Задание 5.

Мотивация к работе состоит из активности (деятельности) и направленности. Для обеспечения наилучшей мотивации персонала необходимо иметь в виду обе составляющие: и активность, и направленность.

Оцените свою личную мотивацию к успешной, эффективной деятельности, определите ее уровень.

Для этого решите тест: «Личная мотивация к успеху».

Ответьте как можно объективнее «да» или «нет» на приведенные ниже утверждения:

1. Когда имеется выбор между несколькими примерно равнозначными вариантами, предпочитаю тот вариант, который можно реализовывать за более короткое время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить данное мне задание или поручение.

3. Когда я работаю, то это выглядит таким образом, будто я действую по принципу: «все или ничего».

4. Когда возникает проблемная ситуация, то я чаще всего принимаю решение одним из последних, когда все уже по данному вопросу определились.

5. Когда у меня два дня подряд нет серьезного дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи в решении производственных задач меньше, чем обычно.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от выполнения трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не основная моя черта.

12. Мои достижения в трудовой деятельности не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят (а).

14. Порицание меня стимулирует больше, чем похвала или поощрение.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком.

16. Препятствия делают мои решения и убеждения еще более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно по результатам.

19. При выполнении работы я обычно не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю на потом то, что должен был сделать сейчас.

21. В своей работе я считаю, что должен полагаться только на себя.

22. В жизни очень мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить какое-то важное задание или поручение, я, как правило, ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем мои сослуживцы.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен (а) к работе, то делаю ее гораздо лучше и более квалифицированно, чем многие другие исполнители.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне немного не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решения любого уровня и ответственности, я стараюсь это делать как можно лучше и добросовестнее

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым (ой).

32. Мои успехи в определенной степени зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. Действую по принципу: «Начальство Богом дано, его надо уважать».

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится по работе, я очень не терпелив.

36. Я обычно мало обращаю внимание на свои достижения, я не честолюбив (а).

37. Когда я выполняю коллективное задание, т.е. работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.

38. Многие дела, за которые я берусь, довести до конца мне не удается.

39. Я завидую людям, которые очень загружены своей основной работой.

40. Я не завидую тем людям, которые стремятся к власти и положению.

41. Когда я уверен (а), что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты, я готов (а) на любые, даже самые не популярные действия.

42. Я не считаю материальное вознаграждение главным движущим стимулом в своей работе, главное – чтобы работа была интересной.

 

На основе Ваших ответов определите по шкале их оценки, общее количество набранных Вами баллов (таблица 3).

Таблица 3 – Шкала оценки ответов

 

Номер вопроса Варианты ответа Номер вопроса Варианты ответа Номер вопроса Варианты ответа Номер вопроса Варианты ответа
«да» «нет» «да» «нет» «да» «нет» «да» «нет»
     
     
     

Если Вы набрали от 36 до 42 баллов, то это значит, что мотивация к успеху у вас очень сильная. Вы упорны в достижении цели и для этого готовы преодолеть любые препятствия.

Если Вы набрали от 20 до 35 баллов – у Вас средняя мотивация к успеху, впрочем, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к Вам в виде «приливов и отливов». Порой Вам хочется все бросить, так как Вы считаете, что цель, к которой Вы стремитесь, недостижима.

Если Вы набрали менее 20 баллов, то это значит, мотивация к успеху у Вас довольно слабая. Вы довольны собой и своим положением. На работе «не горите». У Вас имеется твердое убеждение, что независимо от дальнейших усилий и стараний все будет идти своим чередом.

Задание 6. Прочитайте и выберите правильный вариант ответа.

1. К содержательной теории относится теория …

а) ожиданий В. Врума;

б) справедливости С. Адамса;

в) модель Портера-Лоулера;

г) существования, связи и роста Альдерфера.

2. Потребность успеха означает, что:

а) такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы

б) такие люди рискуют умеренно, бояться брать на себя личную ответственность

в) люди воспитывающие данную потребность, чрезмерно амбициозны и больше интересуются «лаврами», чем проблемой

г) нет правильного ответа

3. Концепция двухфакторной теории мотивации разработана …

а) А. Маслоу;

б) В. Врумом;

в) М. Месконом;

г) Ф. Герцбергом.

4. Соотнесите основные элементы системы мотивации персонала и их характеристики:

а) вознаграждение;

б) потребность;

в) первичные потребности;

г) вторичные потребности.

