ДЕФЕКТАЦИЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
В сельскохозяйственных машинах в основном применяются шлицевые соединении с прямоточными профилями зубьев (шлицев). В процессе эксплуатации в шлицевых соединениях увеличивается боковой зазор, что вызывает возникновению дополнительных ударных нагрузок, отражаются на работе зубчатых колес, подшипников и др.
Основными дефектами соединений являются износ шлицев по толщине, износ впадин по ширине и непараллельность шлицев по отношению оси вала.
Ширина шлицев, мм | Допустимый зазор в шлицевых соединениях, мм | ||
При работе с нереверсированием | При работе с реверсированием | ||
Неподвижные соединения | Подвижные соединения | ||
До 8 | 0,5 | 0,65 | 0,4 |
10 - 16 | 0,65 / 0,9 | 0,9 / 1,25 | 0,5 / 0,65 |
Исследования показали, что зазор в прямоточном шлицевом соединении образуется под воздействием ударной нагрузки в результате смятия шлицев, значения допустимых зазоров приводятся в таблице 8.2.
Таблица 8.2. -Требования к дефектации шлицевых соединений.
Таблица 8.3.-Результаты дефектации шестерён
Наименование шестерни | Внешние признаки нарушения работоспособности | Толщина зуба, мм | ЗАКЛЮЧЕНИЕ (годная или браковать) | |||
Ср. | ||||||
На каждую шестерню техническими требованиями установлены высота замера штангензубомером и допускаемая толщина зуба. При измерении шаблоном шестерня считается годной, если шаблон касается профиля зуба с зазором при вершине. Шестерня подлежит выбраковке, если шаблон ложится на вершину зуба и не касается его профиля.
Шлицевые соединения с прямобочным профилем могут иметь следующие дефекты: забоины, сколы, заусеницы на зубьях вала и отверстия, скручивание шлицов, износ сопрягаемых центрируемых поверхностей, износ зубьев вала по толщине, износ впадин по ширине.