Р.А. Туранов, В.К. Еремеев

УДК 621.8-1/-9

Механизм выпуска крыла экранолёта

Р.А. Туранов, В.К. Еремеев

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

 

На кафедре «Самолетостроение и эксплуатация авиационной техники» Иркутского государственного технического университета, разработан механизм для выпуска подъёмного крыла экраноплана.

 

Ключевые слова: механизм; экранолёт; крыло; гидроцилиндр.

 

Туранов Роман Александрович,студент группы СМо-10-2,тел.:89500503567, e-mail: romancheg08@mail.ru

Еремеев Валерий Константинович, заслуженный изобретатель России, кандидат технических наук, доцент кафедры конструирования, стандартизации и механизмов, тел.:89642158811, e-mail: eremeev1940@bk.ru

 

Предпосылкой предложения проекта к разработке является неспособность экранопланов подниматься выше 2-3 м над поверхностью. Так как есть возможность оторваться от «экрана» и лететь на больших высотах, такой летательный аппарат называется экранолёт. Данный механизм позволит выпускать крыло и подниматься на большие высоты для преодоления препятствий. Также, складывать крыло тогда, когда экранолёт находится вблизи поверхности, тем самым уменьшать лобовое сопротивление действующее на крыло, увеличивать аэродинамическую эффективность (т.к. крыло и в убранном положении создаёт подъёмную силу) и по прежнему сохранять экономию топлива на режимах экранного полёта.

На рис.1 показана общая кинематическая схема всего механизма и взаимодействия с другими составляющими экранолёта. Вся система состоит из: гидроцилиндров (1), масляного насоса (2), гидробака (3), распределителя (4), рукавов высокого давления (5), полукрыла (6), силового каркаса (7), ДВС (8) и центрального редуктора (9)

Крыло (6) шарнирно закреплено с силовым каркасом (7), движение крылу придаёт гидроцилиндры (1). Из гидробака (3) масляным насосом (2), под высоким давлением через РВД (5) подаётся жидкость на распределитель (4) который находится в кабине пилотов (10), далее в зависимости от положения золотника, жидкость может поступать обратно в гидробак, выдвигать шток гидроцилиндров или задвигать. Гидроцилиндры, одним концом шарнирно закреплены в центроплане (11), другим с полукрылом. Работу масляного насоса (2) создаёт двигатель (8), который передаёт крутящий момент через центральный редуктор (9). Так как масляный насос нужен только для кратковременных работ, то его нужно выключать, чтобы избежать его быстрого износа и выхода из строя. Включение и выключение масляного насоса осуществляется соединительной муфтой.

Рис.1. Кинематическая схема всего механизма и гидросистемы:1-гидроцилиндр; 2-масляный насос; 3-гидробак; 4-распределитель; 5-рукав высокого давления (РВД); 6-полукрыло; 7-силовой каркас; 8-двигатель внутреннего сгорания (ДВС); 9-центральный редуктор; 10-кабина пилотов; 11-центроплан.

Для правильной работы всего механизма, были выполнены расчёты и, исходя из нужных нам параметров, подобраны наиболее выгодные по массе и эффективности составляющие всей гидросистемы.

Данный проект является перспективным для практической реализации. Так как является решением основной проблемы экранопланов, при этом не имеет сложности в эксплуатации.

Основным недостатком является тот факт, что для управления таким летательным аппаратом, потребуется дополнительно получить лицензию пилота малой авиации.

Список использованной литературы:

1. А.Ф. Крайнев. Идеология конструирования. –М. : Машиностроение-1,2003.-384с., ил.

2. В.К. Еремеев. Основы конструирования и детали механических машин : учебник /Иркут. гос. техн. ун-т, Ин-т машиностроения и трансп., Каф. конструирования и стандартизации в машиностроении . – Иркутск: Б.и., 2011. – 801 с.