Роды, жанры и жанровые разновидности.

Жанровая система русского фольклора

Фольклор, как и литература, — искусство слова. Это дает основание фольклористике пользоваться понятиями и терми­нами, которые были выработаны литера­туроведением, естественно применяя их к особенностям устного народного твор­чества. Такими понятиями и терминами служат род, вид, жанр и жанровая раз­новидность

И в литературоведении, и в фолькло­ристике еще нет однозначного представ­ления о них: исследователи расходятся во мнениях и спорят. Мы примем рабочее определение, которым и будем пользоваться в этом учебнике. Те явления литературы и фольклора, которые называются родами, жанрами и жанровыми разновидностями, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям. Они сложились исторически и обладают относительной устой­чивостью, изменяясь лишь в незначительной степени и довольно медленно.Различие родов, жанров и жанровых разновидностей имеет значение и для исполнителей произведений, и для их слушателей, и для исследователей, изучающих народное твор­чество, так как эти явления представляют собой содержательные формы, возникновение, развитие, смена и отмирание которых — важный процесс в истории литературы и фольклора.

Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) и немецкий философ Гегель (1770—1831) показали, что сущест­вуют три сложившиеся формы литературного (а для нас и фольк­лорного) творчества: эпос, лирика и драма, которые принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Роды различаются между собой по предме­там изображения — разным сторонам действительности, а также по характеру изображения. Эпос объективно, в повествовательно-сюжетной форме изображает внешние по отношению к автору или исполнителю явления; лирика — субъективно, эмоционально-оценочно воспроизводит внутренний мир человека, выражает его мысли и переживания; драма при помощи прямой речи персо­нажей и соответствующих действий передает их характеристики, рисует картину жизни.

Род— наиболее широкое явление и понятие; он обнимает раз­личные виды, в которых конкретно и осуществляется. В лите­ратуроведческой и фольклористической терминологии в наше время почти вышли из употребления понятие и термин «вид»; чаще всего они заменяются понятием и термином «жанр», хотя ранее разграничивались. Мы тоже примем как рабочее понятие «жанр» — более узкую группу произведений, чем род. В таком случае под родом мы будем разуметь способ изображения дей­ствительности (эпический, лирический, драматический), под жанром —тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Но приходится ввести и еще более узкое понятие — «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую груп­пу произведений (сказки о животных, сказки волшебные, сказки социально-бытовые, песни любовные, песни семейно-оытовые и т. д.). Могут быть выделены и еще более мелкие группы произ­ведений. Так, в социально-бытовых сказках существует особая группа произведений — сатирические сказки.

Однако, чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэти­ческого творчества, следует принять во внимание и еще ряд обстоятельств: во-первых, отношение жанров к: так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не свя­заны.

 

В таком случае жанры русского народного поэтического творчества предстанут перед'нами в следующей схеме:

 

I. Обрядовая поэзия:

1)календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы);

2)семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);

3)заговоры.

 

II. Необрядовая поэзия:

1) эпические прозаические жанры:

а) сказка,

б) предание,

в) легенда (и быличка как ее вид);

2) эпические стихотворные жанры:
а) былины,

б) исторические песни (прежде всего старшие),

в) балладные песни;

3) лирические стихотворные жанры:

а) песни социального содержания,

б) любовные песни,

в) семейные песни,

г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.);

4) малые нелирические жанры:

а) пословицы;

б) поговорки;

в) загадки;

5) драматические тексты и действа:

а) ряженья, игры, хороводы;

б) сцены и пьесы.

 

В научной фольклористической литературе можно встретить постановку вопроса о смешанных или промежуточных родовых и жанровых явлениях: о лиро-эпических песнях, о сказках-леген­дах и т. п. Однако надо сказать, что такого рода явления в русском фольклоре весьма редки. Кроме того, введение подоб­ного типа произведений в классификацию жанров спорно потому, что смешанные или промежуточные жанры никогда не были устой­чивы, ни в один период развития русского фольклора не были в нем основными и не определяли его общей картины и истори­ческого движения. Развитие родов и жанров состоит не в их смешении, а в создании новых художественных форм и отмира­нии старых.

