в. во Франции, перенесшие центр тяжести из сферы обращения и торговли в сферу производства (прежде всего, сельского хозяйства)?
(!) физиократы
(?) меркантилисты
(?) протекционисты
(?) просветители
7. Теория происхождения государства, согласно которой государство возникло в результате договора между людьми, заключенного в глубокой древности?
(!) общественный договор
(?) суверенитет
(?) правовое государство
(?) гражданское общество
8. Одна из главных черт идеологии философов-просветителей?
(!) отрицательное отношение к тотальному влиянию церкви на жизнь общества
(?) признание средневекового устройства общества идеальным
(?) желание установить всеобщее имущественное равенство
(?) убеждение в необходимости ликвидации всех монархий революционным путем
9. Понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, якобы вытекающих из природы человека и независимых от конкретных социальных условий и государства?
(!) естественное право
(?) гражданское общество
(?) общественный договор
(?) правовое государство
10. Характерный признак политики просвещенного абсолютизма?
(!) содействие распространению образования
(?) изъятие части дворянских земель в пользу крестьян
(?) укрепление сословных перегородок в обществе
(?) введение конституции
11. Крупный землевладелец в Англии?
(!) лендлорд
(?) сеньор
(?) фермер
(?) помещик
12. Первая гражданская война в Англии?
(!) 1642-1646
(?) 1640-1642
(?) 1653-1658
(?) 1660-1688
13. Высшее сословно-представительное учреждение во Франции в 1302-1789 гг., состоящее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия?
(!) генеральные штаты
(?) кортесы
(?) парламент
(?) ландтаг
14. Почему у населения британских колоний в Америке вызвал недовольство Акт о гербовом сборе 1765 г.?
(!) он вводил налоги без представительства колоний в английском парламенте
(?) он блокировал торговлю в портах колоний
(?) он запрещал занимать фермерам новые земли
(?) он ограничивал производство товаров в колониях
15. Чем знамениты «сентябрьские дни» 1792 г. в Париже?
(!) первые массовые расправы в Париже
(?) суд и казнь короля
(?) бегство короля из Парижа и его задержание в Варенне
(?) расстрел на Марсовом поле
16. Одна из основных реформ Долгого парламента?
(!) принятие «Великой ремонстрации»
(?) установление фактической свободы печати
(?) принятие Хабеас корпус акта
(?) введение конституции
17. Тори-колонисты, сторонники метрополии во время Войны за независимость в США?
(!) лоялисты
(?) индепенденты
(?) роялисты
(?) кавалеры
18. Провозглашение Республики во Франции?
(!) 1792 г.
(?) 1794 г.
(?) 1789 г.
(?) 1796 г.
19. Протекторат О. Кромвеля?
(!) 1653-1658
(?) 1642-1646
(?) 1658-1660
(?) 1649-1653
20. Соляной налог во Франции, введенный в XIV в. Вплоть до своей отмены в 1790 г. вызывал многочисленные народные волнения?
(!) габель
(?) шампар
(?) талья
(?) баналитеты
21. Захват фермерами свободных земель на Западе США в XVII – XVIII вв.?
(!) скваттерство
(?) гомстед
(?) резервация
(?) эвакуация
22. Что являлось основой политики якобинцев?
(!) революционный террор
(?) предоставление исключительных привилегий дворянству
(?) введение широких демократических свобод
(?) предоставление права автономного управления местным органам власти
23. Имя английского короля, казненного в 1649 г. по решению специального трибунала?
(!) Карл 1
(?) Яков 1
(?) Карл II
(?) Людовик XVI
24. Версальский мир. Признание независимости США?
(!) 1783 г.
(?) 1776 г.
(?) 1787 г.
(?) 1804 г.
25. Приверженцы монархии Бурбонов во время Французской революции, а в более широком значении – синоним монархистов вообще?
(!) роялисты
(?) клерикалы
(?) лоялисты
(?) фельяны
26. Протестанты, не довольствовавшиеся половинчатой, незавершенной реформацией в Англии и настаивавшие на дальнейшем «очищении» церкви от старых католических обрядов?
(!) пуритане
(?) янсенисты
(?) гугеноты
Кальвинисты
27. Автор Декларации независимости США?
(!) Т. Джефферсон
(?) Дж. Вашингтон
(?) Т. Пэйн
(?) Б. Франклин
28. Термидорианский переворот во Франции?
(!) 1794 г.
(?) 1799 г.
(?) 1789 г.
(?) 1796 г.
29. Почему Война за независимость американских колоний считается буржуазной революцией?
(!) поскольку был провозглашен принцип народного суверенитета как основы государственного устройства
(?) так как было отменено рабство негров
(?) так как было введено всеобщее избирательное право
(?) так как в колониях было отменено крепостное право
30. Война английских колоний в Северной Америке за независимость?
(!) 1775-1783 гг.
(?) 1701-1714 гг.
(?) 1799-1804 гг.
(?) 1776-1783 гг.
