Билатеральная конституция.

Павлов же ввел понятие о художественном ( позднее - гуманитарном) и мыслительном (позднее – математическом) типе личности в связи с ассиметрией функций полушарий –основа современного учения о билатеральной конституции.

Современно – учение об ассиметрии функций больших полушарий. Лево-право-рукие, амбидекстры (равнорукие).

доминирующая рука чвляется абсолютным маркером конституции.

Набор простых тестов, предложенных А.И. Микуличем (определение ведущей руки при аплодировании, положение рук в «позе Наполеона» и при переплетении пальцев, ведущий глаз, ведущее ухо), по­зволяет установить у индивида правый или левый конституциональный фенотип.

Билатеральная конституция индивидов связана с преобладанием в трудовой дея­тельности одной из рук и с функциональ­ной асимметрией больших полушарий голов­ного мозга (Р. Сперри, 1981). У правшей левое полушарие заведует абстрактным мышлением, опредмечиванием понятий в словах, а правое — пространственной ори­ентацией и конкретно-образным освоени­ем действительности. К левому полушарию приурочены лингвистические, а к право­му — музыкально-художественные способ­ности, распознавание сложных зрительных образов, выражение эмоций (Н. Гешвинд, 1984). От 5 до 8% индивидов в детстве яв­ляются левшами, и у них инвертированы функции полушарий. Значительная их часть, особенно среди девочек, переучива-

ется в процессе социализации на «искусст­венных правшей». Безусловно, навязыва­ние двигательного стереотипа, идущего вразрез с конституцией, само по себе отри­цательно сказывается на психомоторном развитии переученных левшей. Отсюда и многочисленные данные о замедлении фи­зического развития леворуких детей и об их повышенной тревожности, по сравне­нию с праворукими сверстниками. Но не­которые особенности реактивности левшей остаются малообъяснимыми, если принять во внимание только социальные факторы.

Так, имеются статистические данные американских авторов о взаимосвязи лево-рукости и повышенного предрасположения к аутоиммунным заболеваниям, в том чис­ле, к демиелинизирующей патологии цен­тральной нервной системы.

Существуют представления о своеобраз­ном течении психических заболеваний у левшей. Согласно наблюдениям отече­ственных авторов, шизофрения у левшей имеет тенденцию к более благоприятному течению, а алкоголизм при леворукости, наоборот, в большем проценте наблюдений протекает тяжело. Э.В. Арчакова и соавто­ры показали (1987), что среди леворуких детей выше процент длительно и часто бо­леющих и проявляется пониженная резис­тентность к заболеваниям органов дыхания.

Делались попытки увязать особенности билатеральной конституции с павловскими представлениями о художественном и мыс­лительном типах личности. Некоторым ав­торам удалось продемонстрировать повы­шенную частоту леворукости среди детей, вовлеченных в художественно-артистичес­кую деятельность, но данные подобных ис­следований противоречивы.

Сэру Томасу Брауну принадлежит фраза «На моей руке имеется нечто, чего я не встре­чал на чужой». Исключительная роль руки в процессе трудовой деятельности обусловли­вает тесную взаимосвязь этого «органа тру­да» с центральной нервной системой. Поэто­му анатомия руки в определенной мере отражает индивидуальные конституцио­нальные особенности, хотя бы в силу того, что выбор профессии — это, во многом, кон­ституционально детерминированный акт.