Бюджетная система как инструмент регулирования финансов
Центральное место в системе государственных финансов занимает бюджетная система.
Бюджетная система – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения необходимых социально-экономических функций государства.
Бюджетная система отражает движение денежных средств в процессе перераспределения ВВП, направляемого на финансирование хозяйства, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования, обеспечение обороны и управление обществом. Бюджетная система является инструментом государственного регулирования и с ее помощью осуществляется воздействие на экономическое развитие.
Бюджетная система имеет свои особенности:
является инструментом перераспределения ВВП;
пропорции бюджетного перераспределения определяются потребностями общественного развития;
бюджетное распределение является главным инструментом государственного регулирования.
Таблица 1
Структура федерального бюджета в 2006 г. 1
№ | Доходы – 2583,1 млрд руб. | % | № | Расходы – 2354,9 млрд руб. | % |
Налоговые платежи. Всего | 92,7 | Государственное управление | 2,8 | ||
НДС | 34,1 | Международная деятельность | 1,2 | ||
Налог на прибыль | 6,6 | Национальная оборона | 15,2 | ||
Акцизы | 9,8 | Правоохранительная деятельность | 10,5 | ||
Платежи за природные ресурсы | 9,7 | На промышленность, энергетику, строительство | 2,9 | ||
Налоги на внешнюю торговлю | 17,5 | На сельское и рыбное хозяйство | 1,3 | ||
Единый социальный налог | 14,2 | Транспорт, связь, информация | 0,3 | ||
Прочие налоги | 0,8 | На дорожное хозяйство | 1,9 | ||
Неналоговые платежи | 7,3 | На социально-культурные мероприятия | 12,9 | ||
Внешнеэкономическая деятельность | 2,0 | Государственный долг | 9,4 | ||
От использования государственного имущества | 4,3 | Расходы целевых бюджетных фондов | 0,6 | ||
Доходы от целевых бюджетных фондов | 0,5 | Помощь другим бюджетам | 33,8 | ||
Прочие платежи | 0,5 | Прочие расходы | 7,2 | ||
Итого | Итого | ||||
Профицит – 228,2 млрд р. |
1 Источник: Россия в цифрах в 2007 г. – М., 2007. С. 324.
Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет.
Федеральный бюджет – финансовый план, где фиксируются доходы и расходы.
Федеральный бюджет рассчитывается на базе основных параметров экономического развития: темпов роста ВВП, уровня инфляции и т. д. Сущность федерального бюджета проявляется в его функциях: распределительной, контрольной и фискальной.
Распределительная– связана с концентрацией денежных средств в руках государства и их использованием с целью удовлетворения общественных потребностей.
Контрольная – заключается в анализе экономических процессов, связанных с направлениями использования бюджетных средств.
Фискальная – направлена на сбор денежных средств для выполнения государством его функций.
Федеральный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета – денежные средства, которые образуются за счет налоговых поступлений и различных платежей от предприятий, организаций и населения. Доходная часть бюджета регулируется посредством налоговых ставок и налоговых платежей.
Расходы бюджета – денежные средства, которые используются на нужды национального хозяйства, играют важную роль в функционировании государства.
В наиболее общем виде структура федерального бюджета имеет вид (табл. 1).
Различают целевое и безвозвратное расходование бюджетных средств. Целевое расходованиебюджетных средств означает, что они используются строго на определенные государством цели: капитальные вложения, финансирование оборотных средств и т. д.
Безвозвратное означает, что государственные средства не возвращаются и не возмещаются.
Российская бюджетная система состоит из трех уровней.
Федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Местные бюджеты.
Выделяют также консолидированный бюджет, включающий бюджет федерации и бюджеты субъектов федерации.
Бюджет бывает дефицитным или профицитным. Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами. Профицит – превышение доходов над расходами. Среди основных причин дефицитности бюджета можно выделить следующее:
рост расходов, вызванный крупными государственными вложениями в развитие экономики;
увеличение расходов, связанных с чрезвычайными обстоятельствами;
циклическое падение производства, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию.