Возникновение жанров, как и формирование всей их системы, обусловливается многими обстоятельствами.

Во-первых, общественной потребностью в них, а следователь­но, задачами познавательного, идейно-воспитательного и эстети­ческого характера, которые ставила перед народным творчеством сама многообразная действительность.

Во-вторых, своеобразием отражаемой действительности; напри­мер, былины возникли в связи с борьбой русского народа против кочевников-печенегов, половцев и монголо-татар.

В третьих, уровнем развития художественной мысли народа 25 и его исторического мышления; на ранних этапах не могли быть созданы сложные формы, движение шло, вероятно, от простых и малых форм к сложным и большим, например от пословицы, притчи (короткого рассказа) к сказке и преданию.

В-четвертых, предшествующим художественным наследием и традициями, ранее сложившимися жанрами.

В-пятых, влиянием литературы (письменности) и других видов искусства.

Возникновение жанров — процесс закономерный; он определя­ется и внешними социально-историческими факторами, и внутрен­ними законами развития фольклора.

Состав и классификация жанров русского фольклора.Русское народное поэтическое творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре многих других народов — общефольклорные жанры (сказка, пословица, за­гадка и др.), и такие жанры, каких нет в устном творчестве других народов. Так, только в русском фольклоре есть былины и частуш­ки и нет в нем дум и коломыёк, которые свойственны украин­скому фольклору; краковяки есть только в польском фольклоре и только в болгарском фольклоре есть особого рода мифологиче­ские песни, но таких жанров нет в русском народном творчестве. Кроме того, различна популярность жанров в фольклоре разных народов, например в украинском более распространены шуточные, юмористические песни, нежели в русском или белорусском; в укра­инском и белорусском фольклоре более широко, нежели в русском, бытовали колядки. Различаются жанры и по своему характеру. Так, в белорусском фольклоре сказки имеют более героический характер, чем в русском и украинском, возможно, потому, что в белорусском фольклоре нет героических эпических песен.

Как видно из приведенной схемы, жанры входящие в состав русского фольклора, различаются между собой по содержанию, структуре и функциям [1, 147—154; 2. 58—76]. Эти различия служат основой классификации жанров.

При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как и в литературе, употребляются две формы речи —стихотвор­ная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надлежит выделять стихотворные виды (былина, историческая песня, баллада) и прозаические (сказка, легенда, предание). Лирический род произве­дений использует только стихотворную форму. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаиче­ские произведения рассказываются, а не поются. Драматический род в фольклоре также существует, но имеет специфические осо­бенности: здесь слово и напев соединяются еще и с действием, которое обычно представляет собой обряд, игру, хоровод. Собст­венно драматические формы очень поздние и возникли под влиянием литературы («Царь Максимильян», «Лодка»).

Система жанров.Жанры русского фольклора в своей сово­купности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора.

Система фольклорных жанров возникает, во-первых, в связи с общими для них идейно-художественными принципами; во-вторых, в связи с исторически развившимися их взаимоотноше­ниями; в-третьих, в связи с общей исторической судьбой жанров.

Общность идейно-художественных принципов.Несмотря на то что каждый отдельный жанр имеет более или менее определив­шиеся особенности (жанрообразующие признаки), им всем свой­ственны общие черты, которые и объединяют жанры во внутренне связанную систему, состоящую из взаимозависимых произведений. Прежде всего, жанрам устного поэтического творчества свой­ственна общая идейная сущность, которую следует определять словом «народность». Изображение жизни народа, отражение его психологии-^ воззрений, выражение его идеалов и стремлений присущи всему народному творчеству, всем его жанрам. Уже это объединяет их в целенаправленную идейно-художественную систему.

Состав жанров фольклора и их связь между собой обуслов­ливаются также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причем функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою собственную задачу – изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исто­рические песни, предания), другой — труд и быт народа (календарные обрядовые песни, трудовые песни), третьей — личные отно­шения (семейные и любовные песни), четвертой — моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но#все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей. Жанры связаны между собой так же, как связаны между собой разные стороны и явления самой действительности, и поэтому образуют единую идейно-художественную систему.

