Расчетно-графическая работа.
Кафедра дорожного, промышленного и гражданского строительства
Расчетно-графическая работа
По дисциплине:Дорожные машины
Выполнил: студент Коновалов Е. В.,
ЛТФ, 4 курс, 143 гр., МиОЛК
№ зач. книжки 060164
Проверил преподаватель
Бобров В.В.
Сыктывкар 2010
Расчетно-графическая работа.
(вариант №4)
Расчетные данные:
Автогрейдер ДЗ-99-1-4 дизель А-01М
Рабочий орган отвал для вырезания грунта, f=0,15 м2
Привод к рабочему органу гидравлический
Глубина резания грунта h=20 см
Число ударов С=10
Профилирование участка длиной L=500 м, шириной В=8,5 м, высотой насыпи Н=0,7 м.
Задание №1. Рассчитать и обосновать выбор основных параметров машины и ее рабочего органа.
Автогрейдеры представляют собой самоходные планировочно-профилировочные машины, основным рабочим органом которых служит полноповоротный грейдерный отвал с ножами, установленный под углом к продольной оси автогрейдера и размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования. При движении автогрейдера ножи срезают грунт, и отвал сдвигает его в сторону.
Автогрейдеры применяют для планировочных и профилировочных работ при строительстве дорог, сооружении невысоких насыпей и профильных выемок, отрыве дорожного полотна и распределения в нем каменных материалов, зачистки дна котлованов, планировке территорий, засыпке траншей, рвов, канав, ям, а также очистке дорог, строительных площадок, городских магистралей и площадей от снега в зимнее время.
Автогрейдеры используют на грунтах I…III категорий. Процесс работы автогрейдера состоит из последовательных проходов, при которых осуществляется резание грунта, его перемещение, разравнивание и планировка поверхности сооружения.[2]
По конструктивной массе автогрейдер средний (до 12 тонн), колесная схема представлена формулой А×Б×В, где А – число осей с управляемыми колесами; Б – то же, с ведущими колесами и В – общее число осей. Например, колесная формула для трехосного автогрейдера, имеющего одну переднюю управляемую ось, будет 1×2×3. [3]
Характеристика базовой машины: [4]
a. Масса рабочего оборудования:
Gобор = (0,35÷0,45)×Gмаш=0,35×11800=4130 кг
Gмаш – масса трактора, кг;
b. Сцепная масса машины:
Gсц = (Gмаш + Gобор ) ×ψ = (11800 + 4130) × 1 = 15930 кг
ψ – коэффициент использования массы машины по сцеплению (для колесных – 1,0 ÷ 0,7)
c. Номинальное тяговое усилие:
По условию сцепления:
Тсц = 1000 × Gсц × φсц × gсц = 1000 × 15,93 ×0,75 ×10 = 119,475 кН
Gсц – сцепная масса машины, т;
φсц – коэффициент сцепления ведущих колес с поверхностью качения ( для колесных – 0,65 ÷ 0,85);
gсц – ускорение свободного падения (9,81 ~ 10 м/с2)
По условию мощности:
Тн = = 114,01 кН
Nmax – эффективная мощность, кВт;
υ – скорость движения, м/с;
δ – коэффициент буксования (для колесных – 0,20)
ηм – КПД механической трансмиссии (0,85 ÷ 0,88)
Условие Тсц > Тн выполняется, верно.
d. Скорости движения при выполнении операций:
Транспортная скорость – 1,03 ÷ 8,45 м/с
Рабочая скорость – 0,89 м/с
Из параметров рабочего органа определить: [4]
a) Размеры рабочего органа:
Ширина отвала должна позволять вырезать из кювета стружку грунта и перемещать ее в сторону на такое расстояние, при котором станет невозможным самопроизвольное ссыпание грунта назад в кювет.
Lо = Bм + 0,2 +0,7 = 2,4 + 0,2 + 0,7 = 3,3 м
Bм – ширина машины;
Высота отвала должна обеспечивать возможность формирования валика грунта и перемещения его перед отвалом.
Hот = А× 3√(Тн ×0,1) – 0,5 × Тн = 450 × 3√(114,01 × 0,1)– 0,5 × 114,01= 0,956 м
Hот – высота отвала;
А – коэффициент, принимаемый 450 мм/кН1/3
b) Форма и профиль:[3], [1].
Схема отвала автогрейдера
Геометрические параметры автогрейдера
;Конструктивная схема автогрейдера:
1— рыхлитель; 2,5 — гидроцилиндры; 3, 12 — карданные валы; 4 — основная рама; 6 — вал рулевого колеса;7 — кабина; 8 – двигатель; 9 — радиатор; 10 - задний мост; 11 — сцепление; 13 — коробка перемены передач; 14 — отвал; 15-поворотный круг;16 - рама поворотного круга; 17 - цапфа переднего моста; 18 — средний мост.
c) Угол резания, угол опрокидывания, угол наклона:
ψ-угол опрокидывания ( 75о )
ε-угол наклона ( 70о ÷ 90о )
δ-угол резания ( 50о ÷ 55о )
Нот-высота отвала ( 0,956 м )
d) Емкость отвала:
V = = = 1,88 м3;
L – ширина отвала, м;
H – высота отвала, м;
Кпр – коэффициент, зависящий от характера грунта и от соотношения H/L и коэффициента рыхления (H/L=0,290; Кпр = 0,80)
Полный объем разрабатываемого автогрейдером землеполотна:
L×В×Н = 500×8,5×0,7 = 2975 м3
Задание 2. Определить суммарные сопротивления, возникающие при копании грунта и сравнить с номинальным тяговым усилием.
