Развитие запада 14 – 18 века.

Варварские племена, захватывающие пространство Европы, захватывали пространство религиозное, так или иначе там сущ-ла Римская империя. Рим скорее всего не пал, бы если бы он не варваризовался, сначала Рим пытался противостоять варварам, потом он понял, что не хватает сил для противостояния – стал приглашать варваров к себе на службу, поэтому 1 – 2 века н.э., накануне Великого Переселения Народов (3 – 4 вв.), очень многие посты римской империи занимали варвары, кот-ые набирались необычайного опыта, то впоследствии позволило им очень быстро подняться. Варвары и Римляне участвовали в закладке нынешней западно-европ цивилизации.

Так как варвары пришли на объединившуюся территорию и они захотели объединиться с этой территорией:

1ая попытка – Карл Великий в 800 год – объединил всю Европу, с чел-ом кот-ый стоит во главе. Однако после его смерти – в 803 г. – по Верденскому договору всю Европу снова разделили.

2ая попытка – германский император - Оттон I в 962 г – коронация себя – король римских императоров, создает новую римскую империю из Германии, объединение Германии, Северной и Средней Италии, впоследствии с 10 – 11 века это образование будет называться Священная Римская Империя, с 15 века она получит название Священная Римская империя Германской нации, просущ-ет до 1806 года, пока её не разрушит Наполен Бонапарт.

Она была довольно рыхлым образ-ем, в итоге образ нац гос-в на этой территории, однако выполнили очень важную задачу – осознание европейцев объединения Европы – идея единства.

Также Христианская церковь отстаивает идею об особом христианском мире или католическом универсуме, кот-ый может быть возглавлен только монархом католической церкви. Такая идея жила и в Римской католической церкви – претендует на высшую духовную и политическую власть в Европе. + отстояние идеи.

Исинна богословная и истина, кот-ую открывает чел-к могут не совпадать, но обе имеют право на сущ-ие. Эта теория была категорически осуждена католической церковью. Но вопрос о том, как соотносить разум и веру все равно оставался – вопрос был открыт и на него пытались снова дать ответ.

Следующий, кто пытался примирить разум и веру был знаменитый теолог – Фома Аквинский, признавал, что чел-ий разум – очень ценная вещь, но считал, что есть сверхразумные явления, кот-ые человеческий разум объяснить не может. И всё, что можно объяснить с помощью разума, надо объяснять, а все то, что не может чел-к объяснить, в это надо просто верить.

Сначала учение Фомы Аквинского (1226-1274) – томизм, было категорически отвергнуто католической церковью, но, разобравшись в ней, они сделали её официальной доктриной. Т.е. католическая церковь признала, что что-то человеческий разум достичь может, но всё, что он не может достигнуть – объяснит религия. Это учение о двух истинах стало официальной доктриной католической церкви.

В 14 веке английский богослов – Уильям Оккам (1284-1350) провозгласил, что идеология вообще не должна вмешиваться в философию – это две разных ипостаси и они не должны друг другу мешать. В своих трудах он говорил о том, что Вселенная вечная, что её вовсе не создали во время шестидневного творения, о том, что время и движение бесконечны и о том, что основой чел-ого познания должен быть опыт. Учение Оккама было осуждено, книги были сожжены и с ним самим католическая церковь также расправилась.

В 14 веке схоластика уже выразилась просто в игру слов и мистицизм, поэтому Николай Кузанский (1401-1464) (один из величайших мыслителей) осуществляет переход от схоластики к натурфилософии (Германия). (Натурфилософия – система, которая пыталась объяснить природу, исходя из опыта/Натурфилософия— попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы). Он настаивает на том, что нужно отделить изучение природы от богословия, сам изучает мироустройство и природу и по сути дела открывает дорогу к Пантеизму - учение, согласно которому Бог и Вселенная тождественны.

Это был вызов, брошенный Николаем Кузанским, другим таким же человеком, бросившим вызов схоластике и догмам христианским был Франческо Петрарка (1304-1374). Он говорил о том, что любовь может быть не только к Богу, но и к природе, к земной женщине, к какому-то произведению искусства, что он и продемонстрировал в своих письмах к Лауре и в своих сонетах, в которых он воспевает красоту и любовь к земной женщине. Это был абсолютный нонсенс средневековой литературы, ибо воспевать любовь можно было к богоматери или только к Богу. Он занимался проблемами земного человека, изучением его способностей. При этом он собирал античные рукописи, изучал их и обрабатывал их тексты и возвращал европейскому читателю. Поэтому он считается отцом ренессансной филологии. Одним из центральных понятий в его этике (что такое хорошо и что такое плохо?) было humanitatis (в итоге, благодаря этому понятию в 19 веке появится гуманизм). Предметы, кот-ые изучались в высшей школе – были введены – филология, риторика, поэзия и моральная философия. Разработку программы становления новой культуры завершают друзья и последователи Петракки – Бокаччо, Салютате. Эти три чел-ка завершают этап раннего гуманизма.

На выходе ранние гуманисты достигли:

· Права чел-ка на земные радости

· На наслаждение красотой окружающего мира

· Доказали, что ценность чел-ка не в его происхождении, а в том, что у него есть собственные хорошие качества, т.е. всё зависит не от происхождения чел-ка, а от качеств самого чел-ка, т.е. от нравственности, ума, совершенства и т.д.

В первой половине 15 века гуманизм превращается в широкое культурное движение и центром его становятся: Флоренция, Милан, Венеция и Неаполь. Возникают кружки гуманистов, школы, где ставится целью воспитание новой свободной всесторонне развитой личности. Гуманистов начинают приглашать в кач-ве преподавателей в университеты. Они становятся секретарями герцогов, графов, князей и т.д. Они становятся канцлерами, дипломатами и именно гуманисты создали тот стиль дипломатической переписки, кот-ый используется до сих пор. Складывается особая социальная прослойка – гуманистическая интеллигенция, вокруг которой вращается научная и культурная среда всей европы. Все знают латынь, поэтому всем очень легко общаться. Общим европейским языком была латынь. Именно с гуманистов очень быстро набирают авторитет гуманитарные дисциплины, т.е. изучают не только богословие и технические вещи, но и гуманитарные дисциплины. Поэты и художники стремятся возрождать древнее искусство, благодаря этим попыткам возродить античность рождается ренессанс.