То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идей­ную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Начиная с общности морали пословиц и сказок, предметов загадок и сказок и кончая сходством тем, сюжетов и героев исторических песен, исторических преда­ний, например об Иване Грозном, фольклор образует единую систему, имеющую общий жизненный материал, а поэтому, естественно, и общие картины природы и быта, сцены событий и подвигов, борьбы с чудовищами, например, в сказках и были­нах, сходные тип-ы героев.

Для фольклорных жанров характерна общность принципов народной эстетики — простота, краткость, экономность, сюжет­ность, поэтизация природы, определенность моральных оценок героев (положительных или отрицательных).

Жанры устного народного творчества связаны между собой .также общей системой художественных средств фольклора — свое­образием композиции (лейтмотив, единство темы, цепочная связь, заставка —картина природы, типы повторений, общие места), символикой, особыми типами эпитетов.

Эта система, исторически развивающаяся, имеет ярко выра­женное национальное своеобразие, обусловленное особенностями языка, быта, истории и культуры народа.

Взаимоотношения жанров. Вформировании, развитии и сосущест­вовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимо­действия; взаимовлияние, взаимообогащение, сцепление, приспособление друг к другу. Взаимодействие жанров имеет многообразные формы. Оно служит одной из причин значительных изменений в устном народном творчестве.

Генетическая связь жанров.Генетическая связь жанров пред­полагает, что жанры складываются на предшествующей им обще­фольклорной основе в силу чего им свойственны общие или весьма сходные особенности, или что один жанр служит почвой для возникновения другого. Так, былина формировались не только на основе ранних типов героических песен, но, очевидно, и на основе легендарно-сказочных жанров. В свою очередь, былина предшествовала исторической песне. Частушка возникла на широ­ком материале лирических песен разного типа, в том числе плясовых и игровых.

Издавна в науке существует мнение, что пословица родилась из притчи как ее заключительный' вывод, моральный афоризм. Эту точку зрения поддерживал в своих работах А. А. Потебня.

Ф. И. Буслаев начало малых жанров возводил к сказке, полагая, что пословицы, поговорки, загадки идут от общей основы как образцы «мудрости народн

Ф. И. Буслаев начало малых жанров возводил к сказке, полагая, что пословицы, поговорки, загадки идут от общей основы как образцы «мудрости народной».

От более ранних жанров нововозникающие воспринимали и некоторые черты общей структуры, и элементы поэтики (симво­лика в лирической песне и символика в частушке), и стих (стих былины и стих исторических старших песен).

Этот эволюционный путь происхождения жанров связывает их между собой.

В истории фольклора существует и противоположное явление — воздействие новых жанров на старые, причем ранее популярные жанры изменяют свою структуру и поэтику. Нередко под влиянием новых жанров происходит распадение старых.

Так, историческая песня, возникнув как продолжение былины, сама, в свою очередь, вызывает в былине изменения: большее развитие социальных конфликтов и освещения личных отношений героев, упрощение поэтики, например уменьшение роли общих мест, изменение стиха.

Частушка, возникнув как модификация традиционной лирической песни, сама затем стала оказывать на нее влияние, под действием которого в лирической песне уменьшился распев, упростились ком­позиция, сюжетная ситуация и символика.

Сказка под влиянием простых устных рассказов — побывальщины и сказа — стала прини­мать более бытовой хаоактер, меньше использовать фантастику, схематизировала сюжет, сводя его к одному событию, упростила манеру повествования и традиционные приемы.

Включение одних жанров в другие.Своеобразной формой взаи­модействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведения другого.

Так, можно наблюдать пословицу в былине и лирической пес­не, где она служит заключением, афористическим выводом или моральным правилом, регулирующим поведение действующих лиц или ход действия.

Например, в былине «Добрыня и змей» мать Добрыни совету­ет ему перед трудным делом;

 

Ложись-то спать да рано с вечера,

Но утро будет оно мудрое: