Ситуативные задания
1. Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.
2. Придумайте предложения со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.
3. Эвфемизм - (от греч. «хорошо говорю») – более мягкое слово или выражение вместо грубого или непристойного, например: «не сочитайте» вместо «не врите». Придумайте 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к нем эвфемизмы.
4. Объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц.
§ Неясность слов есть признак неясности мысли(Л.Н.Толстой).
§ Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи).
§ Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи).
§ Не та речь хороша, что убеждает, а та, что убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой).
§ Осла знают по ушам, медведя по когтям, дурака – по речам (Вл. Даль).
§ Не говори всего, что знаешь, но знай все что говоришь (пословица).
§ Не ножа бойся, языка (пословица).
§ Кто говорит – сеет, кто слушает собирает (пословица).
5. Какое эмоциональное отношение говорящего передают следующие вопросы? Какую эмоциональную реакцию они могут вызвать у адресата? Опишите ситуации, в которых они уместны.
1. Чем ты занимаешься? Что ты делаешь? Что ты наделал? Что ты натворил?
2. Где ты был? Где ты пропадал? Где ты бродил? Где ты шатался? Где вы бываете?
3. Что случилось? Что произошло? Что стряслось?
6. Заполните пустые графы таблицы синонимическими выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.
Нейтральное | Официальное | Разговорное, с оттенком фамильярности |
Можно к вам? | Разрешите? | Не помешаю? |
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника) | ||
Нельзя ли мне позвонить? | ||
Просьба соблюдать регламент. Разрешите обратиться к вам с просьбой | ||
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности) |
Спросите себя перед собеседованием с работодателем (либо ответственной встречей с клиентом): какое впечатление я хочу произвести на собеседника (ассоциацию с каким образом вызвать в его сознании)?. Ответьте. Например, это образ «профессионала».
Далее, глядя в зеркало, вдумчиво и без суеты осмотрите себя. Проанализируйте вышеперечисленные сигналы и классифицируйте их по двум категориям:
§ сигнальные элементы, усиливающие образ «профессионала»;
§ сигнальные элементы, ослабляющие образ «профессионала».
Какое получилось сочетание? Какой выявлен баланс между сигнальными элементами? Если получен в сторону ослабления, то следует уделять больше времени своему индивидуальному развитию, работать на имиджем.