31. Принудительное (безвозмездное или оплачиваемое) лишение собственности одного общественного класса другим?
(!) экспроприация
(?) секвестр
(?) секуляризация
(?) эгалитаризм
32. Характерная особенность, присущая промышленному перевороту в континентальной Европе в отличие от Англии?
(!) форсирование процесса модернизации государством
(?) незначительная зависимость от внешних кредитов и иностранных капиталов
(?) постепенное вырастание новых институтов из традиционных отношений и связей
(?) аграрная революция предшествует промышленной
33. Из перечисленных ниже отметьте отличительную черту консервативной идеологии?
(!) признание необходимости определенных улучшений и реформ, но при непременном сохранении основ существующего порядка
(?) преемственность идей французских просветителей
(?) стремление ликвидировать все политические свободы
(?) реформы не должны нарушать традиционные устои
34. Из перечисленных ниже отметьте отличительную черту либеральной идеологии?
(!) безусловное признание принципа разделения властей
(?) критика идей французских просветителей
(?) допущение революционных преобразований при неудаче реформ
(?) отказ от решения внешнеполитических вопросов путем применения силы
35. В чем К. Маркс и Ф. Энгельс видели основное противоречие капитализма?
(!) собственность на средства производства у ограниченного круга людей, а само производство носит общественный характер
(?) постоянное обогащение буржуазии и обнищание рабочих
(?) рабочие производят основные материальные блага, а политической властью обладает ограниченный круг людей
(?) основным противоречием являются кризисы перепроизводства
36. Одно из предпочтительных средств достижения своих общественных идеалов, выдвинутое рядом социалистов первой половины XIX в.?
(!) помощь демократически преобразованного государства или государственные реформы
(?) стихийный бунт угнетенных масс
(?) массовые акции гражданского неповиновения
(?) вооруженное восстание, подготовленное политическим партиями
37. Характерная особенность промышленного переворота в США?
(!) широкое использование европейских технических и научных достижений
(?) опора исключительно на внутренние финансовые ресурсы страны с широким привлечением государственных средств
(?) одновременное осуществление промышленного переворота на всей территории страны
(?) наличие свободных западных земель стимулировало развитие промышленного переворота
38. Отмена рабства в США?
(!) 1863 г.
(?) 1851 г.
(?) 1860 г.
(?) 1865 г.
39. Выделите основное положение акта о гомстедах?
(!) раздача государством земли участками по 160 акров всем желающим за чисто символическую плату
(?) продажа свободных земель на Западе крупными участками всем желающим
(?) аукционная продажа западных земель мелкими участками
(?) предоставление неграм небольших земельных участков из фонда земель, образовавшегося в результате конфискации имущества мятежников-южан
41. Реконструкция Юга включала в себя?
(!) превращение негров в мелких арендаторов-издольщиков
(?) полную конфискацию земельной собственности плантаторов-рабовладельцев
(?) массовое превращение негров в промышленных рабочих
(?) сохранение рабского труда в ряде плантаторских хозяйств Юга
42. Реконструкция Юга США?
(!) 1865-1877 гг.
(?) 1861-1865 гг.
(?) 1836-1848 гг.
(?) 1868-1874 гг.
43. Орган сословного представительства в Пруссии?
(!) ландтаг
(?) парламент
(?) кортесы
(?) рейхстаг
44. Крупные немецкие землевладельцы дворянского происхождения, пользовавшиеся вплоть до середины XIX в. безраздельной властью в своих поместьях и государстве в целом?
(!) юнкеры
(?) лендлорды
(?) сеньоры
(?) курфюрсты
45. В чем состояла специфика процесса объединения в Германии?
(!) объединение страны в основном в ходе серии захватнических войн
(?) наличие реальной возможности объединения страны как «снизу», так и «сверху»
(?) объединение страны исключительно дипломатическим путем
(?) объединение страны в ходе национально-освободительных войн и добровольного присоединения германских государств к Пруссии
46. Чем знаменит О. фон Бисмарк?
(!) был первым в истории канцлером Германской империи
(?) смог провести объединение Германии, практически избежав кровопролития
(?) был президентом Пруссии
(?) был президентом Германии
47. Выделите пункт, входивший во Франкфуртский мирный договор, завершивший франко-прусскую войну?
(!) передача Эльзаса и Лотарингии Германии
(?) передача Эльзаса и Лотарингии Франции
(?) вывод всех германских войск с территории Франции
(?) выплата Германией крупной контрибуции Франции
48. Объединение Германии?
(!) 1864-1871 гг.
(?) 1859-1870 гг.
(?) 1865-1877 гг.
(?) 1852-1870 гг.
49. Члены итальянского тайного общества, боровшиеся за национальное освобождение и конституционный строй?
(!) карбонарии
(?) масоны
(?) индепенденты
(?) лоялисты
50. Название национально-освободительного движения итальянского народа против иноземного господства и в пользу государственного объединения?
(!) Рисорджименто
(?) аболиционизм
(?) Реконкиста
(?) Ренессанс
Приложение 3