Для преодоления бюджетного дефицита применяют следующие меры:
сокращение бюджетных расходов;
денежная эмиссия;
изыскание дополнительных доходов;
одалживание денег.
Таким образом, бюджет является основой регулирования экономического развития.
С бюджетным дефицитом тесно связан государственный долг.
Государственный долг – текущая и накопленная задолженность, связанная с необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета.
Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний долг – это долг государства населению и хозяйствующим субъектам своей страны.
Внутренний долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (более 5 лет). Для оценки внутреннего долга рассчитывают отношение между внутренним долгом и размером ВВП. Если долг растет медленнее, чем объем ВВП, то это означает, что величина его сокращается (в 2003 г внутренний долг составлял – 314,7 млрд руб.)
Основной причиной внутреннего долга является высокая процентная ставка и выпуск высокодоходных государственных ценных бумаг (ГЦБ), что ведет к следующим последствиям:
предприятия и население приобретают ГЦБ вместо инвестирования денежных средств в производство, что сокращает основной капитал;
повышается конкуренция частных и государственных ценных бумаг, что сокращает инвестиции;
возрастают долговые выплаты государства, что делает эти выплаты невозможными.
Таким образом, внутренний долг государства – это результат повышения процентной ставки без использования мер, направленных на повышение объемов национального производства.
Внешний долг – задолженность государства физическим, юридическим лицам и правительствам других стран (в 2003 г. внешний долг России составлял – 121 млрд. дол.). Основными причинами внешнего долга являются:
прямое заимствование денежных средств у иностранных государств или частных компаний;
продажа ГЦБ другим государствам, физическим и юридическим лицам.
Последствия внешнего долга более тяжелые, так как государство вынужденно отвлекать часть бюджетных средств для оплаты.
Кроме того, при предоставлении иностранных займов могут выдвигаться различные политические и экономические требования, «неудобные» для страны-заемщика.
Величина внутреннего долга ограничивается законодательно. Для этого используют следующие критерии:
доля внешнего долга по отношению к ВВП не должна превышать 30%;
отношение годового объема выплат по внешнему долгу к годовому объему валютных поступлений не должно превышать 25%.
Для погашения внешнего долга осуществляют следующие меры:
продажа золотовалютных резервов;
реструктурирование долга;
перевод краткосрочной задолженности в среднесрочную;
Таким образом, государственный долг – результат внутренних и внешних заимствований, связанных с бюджетно-финансовой деятельностью государства и дефицитностью его бюджета.
Если платежи по внешнему долгу составляют более 30% федерального бюджета, то формируется долговая экономика, что приводит к следующим последствиям:
сокращается доля бюджетных средств, предназначенных для использования в национальной экономике;
значительно возрастает доля теневого сектора;
снижается доля государственных доходов в ВВП и доля потребления населения;
сокращается приток инвестиций и сдерживается экономический рост;
увеличивается размер налогообложения, снижается экономическая активность предпринимательства;
усиливается демонетизация, бартеризация и долларизация экономики;
происходит перераспределение доходов в пользу богатых.
В этих условиях возникает необходимость управления государственным долгом.
Под управлением государственным долгом понимают действия государства, направленные на погашение государственного кредита, а также на привлечение новых заемных средств.
Погашение государственных кредитов осуществляется двумя путями: из бюджетных средств и через рефинансирование (выпуск новых ГЦБ для расчета с держателями ценных бумаг прошлого выпуска).
Методы управления государственным долгом таковы: конверсия и консолидация.
Конверсия – изменение доходности ГЦБ (увеличение, уменьшение выплат по ценным бумагам). Консолидация – изменение сроков заимствований (превращение краткосрочных обязательств в долгосрочные).
Таким образом, государственный долг – это сложное финансовое образование, для сокращения которого необходим особый механизм, связанный с использованием рациональных методов управления долговыми обязательствами. Продуманная бюджетная политика государства позволяет использовать бюджет как финансовый инструмент регулирования экономики.