Раздел 2. История философии
Раздел 1. Предмет философии
Тема 1. Виды мировоззрения и картины мира. Философия: предмет, структура, функции и генезис
1. Термин «философия» означает:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости.
2. Греческое слово «филео» означает любовь:
а) страсть;
б) братскую;
в) стремление;
г) половую.
3. Укажите исторические типы мировоззрения:
а) религиозное
б) экзистенциализм
в) мифология
г) философское мировоззрение
4. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
а) процесс познания мира;
б) жизнь человека в обществе;
в) знание о неизбежности смерти;
г) постоянная духовная неудовлетворенность.
5. В развитии философии нет:
а) преемственности;
б) научных достижений;
в) ценностной составляющей;
г) устаревших идей.
6. Философские решения не могут быть:
а) гипотетическими;
б) окончательными;
в) неоднозначными;
г) сложными.
7. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верованиях;
б) мифологических представлениях;
в) научных исследованиях;
г) доводах и умозаключениях разума.
8. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха,—
а) по естественной склонности души;
б) во имя реализации своей общественной сущности;
в) для решения стратегических жизненных задач;
г) ради постижения мира в идеях.
9. Расположите в хронологическом порядке ниже названные формы диалектики в философском познании мира:
1 стихийная диалектика
2:идеалистическая диалектика
3: материалистическая диалектика
10. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
а) природных явлений;
б) объективного мира в целом;
в) социальной жизни;
г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека.
11. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?
а) Что я могу знать?
б) Что я должен делать?
в) Что есть моя конечная цель?
г) На что я могу надеяться?
12. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:
а) естественных наук;
б) религии;
в) истории;
г) математики.
13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:
а) мировосприятие;
б) миропонимание;
в) мировоззрение;
г) мироощущение.
14. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем — это:
а) методика;
б) метод;
в) методология;
г) механизм.
15. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира — это:
а) гносеология;
б) онтология;
в) эстетика;
г) этика.
Раздел 2. История философии
Тема 1. Философия Древнего Востока: китайская и индийская философия
1. Основателем даосизма в Китае был:
а) Мо цзы;
б) Лао Цзы;
в) Конфуций;
г) Чжуан Цзы.
2. Недеяние в даосизме – это:
а) полная бездеятельность;
б) необходимое вмешательство в происходящее;
в) планирование своих действий;
г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.
3.Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, энергия в человеке, которая не являетсякосмической, называется:
а) цзин (психофизическая энергия)
б) ци (материально-духовная);
в) инь/ян (сексуальная);
г) шень (духовная).
3. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:
а) мозг;
б) лицо;
в) сердце;
г) желудок.
4. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это:
а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;
б) просвещенный;
в) мудрый;
г) просветленный.
5. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:
а) надежду;
б) любовь;
в) желание;
г) страдание.
6. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:
а) карма;
б) нирвана;
в) дао;
г) сансара.
7. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как:
а) поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци);
б) вегетарианство;
в) совершенствование тела и души;
г) соблюдение общественного порядка.
8) Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
а) слушаться старших по званию и по возрасту;
б) сдерживать себя, избегать крайностей;
в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;
г) быть гуманным.
9) Карма в древнеиндийской философии – это:
а) понятие долга и предназначения;
б) закон вечного круговорота бытия;
в) закон воздаяния;
г) выход за пределы круга перевоплощений.
10) Письменный источник философии буддизма
а) Махабхарата;
б) упанишады;
в) трипитака;
г) Ригведа.
Тема 2. Античная философия
1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
а) вода;
б) огонь;
в) земля;
г) дерево.
2.Сократ в молодости обучался в школе:
а) софистов:
б) пифагорейцев;
в) милетцев;
г) элеатов.
3. По Платону, прекрасное – это:
а) совершенство линий и форм;
б) нравственное величие души;
в) разумное построение произведения искусства;
г) То общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
4. По мнению этого философа, знание –высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей : сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?
а) Пиррон;
б) Сократ;
в) Диоген;
г) Хрисипп.
5) По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:
а) динамическое;
б) статическое;
в) разумное;
г) совершенное.
6) Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как:
а) удовольствие;
б) вожделение;
в) страх;
г) печаль.
7) Если киник проголодался то он:
а) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды;
б) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в действительности не хочет;
в) станет есть ту еду, которая попадется на глаза;
г) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным.
8. По Аристотелю, человек – это:
а) двуногое без перьев;
б) нравственное существо;
в) душа в темнице тел;
г) политическое животное.
9) «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:
а) Фалес;
б) Анаксимандр;
в) Гераклит;
г) Левкипп.
10) Майевтика – это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чем»;
г) общение с собеседником с целью обретения им истины.
Тема 3.Средневековая философия
1. В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом:
а) провиденциализма;
б) креационизма;
в) эсхатологизма;
г) фатализма.
2. Квинт Тертуллиан провозгласил:
а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;
б) «Верую, потому что нелепо»;
в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;
г) «Ищите и обрящете».
3. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:
а) Иероним Блаженный;
б) Амросий Медиоланский;
в) Аврелий Августин;
г) Василий Кессаринский.
