Раздел 2. История философии

Раздел 1. Предмет философии

Тема 1. Виды мировоззрения и картины мира. Философия: предмет, структура, функции и генезис

1. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

2. Греческое слово «филео» означает любовь:

а) страсть;

б) братскую;

в) стремление;

г) половую.

 

3. Укажите исторические типы мировоззрения:

а) религиозное

б) экзистенциализм

в) мифология

г) философское мировоззрение

4. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежности смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

5. В развитии философии нет:

а) преемственности;

б) научных достижений;

в) ценностной составляющей;

г) устаревших идей.

6. Философские решения не могут быть:

а) гипотетическими;

б) окончательными;

в) неоднозначными;

г) сложными.

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума.

8. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха,—

а) по естественной склонности души;

б) во имя реализации своей общественной сущности;

в) для решения стратегических жизненных задач;

г) ради постижения мира в идеях.

 

9. Расположите в хронологическом порядке ниже названные формы диалектики в философском познании мира:

1 стихийная диалектика

2:идеалистическая диалектика

3: материалистическая диалектика

10. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

а) природных явлений;

б) объективного мира в целом;

в) социальной жизни;

г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека.

11. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

в) Что есть моя конечная цель?

г) На что я могу надеяться?

12. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:

а) естественных наук;

б) религии;

в) истории;

г) математики.

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

а) мировосприятие;

б) миропонимание;

в) мировоззрение;

г) мироощущение.

14. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем — это:

а) методика;

б) метод;

в) методология;

г) механизм.

15. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира — это:

а) гносеология;

б) онтология;

в) эстетика;

г) этика.

 

Раздел 2. История философии

Тема 1. Философия Древнего Востока: китайская и индийская философия

1. Основателем даосизма в Китае был:

а) Мо цзы;

б) Лао Цзы;

в) Конфуций;

г) Чжуан Цзы.

 

2. Недеяние в даосизме – это:

а) полная бездеятельность;

б) необходимое вмешательство в происходящее;

в) планирование своих действий;

г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.

 

3.Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, энергия в человеке, которая не являетсякосмической, называется:

а) цзин (психофизическая энергия)

б) ци (материально-духовная);

в) инь/ян (сексуальная);

г) шень (духовная).

 

3. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:

а) мозг;

б) лицо;

в) сердце;

г) желудок.

 

4. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это:

а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;

б) просвещенный;

в) мудрый;

г) просветленный.

 

5. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

а) надежду;

б) любовь;

в) желание;

г) страдание.

 

6. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:

а) карма;

б) нирвана;

в) дао;

г) сансара.

 

7. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как:

а) поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци);

б) вегетарианство;

в) совершенствование тела и души;

г) соблюдение общественного порядка.

 

8) Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

а) слушаться старших по званию и по возрасту;

б) сдерживать себя, избегать крайностей;

в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;

г) быть гуманным.

 

9) Карма в древнеиндийской философии – это:

а) понятие долга и предназначения;

б) закон вечного круговорота бытия;

в) закон воздаяния;

г) выход за пределы круга перевоплощений.

 

10) Письменный источник философии буддизма

а) Махабхарата;

б) упанишады;

в) трипитака;

г) Ригведа.

 

 

Тема 2. Античная философия

 

1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) дерево.

 

 

2.Сократ в молодости обучался в школе:

а) софистов:

б) пифагорейцев;

в) милетцев;

г) элеатов.

 

3. По Платону, прекрасное – это:

а) совершенство линий и форм;

б) нравственное величие души;

в) разумное построение произведения искусства;

г) То общее, что прекрасные предметы имеют между собой.

 

4. По мнению этого философа, знание –высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей : сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?

а) Пиррон;

б) Сократ;

в) Диоген;

г) Хрисипп.

 

5) По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:

а) динамическое;

б) статическое;

в) разумное;

г) совершенное.

 

6) Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как:

а) удовольствие;

б) вожделение;

в) страх;

г) печаль.

 

7) Если киник проголодался то он:

а) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды;

б) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в действительности не хочет;

в) станет есть ту еду, которая попадется на глаза;

г) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным.

 

8. По Аристотелю, человек – это:

а) двуногое без перьев;

б) нравственное существо;

в) душа в темнице тел;

г) политическое животное.

 

9) «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:

а) Фалес;

б) Анаксимандр;

в) Гераклит;

г) Левкипп.

 

10) Майевтика – это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

г) общение с собеседником с целью обретения им истины.

 

Тема 3.Средневековая философия

 

1. В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом:

а) провиденциализма;

б) креационизма;

в) эсхатологизма;

г) фатализма.

 

2. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;

б) «Верую, потому что нелепо»;

в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;

г) «Ищите и обрящете».

 

3. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:

а) Иероним Блаженный;

б) Амросий Медиоланский;

в) Аврелий Августин;

г) Василий Кессаринский.

 

4) Назовите черты, характерные для философского мышления эпохи средневековья:

а) космоцентризм;

б антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) пантеизм;

д) идея творения;

е) идея откровения;

ж) агностицизм;

з) провиденциализм.

