К какой школе принадлежат 14 принципов, которые определял А. Файоль?

а) административная школа;

б) школа научного управления;

в) школа человеческих отношений;

г) нет правильного ответа.

3. Основные принципы управления впервые были сформулированы …

а) Ф.У. Тейлором;

б) А. Файолем;

в) А. Маслоу;

г) М. Вебером.

4. Принцип, сформулированный А. Файолем, при котором работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником, — это…

________________________________________________________

(дайте правильный ответ)

5. Производственный процесс является объектом изучения школы …

а) классической;

б) научного управления;

в) психологии и человеческих отношений.

г) все ответы неверны.

6. Укажите соответствие школ управления и их вклад в развитие менеджмента:

 

А. Школа человеческих отношений 1. Применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности
  Б. Классическая школа   2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения
  В. Школа научного управления   3. Развитие принципов управления

 

7. Хоторнские эксперименты проводил …

а) Ф. Тейлор;

б) Р. Оуэн;

в) Платон;

г) Э. Мэйо;

д) А.А. Богданов.

8. Схема: «вход – процесс – выход –обратная связь –вход» –является отображением подхода к менеджменту:

а) системного;

б) ситуационного;

в) технического;

г) синергического.

9. Тезис о том, что люди являются членами социальной системы любой организации, сформировался в рамках….

а) школы психологии и человеческих отношений;

б) административной школы управления;

в) школы научного управления;

г) количественной школы управления.

10. В менеджменте метод изучения времени и движений называется….

а) мониторинг;

б) эксперимент;

в) хронометраж;

г) наблюдение.

11. Первая школа бизнеса была открыта в США по инициативе…

а) Генри Тауна;

б) Джозефа Уортона;

в) Элтона Мэйо;

г) Мери Паркер Фоллет.

12. Согласно истории менеджмента «отцом» этой науки принято считать…

а) Г. Эмерсона;

б) Ф. Тейлора;

в) А. Файоля;

г)П. Друкер.

13. К элементам, рассматривающим организацию как систему с точки зрения управленческого аспекта, относятся такие блоки как «вход», «обработка данных», «выход», а также…

а) «организационные структуры управления»,

б) «обратная связь»,

в) «контроль»,

г) «функции управления».

14. Какой из указанных ниже ученых является основателем школы научного управления:

а) Э. Мэйо;

б) Ф.Тейлор;

в) А. Файоль;

г) М.Вебер.

15. Какая школа управления впервые стала официально учитывать человеческий фактор:

а) классическая школа управления;

б) школа научного управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа человеческих резервов.

16. Научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

а) поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

б) количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

в) поведенческий, количественный, системный, ситуационный:

г) нет правильного ответа.

17. В истории менеджмента какой школы не существует:

а) классической;

б) адаптивной;

в) школы человеческих отношений;

г) нет правильного ответа.

18. Эффект Хоторна берет свое начало из эксперимента:

а) Ф.Тейлора;

б) Ф. Герцберга;

в) Э. Мэйо;

г) нет правильного ответа.

19. В административной функции А. Файоль выделял пять ее основных элементов:

а) предвидение, планирование, организация, координация, контроль;

б) предвидение, планирование, мотивация, организация, контроль;

в) предвидение, организация, мотивация, координирование, контроль;

г) нет правильного ответа.

20. Установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках. Это утверждение принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Ф.Тейлору;

в) Э. Мэйо;

г) нет правильного ответа

21. Главная идея ситуационного подхода в управлении заключается в том, что:

а) разделение труда необходимо осуществлять по функциональному принципу;

б) управление необходимо рассматривать как непрерывный процесс;

в) управленческое поведение должно быть разным в различных ситуациях;

г) необходимо соблюдать подчинение индивидуальных интересов общим.

22. Сущность системного подхода в управлении заключается в том, что:

а) управление необходимо рассматривать как непрерывный процесс;

б) управленческое поведение должно быть разным в различных ситуациях;

в) необходимо соблюдать подчинение индивидуальных интересов общим;

г) организация рассматривается как открытая система, в которой все ее части взаимосвязаны и изменение одной из них оказывает влияние на все остальные.

23. Разместите в хронологическом порядке основные подходы и школы управления:

а) человеческих отношений;

б) ориентация на теорию хаоса;

в) научного управления;

г) административного управления.

 

Контрольные вопросы

1. Кто является родоначальником менеджмента? Каковы его основные идеи?

2. Какой вклад в теорию управления внесли его основоположники Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер?

3. Перечислите принципы управления, сформулированные А. Файолем. Смогли бы Вы к принципам А. Файоля добавить свой, о котором он не упоминал?

4. Какие принципы управления Анри Файоля актуальны для управления современными организациями?

5. Кто является «отцом» классической школы?

6. В чем различие позиций классической школы и «школы человеческих отношений»?

7. Почему «школа человеческих отношений» возникла значительно позже «школы научного управления»?

8. Каковы экономические предпосылки возникновения школы количественных методов управления?

9. В чем сущность процессного подхода к управлению?

10. Когда сформировались системный и ситуационный подходы к управлению и в чем их сущность?

11. Как рассматривается организация в рамках системного подхода?

12. В чем основное преимущество ситуационного подхода?

13. Какой вклад внесли российские ученые в разработку научных концепций менеджмента?