4) Назовите черты, характерные для философского мышления эпохи средневековья:
а) космоцентризм;
б антропоцентризм;
в) теоцентризм;
г) пантеизм;
д) идея творения;
е) идея откровения;
ж) агностицизм;
з) провиденциализм.
5).Определите хронологические рамки средневековой философии:
а) I-X в.в.
б) V-X в.в.
в) II-XV в.в.
г) X-XVI в.в.
6) Назовите философа, на идеи которого опирался Фома Аквинский, обосновывая принципы христианского богословия:
а) Аристотель;
б) Декарт;
в) Демокрит;
г) Парменид.
7) В основе томизма лежит:
а) учение Платона;
б) учение Аристотеля;
в) учение Эпикура;
г) учение Фомы Аквинского.
8) Пять доказательств бытия Божия разработал:
а) Тертуллиан;
б) Пьер Абеляр;
в) Фома Аквинский;
г) Августин Блаженный
9) Учение о сотворении мир из ничего называется:
а) креационизмом;
б) индетерминизмом;
в) томизмом;
г) провиденциализмом.
10) Схоластика возникла с целью
а) разработать Символ веры;
б) исправить труды «отцов церкви;
в) упорядочить и сделать доступной христианскую догматику;
г) создать новую философию.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового Времени: эмпиризм и рационализм
1) Укажите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:
а) антропоцентризм;
б) пантеизм;
в) панлогизм;
г) гуманизм;
д) деизм;
е) антисхоластическая направленность;
ж) атеизм
2) Гуманисты утверждали:
а) «Бытие Божие может быть доказано пятью путями»;
б) «Верь, чтобы разуметь»;
в) «Чудо великое есть человек»
г) «верую, ибо абсурдно».
3) Идею упразднения частной собственности выдвинул:
а) Мишель де Монтень;
б) Томас Мор;
в) Никоколо Макивелли;
г) Эразм Роттердамский
4) Назовите основные особенности философии XVII века:
а) наукоцентризм;
б) антропоцентризм;
в) механицизм;
г) эмпиризм и рационализм;
д) агностицизм.
5). Основной рабочий метод Ф.Бэкона – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
г) индукция.
6). Для Декарта оно не нуждается «…ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:
а) абсолютное существование;
б) реальное существование;
в) мыслящее Я;
г) очевидное явление.
7) Представителями эмпиризма в философии XVII века были:
а) Дидро, Гельвеций, Гольбах;
б) Паскаль, Бейль, Мальбранш;
б) Дидро, Гельвеций, Гольбах;
в) Р.Декарт, Спиноза, Лейбниц;
г) Ф.Бэкон, Гоббс, Локк.
8). Представителями рационализма в философии XVII века были:
а) Н.Коперник, Д.Бруно;
б) Декарт, Спиноза, Лейбниц;
в) Ф.Бэкон, Гоббс, Локк;
г)Д.Дидро, Гельвеций, Гольбах.
9).Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии
а) Средних веков;
б) немецкой классической философии;
в) Нового времени;
г) Античности.
10). Никколо Макивелли был автором сочинения под названием:
а) «Похвала глупости»;
б) «Государь»;
в) «Опыты»;
г) «Город Солнца»
Тема 5. Немецкие классические и неклассические философские системы XVIII и XIX веков как идейные источники современной философии
1. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
а) априорности чувственного опыта;
б) трансцендентных предметов;
в) апостериорности ощущений;
г) непознаваемости «вещи в себе».
2. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) Вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) интеллектуальный синтез.
3. Формулировка категорического императива Канта гласит:»Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим «естественным» законом;
г) примером для подражания других.
4. Гегель считал, что в основе реальности лежит:
а) абсолютная идентичность;
б) абсолютное бессознательное;
в) абсолютная идея;
г) абсолютное большинство.
5. В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как:
а) противоречие;
б) превращение одного в другое;
в) тождество;
г) неустранимое противоречие.
6. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
а) права;
б) государства;
в) Абсолюта;
г) любви.
7.По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействие бога и природы.
Тема 6.Русская философия
24. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был:
а) Соловьев В.С.;
б) Герцен А.И.;
в) Чернышевский Н.Г.;
г) Бакунин М.А.
25. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой» - это:
а) П.А.Флоренский;
б) И.А.Ильин;
в) Н.О.Франк;
г) А.Ф.Франк.
Тема 7.Панорама западной философии ХХ века
16. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
а) природы;
б) бога;
в) воли;
г) разума.
17. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора:
а) любовь;
б) страх;
в) зависть;
г) радость.
18. В философии Ф. Ницше основным понятием является:
а) безосновная воля;
б) воля к жизни;
в) воля к власти;
г) воля как «жизненный порыв».
19. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:
а) государственного права;
б) прав и свобод человека;
в) права сильного;
г) права на жизнь.
20. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:
а) мышление;
б) переживание;
в) экзистенция;
г) научный факт.
21. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека — это:
а) завоевание цивилизации;
б) великое счастье;
в) неизбежное тяжкое бремя;
г) недостижимая мечта.
22. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:
а) исследование философских письменных памятников;
б) современная интерпретация древних идей;
в) толкование и осмысление текста;
г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.
23. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
а) мышлением;
б) бессознательным;
в) разумом;
г) рассудком.