Повесть «Олеся» (1898)

 

Грустный финал

Герои, любящие друг друга, расстались. Причин драмы, по Куприну, много. Герои во всём слишком разные люди, из разных миров. Чистая и непосредственная Олеся в то же время находится в плену колдовского экстаза. Благородный Иван Тимофеевич слишком слаб и вял, живёт с оглядкой, с опасением. Он – субъект официальной жизни, она – дитя природы.

Но ещё важнее пошлая обстановка, звериные инстинкты невежественной толпы, выбрасывающей из своих рядов всех, кто самобытен и непонятен.

Возвращения Олеси к людям (приход в церковь) не состоялось. Но горе ли это для Олеси? Нужно ли ей возвращаться к таким людям? У неё есть свой мир, в котором она чувствует себя свободно и гармонично. Этот мир не зависит от места жительства.

И потому в конце повести более жалко Ивана Тимофеевича, вынужденного жить в чуждой среде бессмысленно и одиноко.

Все точки над i в истории, рассказанной Куприным, расставить трудно, да и не нужно. От повести веет какой-то необъяснимой свежестью и таинственностью. Чистая, хоть и наивная, Олеся вызывает больше симпатий, чем благополучный и, как кажется, правильный Иван Тимофеевич.

 

Композиционные особенности повести

Рассказ ведётся от первого лица, что придаёт большую степень интимности, достоверности.

Куприн использует излюбленный приём русских писателей – контраст, антитезу: скучная жизнь Ивана Тимофеевича и внезапно вспыхнувшее ярким светом чувство; ширь и простор природы (среда обитания Олеси) – и «маленькие конуры», дома-клетки (среда героя).

Ещё один характерный художественный приём – передача внутреннего состояния человека в его связи с состоянием природы: в начале повести – ветер, метель, беспокойство соответствуют скуке и тревоге героя; затем, после первой встречи с Олесей, - яркая и свежая весна; в конце – гроза с лучом солнца, то есть страх, печаль и надежда одновременно.

Интересно также, что реально развернувшаяся история взаимоотношений героя и героини практически полностью подтверждает те предсказания, которые талантливая и суеверная Олеся сделала в сцене гадания.

Ещё один интересный приём Куприна – наличие в повествовании своего рода ключевых фраз, определяющих идейную сущность рассказанного. К таким ключевым фразам можно отнести, например, следующие:

· «с тобой и правда опасно шутить»;

· «человек ты хотя и добрый, но только слабый»;

· «злой у нас народ здесь, безжалостный».