 

Тема 3. Организация как основа менеджмента

Содержание темы.

Понятие организации. Организация как открытая система. Вертикальное и горизонтальное разделение труда в организации и в управлении. Классификация организаций по различным критериям: форма собственности; критерий формализации; отношение к прибыли; размер; организационно-правовая форма; сектор производства. Жизненный цикл организации. Структура внутренних переменных организации. Цели. Структура. Задачи. Технология. Персонал. Взаимосвязанность внутренних переменных. Внешняя среда и её значение для бизнеса. Характеристика внешней среды: взаимосвязанность факторов внешней среды, сложность, подвижность и неопределенность внешней среды. Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия. Неформальные группы и их влияние на деятельность организации.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

1. Организация как объект менеджмента.

2. Классификация организаций. Новые организационные формы.

3. Этапы жизненного цикла организации и их характеристика.

4. Внутренняя среда организации.

5. Внешняя среда организации.

6. Неформальные группы и их влияние на деятельность организации.

Задание 1. Ознакомьтесь с представленными ниже утверждениями. Отметьте неправильные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились верные. Результаты работы обсуждаются на занятии и должны сопровождаться примерами.

1. Об успехе организации судят по тому, достигла ли она своих целей.

2. Что касается организации, то цель всегда оправдывает средства.

3. Основными составляющими организации являются: оборудование, финансы, помещение, люди.

4. Цель представляет собой конечный результат, к которому стремится организация.

6. Только достигнув финансовой стабильности, организация может принимать участие в благотворительности.

7. Существует такой термин — сложная организация.

8. Социальная ответственность под силу не каждому предприятию, так как редко удается получить сверхприбыль.

9. Конечной целью любого предприятия является получение прибыли.

11. В условиях конкуренции организация вынуждена работать на опережение.

12. Задачи организации являются подробным планом действий на пути к выполнению ее миссии.

13. Люди не воспринимают не свои цели.

14. Если работникам предприятия известны его цели, они будут работать добросовестнее.

15. Организация предполагает как вертикальное, так и горизонтальное разделение труда.

16. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

17. Цели организации измеряются количественными показателями.

18. Дерево целей представляет собой схему взаимозависимых целей.

19. Подчиненным не стоит «забивать» голову целями предприятия.

 

Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы.

1. За счет внедрения новой, более прогрессивной технологии трудоёмкость изготовления единицы продукции снизилась на 20%. Как это изменение повлияет на другие внутренние переменные: цель, задачи, структуру, численность персонала? Изменение каких переменных можно оценить количественно при имеющихся исходных данных?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Поставщики изменили цены на материалы, повысив их на 30%. Как изменение этой внешней переменной скажется на конечных результатах деятельности предприятия-потребителя и его внутренних переменных? Какие пути стабилизации деятельности, из приведенных ниже, Вы можете выбрать:

1) сменить поставщиков;

2) сократить нормы расхода материалов;

3) заменить материалы;

4) изменить технологию.

Обоснуйте свой выбор_____________________________________

_________________________________________________________

Задание 3. Прочитайте и выберите правильный вариант ответа.

1. Организация должна состоять …

а) из хотя бы двух человек;

б) из трех или более человек;

в) из более десяти человек;

г) нет правильного ответа.

2. Какой организации не существует:

а) формальной;

б) неформальной;

в) адаптивной;

г) нет правильного ответа.

3. Выберите правильное определение организации:

а) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения совместных целей;

б) группа людей, совместно определяющая цели;

в) группа вместе работающих людей;

г) нет правильного ответа.

4. Внешняя среда характеризуется …

а) сложностью, непредсказуемостью, подвижностью;

б) сложностью, масштабностью, предсказуемостью;

в) стабильностью, предсказуемостью, управляемостью;

г) нет правильного ответа.

5. Выберите верное определение цели:

а) цель – это задача, которая стоит перед рабочим коллективом;

б) цель – это конечный результат, к которому стремятся работники;

в) цель – норма, установленная руководством фирмы;

г) нет правильного ответа.

6. Социальная ответственность организации — это отклик организации на проблемы общества и оказание помощи в их разрешении. Что может быть примером социальной ответственности:

а) оказание посильной финансовой помощи обществу;

б) ответственность, гуманность в поведении организации по отношению к членам общества, любая помощь;

в) соблюдение законов работниками организации;

г) нет правильного ответа.

7. Четкое разделение труда …

а) желательно для любой организации;

б) необходимо для любой организации;

в) не всегда обязательно для организации;

г) нет правильного ответа.

8. Общие цели формируются и устанавливаются …

а) на основе общей миссии организации;

б) на основе ценностей и целей высшего руководства;

в) все вышеперечисленное;

г) нет правиоснове общей миссии организации;

б) на основе ценностей и целей высшего руководства;

в) все вышеперечисленное;

г) нет правильного ответа.

9. Поставщики, конкуренты, потребители, местные органы управления – это …

а) факторы внутренней среды;

б) факторы внешней среды прямого воздействия;

в) факторы внешней среды косвенного воздействия;

г) нет правильного ответа.

10. Анализ внешней среды организации производится с целью …

а) определить угрозы и возможности, с которыми сталкиваются организации;

б) определить сильные и слабые стороны организации;

в) определить ресурсный потенциал организации;

г) нет правильного варианта ответа.