Имидж делового человека

· Понятие имиджа делового человека

· Содержательная характеристика имиджа

 

Имидж – это некий образ, который человек, его «я» представляет миру, своего рода самопрезентация для других.Посредством имиджа, содной стороны, мы стараемся дать информацию для окружающих, но, с другой стороны, преследуем свои конкретные цели.

Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Этимологически понятие «имидж» восходит к французскому image, что означает образ, изображение, представление. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

В западном бизнесе способности и умению человека производить хорошее впечатление придают очень большое значение. Недаром там появилась новая категория людей, так называемых имиджмейкеров – специалистов по имиджу.

Когда говорят об имидже, обычно выделяют социальный, профессиональный и индивидуальный имидж.

Социальный и профессиональный имидж– совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии (политик, бизнесмен, учитель, врач и т.п.). Если впечатление, которое производит человек, не соответствует ожидаемому от его профессии или положения в обществе, говорят о необходимости «изменения имиджа».

Индивидуальный имидж– совокупность требований, которые предъявляются деловому человеку, соотнесенные с его индивидуальными особенностями и деловыми качествами.

Имидж – это не застывшее понятие, ибо человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. К сожалению, часто бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манеры общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства. И часто проигрывает. Потому что всегда необходимо делать поправку на обстоятельства, понимать мотивы своих поступков и конечные цели, и только исходя из этого, выстраивать свое поведение.

Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запечатлевает в памяти образы привлекательных людей. Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по внешним данным.

Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. В каждом индивиде имеется способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности.

Быть обаятельным – своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, которые нужно уметь переносить достойно.

Обаяние – это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям. К сожалению, в жизни нередко бывает так, что люди сами себе создают героев и идолов, абсолютно не вникая в их личностную сущность. Именно поэтому полезно оценивать, какие человеческие качества и поступки привлекают наше внимание, и почему мы так тянемся к их обладателям.

Среди приоритетных качеств, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа, условно выделяют три группы.

В первую группу входят:

· коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми);

· эмпатичность (способность к сопереживанию);

· рефлексивность (способность понять другого человека);

· красноречивость (способность воздействовать словом).

Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием аттракция («умение нравиться людям»). Обладание этими способностями и их постоянное развитие – залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся:

· нравственные ценности;

· психическое здоровье;

· способность к межличностному общению.

Обществу необходим нравственно надежный человек, способный на самосовершенствование и прежде всего духовное, имеющий широкие гуманитарные знания. Ф.М. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О верности этого утверждения писателя свидетельствуют многочисленные примеры из жизни знаменитых людей.

К третьей группе качеств относятся те, которые связаны с жизненным и профессиональным опытом личности.

Практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой истинный талант и всю жизнь занимаются не своим делом. Еще Н.А. Добролюбов писал, что человек со способностями министра мучается на кучерских козлах, а другие, со способностями кучера, изнемогают в высоких министерских креслах.

Вместе с тем, обладание всеми вышеперечисленными качествами еще не гарантирует автоматически позитивный имидж делового человека. Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая

· искусство улыбаться;

· постановку голоса;

· технику жестов, мимики и поз.

Помогают им в этом имиджмейкеры – специалисты по оформлению имиджа.

Еще одним условием создания привлекательного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет есть одна из форм регулирования человеческого поведения. Но в отличие от нравственных норм, правила этикета носят сугубо формальный характер. Их просто надо знать и соблюдать. Язык этикета выражает, прежде всего, требования общечеловеческой вежливости, затем регламентирует иерархию возрастных, служебных, гендерных, родственных различий людей, когда заранее оговариваются уже готовые модели конкретного действия в определенной ситуации с учетом этих различий.

Однако особое значение в формировании имиджа имеют внешний види одеждачеловека. Именно о них пойдет разговор в следующем параграфе.