_____________________________________________________________

а) ценность, полученная в результате выполнения работы;

б) осознание недостатка чего-либо, вызывающее побуждение к действию;

в) возникновение на генном уровне человека в соответствии с его физиологической природой;

г) возникновение в соответствии с социальной природой человека.

5. Автор двухфакторной модели мотивации:

а) А. Маслоу;

б) К. Альдельфер;

в) Ф. Герцберг;

г) А. Файоль;

6. Выберите последовательность потребностей от низших к высшим, правильно отражающую иерархию потребностей А. Маслоу:

а) потребность в самовыражении, потребность в признании, социальные потребности, потребность в безопасности, физиологические потребности;

б) физиологические потребности, потребность в самовыражении, потребность в признании, социальные потребности, потребность в безопасности;

в) физиологические потребности, социальные потребности, потребность в признании, потребность в безопасности, потребность в самовыражении;

г) физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в самовыражении.

7. Побуждение себя и других людей к действиям, позволяющим достичь целей организации, есть:

а) планирование;

б) контроль;

в) мотивация;

г) координация.

8. А. Маслоу принадлежит:

а) теория потребностей;

б) теория возможностей;

в) теория ресурсов;

г) нет правильного ответа.

9. Процессуальные теории мотивации утверждают:

а) потребности в уважении и самореализации становятся актуальными, когда в достаточной мере удовлетворены базовые физиологические потребности человек;

б) чрезмерно высокая мотивация способна вызвать ухудшение деятельности;

в) если люди считают, что им платят несправедливо мало, то они снижают интенсивность своей работы. Но когда считают, что им платят больше, не стараются работать интенсивнее.

г) нет правильного варианта ответа.

10. Какая из перечисленных ниже теорий мотивации относится к процессуальным:

а) теория потребностей А. Маслоу;

б) двухфакторная теория Ф. Герцберга;

в) теория ожидания В. Врума;

г) теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.

11. Какая из указанных ниже потребностей мотивации человека является наивысшей в пирамиде А. Маслоу:

а) физиологическая;

б) самовыражения;

в) признания и самоутверждения;

г) безопасности и социальной защищенности.

12. Что из перечисленного ниже характеризует сущность мотива:

а) это то, что человек считает ценным для себя;

б) побудительная причина поведения человека;

в) внешние раздражители;

г) удовлетворение, которое приносит работа.

13. Гигиенические факторы не мотивируют работника, а всего лишь не дают развиться:

а) чувству усталости;

б) чувству неудовлетворенности;

в) чувству отчужденности;

г) чувству зависти.

14. Потребности более высокой степени мотивируют работника, если удовлетворены хотя бы частично потребности более низких ступеней – это утверждает теория:

а) А. Маслоу (теория потребностей);

б) Ф. Герцберг (двухфакторная теория);

в) Теория справедливости Д. Адамса;

г) модель Портера – Лоулера.

15. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга утверждает:

а) высокая зарплата, хорошие трудовые условия не создают сильной мотивации, не приводят к значительному повышению эффективности труда

б) уважение к сотруднику, учет его мнения, возможности саморазвития, работа человека самого на себя являются сильными мотивационными факторами;

в) устойчивое удовлетворение сотрудников может быть достигнуто за счет гигиенических, поддерживающих факторов;

г) чрезмерно высокая мотивация способна вызвать ухудшение деятельности.

16. Результат работы сотрудника зависит от его способностей, его осознания своей роли в процессе труда, от его затраченных им усилий, которые зависят от степени ценности, справедливости получаемого вознаграждения и ожидаемой вероятности получения желаемой награды – это процессуальная теория мотивации:

а) справедливости;

б) ожиданий;

в) Портера-Лоулера;

г) отсутствует.

17. Иерархию потребностей разработал:

а) А. Маслоу;

б) Ф. Тейлор;

в) Ф. Герцберг;

г) Э. Мэйо.

18. Потребность в причастности воспитывают люди:

а) заинтересованные в налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим;

б) умеющие работать в команде;

в) стремящиеся к общению, разлагающие рабочую обстановку;

г) все вышеперечисленное.

19. Высокий социальный статус – это пример:

а) социальной потребности работника;

б) потребности в признании;

в) потребности в безопасности;

г) потребности в доверии.

