Мамки и няньки

Во внешнем мире, из которого взят этот образ, русский народ, как никакой другой, является народом "мамок и нянек".

В больших семьях и при дворе мамка оставалась в них очень часто — всю свою жизнь. И эти мамки и няньки оставались при детях, и именно они давали им душевную пищу в сказках и сказаниях о героях.

Пушкин воздвиг своей няне памятник, а вместе с ней и всем тем бесчисленным женщинам, которые питали и обучали силами своей души и тела молодое поколение. Во внутренней жизни эти мамки являются образом тех душевных сил, которые питают зародыш души и духа, а няньки — образ тех сил, которые его охраняют и воспитывают.

 

Животные

Человек — венец «творения», и он обогнал в своём развитии весь животный мир, духовно он ещё несёт их в себе. Они действуют в нём как его инстинкты. Добрые, естественные, мудрые инстинкты служат человеку, они принадлежат к становлению человека и могут ему помогать в поисках и нахождении духовных целей, и они являются в образе добрых животных. Но, если Низшие силы побеждают в человеке, выступают другие инстинкты, опасные и злые. Они становятся увлекающей, мощной силой, которая губит и человека, и окружающих.

Мы можем видеть во сне, что животные нас преследуют. Но на самом деле — это мощные силы, возникающие в нас и действующие во вне, — мы сами изгоняем их из нас — туда, в сон. Они вредят нашему существу, поэтому мы и переживаем их как преследующих нас существ.

В каждом животном воплощено однажды и односторонне — вполне определённый вид существа и определённый инстинкт. Его-то и нужно узнать, чтобы понять этот образ. Лишённое эгоизма познавание и наблюдение природы помогает образному мышлению. Наш язык ещё полон древних, образных выражений: «ты, любопытная коза, ты, хитрая лисица", иметь "лошадиный разум"» "владеть птицей" и т. д.

Если инстинктивная сила служит человеку долгое время, то она может иногда, на определённые моменты, стать духовной силой, просветлённой познанием.

В таких случаях в сказке говорится: "животное заговорило человеческим голосом". Но, если инстинкт поднимается из тёмного животного сознания — в ясный свет познания, то он превращается. Это уже больше не инстинкт, но — сила познания. И так как человек является духовно познающим существом, то образный язык говорит: животный облик сбрасывается, и обретается человеческий образ.

Лошадь

Укрощение лошади - одна из важнейших культурных деятельностей человечества.

Слоны, Верблюды и ослы – вьючные животные и нуждаются в погонщиках. Большим успехом человека было то, что он стал всадником — первый человек не смог бы сделать этою г к он ставит впереди свою личность, в которой происходит становления Я Лошадь -существо большого ума, которое можно укротить и вести' - стала благодаря этому образом той силы, которая одно время проснулась, стала самостоятельной и теперь её можно было вести дальше к известным целям: к инстинктивному разуму. В языке принципиальный всадник", "он сидит высоко „а лошади" "он должен обуздать себя" и т. д. Этот инстинктивный разум действует теперь во всех областях: существуют просветленный мудростью высший разум (солнечные кони Аполлона) и привязанный к земле - низший разум. Выражение и окраска меняются, смотря по виду разума.

В Апокалипсисе Иоанна четыре различные эпохи души рассудочной в человечестве изображаются в образе лошадей- царь увенчанный короной мудрости, сидит на белом коне, здесь разум служит как невинная, чистая сила, целиком - всему высшему в человеке. Но он становится красным конём, если эгоистичная кровавая природа пронизывает его и вкладывает в руку всадника — меч. В эпоху чёрного коня, разум направляется целиком — к темному, и материю изучают как меру, число и вес, и поэтому всадник несёт в руке - весы. Но, где действуют дальше в чувственном мире, господствующие силы смерти, парализуя разлагая и уничтожая, там появляется конь - бледный, на котором едет смерть.

Сивка-Бурка, Большой-Серый, это образы того разума, который охватывает два мира: верхний - светлый, белый и нижний - черный, материальный мир. Следовательно, он направлен на сверхчувственное и на связанное чувственное. Серый конь — это конь розенкрейцеров. В слове - Бурка - заключается в то же время Указание на красный цвет ( Бурка – это коричнево-красный плащ казаков), («Сивка-Бурка - всезнающий конь», сказка 25 - в первую ночь - выигрывает светлую лошадь, во вторую - лисицу, в третью – коня ).

Жеребец и кобыла: существует разум — более мужской, склонный к интеллекту, и другой — склонный больше к женственному фантастичному — интуитивному.

 

Дракон

В сказке N 6 Дракон указывает королевскому сыну Базилиусу (Василию) на царь-девицу; сам он царствует в своём царстве, обладая королевской властью. В сказке N 3 — он помогает найти путь в мир души, в N 2 — жаждущего дракона напаивают водой и он освобождает путь. В других сказках наоборот дракон является величайшей преследующей силой, — и герой должен отрубить ему головы и спасти девицу. Образ изменяется сообразно с внутренним процессом. За Драконом скрывается та духовная власть, которая в древние времена овладевала человеческим существом и побуждала его ещё не самостоятельную природу к эгоизму, — явно люциферическая духовная сила.

Человек должен был стать эгоистическим существом - Я. И пока он сохранял естественную наивность детского состояния, эта сила действовала как импульс и пробуждала его Я-сознание. Поэтому раньше дракона почитали как божественное существо. Китай и до сих пор носит его изображение на своём знамени. Но если самостоятельность становится эгоизмом, — то воодушевляющий пламень восторга, когда-то воодушевлявший человека, становится пламенем страстей, охватывающим низменные чувства. Естественное самолюбие становится эгоизмом, высокомерием и тщеславием Люцифер становится драконом низшей чувственной природы Дракон похищает девицу: низшая, чувственная природа господствует в душе и гонит её в лишённое любви пребывание, в одиночество. Он принуждает её служить ему: душа служит этой низшей силе и не может освободиться. Дракон угрожает проглотить её: низшая, эгоистическая чувственная природа побеждает высшую.

От эпохи к эпохе побеждают силы дракона: из трехглавого он становится шестиглавым, девяти- и двенадцатиглавым, когда он властвует над всем человеческим существом, во всех его членах и во всех его возможностях.

Чем сильнее идёт вперёд развитие, тем больше крепнет власть дракона. На Западе, где это развитие шло впереди, выступает поэтому уже в древние времена знак, обнаруживающий победителя дракона. (Аполлон убивает змею — Питона, Зигфрид — дракона). Георгий, убивающий дракона, является русским святым, изображаемым на гербах. В эпоху души сознательной таким победителем, убивающим дракона, становится Иоанн.