W = W1 + W2 + W3 + W5 = 71,02+1,36+3,28+0,76+3,54=79,96 кН.
W1 – сопротивление резанию; [5].
W1=10×С ×h1,35 ×(1+2,6L)×(1+0,01δ) × Sin α = 10×10×201,35×(1+2,6×3,3) ×(1+0,01×50) Sin 60о = 71,02 кН.
С - число ударов стандартного ударника-плотномера, соответствующее заданной категории грунта, Н/см2;
L – длина режущей кромки ножа, м;
δ – угол резания, град;
h – толщина срезаемой стружки, см;
α – угол захвата, град;
W2 – сопротивление перемещения грунта вверх по отвалу, [3].
W2 = Gпр × f×cos2δ×sinφ = 1,36 кH.
Gпр=Vпр×δо×g=L×H2/2×Kпр×g= 3,3×0,9562/2×0,8×1600×9,81=18,94 кН
Gпр – сила тяжести при волочении;
δо – объёмная масса грунта (равна 1600кг/м3)
Kпр – коэффициент, зависящий от отношения H/L (Kпр=0,8)
f – коэффициент трения грунта о сталь (равный 0,2)
φ – угол захвата (равен 60 о)
W3 – сопротивление волочения грунта перед отвалом, [3].
W3 = Gпр×f×sinφ =18,94×0,2× sin 60о = 3,28 кH.
f – коэффициент трения (0,2)
W4 – сопротивление перемещения грунта вдоль отвала, [3].
W4 = Gпр×f1×f2×Cos φ =18,94×0,1×0,8×Cos 60о = 0,76 кН
f2 – коэффициент трения грунта о грунт (0,8 ÷ 1,0)
W5 – сопротивление как тележки, [3].
return false">ссылка скрытаW5 = G×(f1 + i) = 11,8×(0,1+0,2)=3,54 кН.
G – масса автогрейдера, т;
f1 – коэффициент сопротивления движению (примем равным 0,1);
i – уклон, (0,2)
Полученные данные:
Тсц = 119,475 кН.
Тн = 114,01 кН.
W = 79,96 кН.
Требуемая мощность N=W×v/(103 ×η)=79,96×0,89/0,95 = 74,91 кВт
η – кпд (примем равным 0,95)
v – рабочая скорость (0,89 м/с)
Номинальная мощность Nн =95,5 кВт.
Требуемая мощность N=74,91 кВт
Условие Nн > N выполняется, но не полностью используется мощность.
Меняем глубину резанья на 6 см => h=26 см. Делаем перерасчет W1 – сопротивление резанию:
W1=10×С×h1,35×(1+2,6L)×(1+0,01δ)×Sinα=10×10×261,35×(1+2,6×3,3)×(1+0,01× ×50) Sin 60о = 101,204 кН.
Требуемая мощность N=W×v/(103 ×η)=101,204×0,89/0,95 = 94,81кВт
Номинальная мощность Nн =95,5 кВт.
Требуемая мощность N=94,81 кВт
Условие Nн > N выполняется, верно.
Вывод: после проведения расчетов выяснили, что при глубине резанья h =18 см основные параметры машины не выполняются, после чего изменив глубину резанья на h =16 см, чтоб уменьшить сопротивление к резанью, вследствие чего все условия параметров машины выполняются (Тсц>Тн , Тсц>Тн >W, Nн>N), значит, бульдозер выполнит все поставленные требования.
ЗАДАЧА №3. Составить кинематическую схему привода к рабочему органу и привести её основные характеристики.
Кинематическая схема автогрейдера: 1-муфта сцепления; 2,9-карданные валы; 3-коробка передач; 4-зубчатая муфта для переключения передач переднего хода; 5,6,7-ведущий, промежуточный и выходной валы; 8-зубчатая муфта для переключения передач хода уменьшителя; 10-главная передача; 11-редуктор; 12-ведущее колесо.
Схема гидросистемы автогрейдера:1-масляный бак; 2,14-насосы; 6,7,8,10 и 11-гидроцилиндры; 9-гидромотор; 5 и 13-запорные клапаны, гидрошарнир, гидрораспределители; 3-фильтр; 4-трубопроводы гидролинии подачи жидкости в гидрораспределитель; 12-слив жидкости.
ЗАДАЧА №4. Определить эксплуатационную производительность машины.
Пэ = = = 738,24 (м2/см)
Тр– рабочее время в смену, 480 мин;
Кв – коэффициент использования рабочего времени, 0,8;
Lуч – длина участка (из задания принимается 500 п. м);
tп – время, затрачиваемое на поворот машины, (90 сек);
n1 – кол-во проходов по одному месту;
(n1=В/Lо=0,27)
n2 – кол-во проходов по ширине обрабатываемого участка;
(n2=В/Lо×Sin α= 0,24)
Используемая литература
1. Васильев А.А. Дорожные машины. – М.: Машиностроение, 1987. – 416 с.
2. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. – М.: Высшая школа, 2001. – 575с.
3. Хархута Н.Я., Капустин М.И. Дорожные машины. Теория, конструкция и расчет. - Л.: Машиностроение, 1976.
4. Методические указания по курсовому проектированию. Дорожные машины. Л.; 1983.
5. Алексеева Т.Е. Машины для земляных работ. М.: Машиностроение, 1972, 300с.