И.А. Бунин. Рассказы

Личность и художественный мир

Считал себя в первую очередь поэтом, но наибольших высот достиг в прозе. В то же время язык его прозы удивительно поэтичен, ёмок.

Родился в 1870 году в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Образ жизни – скорее разночинный, чем помещичий. Образования не получил – 4 класса гимназии, но по всем признакам был интеллигентом, высоко образованным человеком, т.к. прошёл прекрасную школу самообразования.

Занимался живописью. В 17 лет опубликовал первое своё стихотворение, в 24 года – 1-й рассказ в журнале «Русское богатство». В 1897 году вышел первый сборник рассказов. В 1903 году Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией, а в 1909 году выбирает его своим почётным членом. В это время сблизился с М.Горьким и А.Чеховым, ему оказывал внимание Л.Толстой. Все отмечали свой, особый творческий почерк.

Стиль Бунина – демонстративный отказ от экспериментов той поры. Бунин не принял революцию 1905 года, но написал в дневнике: «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события».

В 1909-1910 годах пишет повесть «Деревня», где несколько идеализировал духовные поиски русского крестьянства. В 1917 году не принял революцию и вскоре написал книгу злых, сатирических очерков «Окаянные дни». Навсегда покинул Россию в 1920 году. Стал первым из пяти русских писателей – обладателей Нобелевской премии.

После 2-й мировой войны очень хотел вернуться в Россию, но возмущался возобновлением сталинских репрессий и боялся, что уже не нужен родине. Умер в Париже в 1953 году, похоронен на русском кладбище Сен-женевье Дебуа под Парижем.

 

Любимое слово Бунина-прозаика – свежесть, чаще – осенняя свежесть, время полного созревания, физического здоровья. Плодоносящая, здоровая жизнь как высшее земное благо – вот эстетическая и философская программа Бунина.

Не слишком разбираясь в социальных вопросах, он страстно обращался к «вечным» темам, главные из которых – любовь и смерть. Бунин находит таинственную связь между ними: нередко в его рассказах смерть настигает героя как обязательная расплата за счастье, даже кратковременное. Это трагическая философия, но в самих рассказах Бунин-художник часто не подчиняется Бунину-философу, перерастает его. Он воспевает естественное, невыдуманное чувство любви, в которой есть что-то общее с гармоничной природой. Эту любовь герои иногда осознают лишь с годами, с безнадежным опозданием.