20. Потребность успеха означает, что:

а) такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы;

б) такие люди рискуют умеренно, бояться брать на себя личную ответственность;

в) люди, воспитывающие данную потребность, чрезмерно амбициозны и больше интересуются «лаврами», чем проблемой;

г) нет правильного ответа.

21. Социальные потребности – это:

а) потребность быть принятым в коллективе, получить поддержку,

доброжелательное отношение людей

б) потребность работника в социальном пакете, дополнительных льготах

в) желание участвовать в жизни организации

г) нет правильного ответа

22. Влияние условий на производительность труда определил:

а) Г. Герцберг

б) Ф. Тейлор

в) Э. Мэйо

г) В. Врум.

23. Д. Мак-Грегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения, а второй:

а) на создании условий стимулирования у работника инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации

в) на создании позитивного межличностного взаимодействия в организации,

заботе о поддержании здорового микроклимата в коллективе

в) на необходимости устранять конфликты, не допускать их появления и разрастания в коллективе

г) нет правильного ответа

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность понятий «потребности», «мотивация», «мотив», «мотивирование», «стимулирование», «вознаграждение».

2. Как Вы понимаете мотивационный процесс?

3. Какие теории мотивации Вы знаете?

4. В чем сущность содержательных теорий?

5. В чем сущность теорий мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера?

6. В чем особенность теории приобретенных потребностей Мак-Клелланда?

7. Назовите сходства и различия между теориями А. Маслоу и Ф. Герцберга?

8. В чем сущность процессуальных теорий?

9. Какие отличия между содержательными теориями мотивации и теориями процесса мотивации?

10. Раскройте содержание теории справедливости Д. Адамса и теории ожидания В Врума?

11. В чем особенности теории постановки целей и концепции партисипативного управления?

12. Как Вы относитесь к утверждению: «Деньги – в настоящее время не являются главной мотивирующей силой персонала в западных странах»?

13. Как мотивировать персонал в условиях ограниченных финансовых возможностей предприятия?

 

Тема 7. Контроль как функция менеджмента

Содержание темы.

Сущность и смысл контроля. Цели и задачи контроля. Принципы контроля. Контроль как механизм обратной связи. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Процесс контроля и его этапы. Внутренний и внешний контроль. Поведенческие аспекты контроля. Самоконтроль. Характеристики эффективного контроля. Управление по отклонениям. Взаимосвязь контроля с другими функциями менеджмента. Контроллинг как разновидность контроля.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

1. Сущность и необходимость управленческого контроля. Виды контроля.

2. Методы и этапы процесса контроля.

3. Принципы эффективного контроля.

4. Поведенческие аспекты контроля.

Задание 1. Какие этапы и элементы контроля, по Вашему мнению, имеют особое значение для обеспечения высокого конечного результата работы организации?

1 _______________________________________________

2 ______________________________________________

3 ______________________________________________

4 ______________________________________________

Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Предложите свои способы организации эффективного контроля деятельности студента в вузе:

____________________________________________________________

 

Задание 3. Как Вы считаете, как можно сочетать требовательность к подчиненным и их самостоятельность в процессе контроля?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. В настоящее время особое значение имеет контроль за выполнением планов предприятия. Его цель — убедиться в достижении намеченных результатов (запланированных показателей). Контроль осуществляется высшим руководством и руководством среднего звена фирмы. При необходимости принимаются решения по исправлению положения. Процесс контроля за выполнением планов включает следующие этапы (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Этапы процесса контроля

Вопросы

1. Какова, по Вашему мнению, роль контроля, его совершенствования в бизнесе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какие особенности в организации контроля за деятельностью предприятия в целом и за деятельностью его составных звеньев характерны для российской практики?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие этапы и элементы контроля, по Вашему мнению, имеют особое значение для обеспечения высокого конечного хозяйственного результата работы фирмы?

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Прочитайте и выберите правильный вариант ответа.

1. В функцию контроля входит все за исключением:

а) сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы;

б) сравнение фактических результатов с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ этих отклонений;

в) разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей;

г) установление жестких стандартов.

2. Какие из перечисленных направлений не относятся предварительному контролю организации:

а) анализ производственно-хозяйственной деятельности;

б) проверка учредительных документов управленческих решений;

в) оценка персонала;

г) оценка состояния материальных и финансовых ресурсов организации?

3. Назовите контроль, осуществляемый в ходе проведения работ:

а) предварительный;

б) заключительный;

в) текущий;

г) мотивационный.