Рококо в россии

 

В Россию рококо пришло в период правления Елизаветы Петровны и повлияло, прежде всего, на декоративно-прикладное искусство. Для русской мебели елизаветинского рококо были характерны причудливо изогнутые спинки, ножки, столешницы и стенки, а в их декоре - обилие завитков с "проросшими" из них цветами и листьями, раковины с волнистыми изогнутыми или изорванными краями. Поскольку характерный для барокко дуб был для этого непригоден, он был заменен на мягкую липу или березу. В декоре мебели становится популярна роспись по белому или светлому цветному левкасу или цветным лакам, которая скрывает естественный цвет и фактуру дерева, чаще используется инкрустация столешниц, бюро и створок шкафов.

После смерти Елизаветы Петровны стиль рококо вышел из моды, однако в XIX веке в рамках историзма вновь получил развитие и стал называться "вторым" рококо, сохранив свою популярность на протяжении почти целого столетия, а затем гармонично перекочевал в XX век в образе "третьего" рококо.

 

Белая гостиная императрицы Александры Федоровны. Зимний дворец

 

Европейская мебель в стиле Нео рококо появляется в России в 1830х годах, но в основном, в исполнении французских мастеров. Вскоре российские мастера тоже осваивают новый стиль и уже в начале 1840х появляется русская мебель в стиле "второго" рококо. Популярность изящных и прихотливо изогнутых диванов, стульев, кресел, столиков стремительно растет и провоцирует все большее производство и совершенствование форм. В стиле рококо создаются интерьеры и в царской резиденции- так называемая Розовая гостиная Александры Федоровны, мебель для которой была изготовлена знаменитой фирмой братьев Гамбс по эскизам А. Штакеншнейдера, Золотая гостиная и будуар для великой княгини Марии Александровны, также созданные А. Штакеншнейдером и Г. Боссе.

 

Заключение:

В эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели.

Настенные панно, полотна в рамах, плафоны, декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами - десюдепорты, все эти изыски традиционно остаются элементами интерьера в стиле рококо. Основными сюжетами выступают, как правило, сцены соблазнения, прозрачные намеки, идиллические картины пастушеской жизни. Темой для росписей могут стать и мифологические персонажи; а вот героические сюжеты совершенно неактуальны. Главный критерий красоты - женственность. Поэтому, воссоздавая роспись в стиле рококо, следует оперировать мягкими округлыми контурами, тонкими нюансами формы и цвета, пластичными линиями и переходами. Зеркало вообще играло чрезвычайно большую роль в интерьере того времени: оно традиционно символизировало призрачность, игру, соединение иллюзии и реальности. Поэтому чем больше зеркал окажется в интерьере, тем явственнее зазвучит в нем музыка далекой эпохи. И конечно, не стоит забывать о сугубо практической стороне: отражаясь друг в друге, многочисленные зеркала зрительно увеличат пространство, создадут впечатление бесконечности анфилады комнат, обеспечат дополнительное освещение. Важная деталь: зеркала непременно должны быть обрамлены легкими овальными рамами из гипса или фарфора.

Вообще, для создания обстановки, стилизованной в духе рококо, потребуется множество деталей. Таких, например, как мебельные чехлы. И разумеется - подобранные им в тон занавеси, свободно ниспадающие до пола. Сюда же можно добавить и скатерти на столики. Текстиль для стиля рококо подходит легкий, с цветочными узорами. Лучше всего выбрать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне.

Как известно, освещение играет огромную роль в создании духа и атмосферы любого художественного стиля. Для классического рококо было характерно множество настенных канделябров для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. Сегодня свечи с успехом заменяют электрические лампы накаливания, неоновые светильники, лампы дневного света. Однако ничто не мешает расположить их так, как это делали в Европе в восемнадцатом столетии, - напротив зеркал либо рядом с ними. А если зеркала несколько староваты и успели потемнеть от времени, композиция из множества лампочек в соответствующих металлических или фарфоровых подсвечниках, расположенных рядом или на фоне отражающей поверхности, обязательно привнесет в обстановку мотивы рококо. В идеале светильники должны быть сделаны из материалов, имитирующих фарфор, стукко или фаянс. При сегодняшнем разнообразии рынка осветительных приборов найти нечто подобное не составит особого труда. В любом случае ориентироваться следует на светильники с блестящей поверхностью, которая будет отражать свет.

Центром интерьера гостиной залы в стиле рококо непременно должен стать невысокий камин, покрытый мраморной плитой. На ней будут великолепно смотреться часы золоченой бронзы, с расписным фарфоровым циферблатом, затейливые канделябры и, конечно, вазы китайского фарфора. Над камином обязательно просится большое зеркало в позолоченной раме, а рядом с ним - изящный столик на изогнутых ножках и кресла. Вообще для рококо следует подбирать предметы обстановки с выраженными округлыми формами, изысканные и обильно украшенные. Мебели этого стиля присуще наличие и смешение черт, характерных для других стилей. Здесь и богатая резьба барокко, и простота конструкций Средневековья, и одновременно декорирование ножек в виде лап животных, и золотая отделка в духе римского стиля. Во французском рококо всем этим деталям уделялось огромное внимание: художники с одинаковой тщательностью прорисовывали лепной декор стен, зеркал и каминов, мебели, канделябров и формы дверных ручек.

Многие современные производители мебели буквально копируют произведения старинных мастеров. Целые серии гостиных, столовых и спальных гарнитуров так и идут в продажу под именем Людовика XV. То есть, если вы хотите воспроизвести у себя интерьер рококо, у вас будет на порядок меньше проблем, чем с другими историческими стилями.

Главный подарок эпохи рококо - это мода на все экзотическое и необычное, в основном на китайское искусство. Стоит вспомнить, что одним из главных художественных открытий эпохи рококо стал фарфор с его белоснежной поверхностью и тонкой миниатюрной росписью. И сегодня он идеально передаст атмосферу той эпохи и станет ярким акцентом в интерьере кухни или столовой, гостиной или спальни. Наряду с фарфором чрезвычайно популярными были в то время лаковые панно. Ими украшали стены, ими искусно инкрустировали мебель. Типичным для стилизации обстановки в духе рококо станут картины и шелковые ткани с сюжетными изображениями - пагодами, китайцами и китаянками, зонтиками и попугаями. То есть все, так или иначе связанное с Китаем. При желании, наличии времени и финансовых возможностей ничто не помешает воссоздать атмосферу в стиле шинуазери (или попросту китайщины), например, по образу и подобию знаменитого Китайского дворца в Ораниенбауме доставлял собой целостный художественный ансамбль.Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что вся декоративность рококо укладывается в три компонента:

1) цвет помещения,

2) мебель исторических форм,

3) стильные аксессуары.


Список литературы:

Список литературы

1. www.zya.ru

2. www.ivd.ru

3. www.exterio.ru

4. Джудит Миллер "Интерьер, цвет и стиль".

5. М. Харит "Красивый дом. "Архитектурные идеи разных стран".

6. http://www.ua-dproekt.com.ua/articles/styles/text/5/

7. http://www.inter-meb.ru/stili/rokoko/