 

5).Определите хронологические рамки средневековой философии:

а) I-X в.в.

б) V-X в.в.

в) II-XV в.в.

г) X-XVI в.в.

 

6) Назовите философа, на идеи которого опирался Фома Аквинский, обосновывая принципы христианского богословия:

а) Аристотель;

б) Декарт;

в) Демокрит;

г) Парменид.

 

7) В основе томизма лежит:

а) учение Платона;

б) учение Аристотеля;

в) учение Эпикура;

г) учение Фомы Аквинского.

 

8) Пять доказательств бытия Божия разработал:

а) Тертуллиан;

б) Пьер Абеляр;

в) Фома Аквинский;

г) Августин Блаженный

 

9) Учение о сотворении мир из ничего называется:

а) креационизмом;

б) индетерминизмом;

в) томизмом;

г) провиденциализмом.

 

10) Схоластика возникла с целью

а) разработать Символ веры;

б) исправить труды «отцов церкви;

в) упорядочить и сделать доступной христианскую догматику;

г) создать новую философию.

 

Тема 4. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового Времени: эмпиризм и рационализм

 

 

1) Укажите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:

а) антропоцентризм;

б) пантеизм;

в) панлогизм;

г) гуманизм;

д) деизм;

е) антисхоластическая направленность;

ж) атеизм

 

2) Гуманисты утверждали:

а) «Бытие Божие может быть доказано пятью путями»;

б) «Верь, чтобы разуметь»;

в) «Чудо великое есть человек»

г) «верую, ибо абсурдно».

 

3) Идею упразднения частной собственности выдвинул:

а) Мишель де Монтень;

б) Томас Мор;

в) Никоколо Макивелли;

г) Эразм Роттердамский

 

4) Назовите основные особенности философии XVII века:

а) наукоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) механицизм;

г) эмпиризм и рационализм;

д) агностицизм.

 

5). Основной рабочий метод Ф.Бэкона – это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.

 

6). Для Декарта оно не нуждается «…ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

а) абсолютное существование;

б) реальное существование;

в) мыслящее Я;

г) очевидное явление.

 

7) Представителями эмпиризма в философии XVII века были:

а) Дидро, Гельвеций, Гольбах;

б) Паскаль, Бейль, Мальбранш;

б) Дидро, Гельвеций, Гольбах;

в) Р.Декарт, Спиноза, Лейбниц;

г) Ф.Бэкон, Гоббс, Локк.

 

8). Представителями рационализма в философии XVII века были:

а) Н.Коперник, Д.Бруно;

б) Декарт, Спиноза, Лейбниц;

в) Ф.Бэкон, Гоббс, Локк;

г)Д.Дидро, Гельвеций, Гольбах.

 

9).Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии

а) Средних веков;

б) немецкой классической философии;

в) Нового времени;

г) Античности.

 

10). Никколо Макивелли был автором сочинения под названием:

а) «Похвала глупости»;

б) «Государь»;

в) «Опыты»;

г) «Город Солнца»

 

 

Тема 5. Немецкие классические и неклассические философские системы XVIII и XIX веков как идейные источники современной философии

 

1. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:

а) априорности чувственного опыта;

б) трансцендентных предметов;

в) апостериорности ощущений;

г) непознаваемости «вещи в себе».

 

2. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) Вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) интеллектуальный синтез.

 

3. Формулировка категорического императива Канта гласит:»Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим «естественным» законом;

г) примером для подражания других.

4. Гегель считал, что в основе реальности лежит:

а) абсолютная идентичность;

б) абсолютное бессознательное;

в) абсолютная идея;

г) абсолютное большинство.

 

5. В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как:

а) противоречие;

б) превращение одного в другое;

в) тождество;

г) неустранимое противоречие.

 

6. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

а) права;

б) государства;

в) Абсолюта;

г) любви.

 

7.По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействие бога и природы.

 

Тема 6.Русская философия

 

24. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был:

а) Соловьев В.С.;

б) Герцен А.И.;

в) Чернышевский Н.Г.;

г) Бакунин М.А.

 

25. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой» - это:

а) П.А.Флоренский;

б) И.А.Ильин;

в) Н.О.Франк;

г) А.Ф.Франк.

 

Тема 7.Панорама западной философии ХХ века

16. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

а) природы;

б) бога;

в) воли;

г) разума.

17. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора:

а) любовь;

б) страх;

в) зависть;

г) радость.

 

 

18. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля как «жизненный порыв».

19. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:

а) государственного права;

б) прав и свобод человека;

в) права сильного;

г) права на жизнь.

20. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:

а) мышление;

б) переживание;

в) экзистенция;

г) научный факт.

 

21. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека — это:

а) завоевание цивилизации;

б) великое счастье;

в) неизбежное тяжкое бремя;

г) недостижимая мечта.

 

22. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

в) толкование и осмысление текста;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

23. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением;

б) бессознательным;

в) разумом;

г) рассудком.