ЖИВОТНЫЕ
Животные являются символами наших влечений и инстинктов. Если человек превращается в животное, то это означает спускание наделенной разумом — человеческой — сущностной силы в инстинктивно-чувственное. Если же животное становится человеком, то происходит обратный процесс: из чисто инстинктивного, наполненного влечениями переживания образуется сознательное, душевно-духовное переживание.
Говорящие животные в сказках указывают на то, что и в инстинктах присутствуют большая содержательность и выразительность.
а) Полевые и лесные животные.
Волк. Обладая необузданной жадностью и «сатанинской» хитростью, волк умеет обеспечить себя добычей. Так, он становится образом того, кто проглатывает живое, несет душе смерть; он олицетворяет собой ту власть заблуждения к лжи, которая хотела бы отринуть примат духовного и вовлекает внутреннюю жизнь во мрак материализма, (в мифе «Волк Фенрир»). В положительном смысле: здоровый материализм как противовес бегству от мира.
Еле. Он может свернуться в шар и снова раскрыться. «Сворачиваться в шар» в духовном смысле означает: постичь космос, понять его во внутреннем объединении. «Снова раскрыться» означает: в следующее мгновение снова пребывать в обычном состоянии сознания. В средние века он служил символом посвященных.
Заяц. Это травоядное животное не причиняет страдания никакому другому существу, самое преследуемое изо всех животных. Если собаки травят зайца и он не может больше убегать, то другой заяц отвлекает собак на себя и спасает преследуемого. Так заяц стал образом инстинктивного, самоотверженного Я, которое никому не причиняет страданий, само, однако, часто подвергается преследованиям со стороны себялюбцев, рискует своей жизнью за своих братьев.
Змея: Чаще всего змея предстает как дьявольская сила, каковой она являет себя в истории сотворения мира. Здесь она есть образ природы вожделения. В образе белой змеи проявляется та жизненная сила, которая осталась невинной. Змея — это то животное, которое обладает способностью снова и снова менять кожу и таким образом обновляться. Так, начиная с древнейших времен, она становится в мифах и сказках почти всех народов образом обновляющихся сил.
Косуля: С косулей мы связываем нечто робкое, мимолетное, блуждающее. Так, косуля и в сказке является образом бесцельного, инстинктивного блуждания, не имеющего плана исканий, которые, наличествуя в избытке, делают человека непостоянным, изменчивым и поверхностным.
Лев: Его мощно развитая головная и грудная части, в которых сконцентрирована вся выразительная сила, его смелость и сила, которые в любое мгновение могут привести к прыжку, делают его символом сердечного мужества и сердечной отваги, но также и безрассудной смелости и заносчивости.
Лис: Изворотливый, хитрый лис представляет ту хитрость, которая сначала живет в человеке как самостоятельный инстинкт где-то на заднем плане; он разрешен и необходим в виде чистого природного инстинкта. Гёте посвятил ему целый эпос. Но лис нуждается в приручении, иначе он думает только о собственной выгоде и при любой возможности беспрепятственно добивается своего.
Медведь: Его неуклюжее, тяжелое тело, с одной стороны, с другой — определенная ловкость, которая в прямохождении и исполнении танцев достигает удивительного сходства с человеком, его тупая сонливость вкупе с внезапной бодростью делают его образом неповоротливости, неуклюжести, равно как и смутных, глухих страстен, которые непрестанно тянут нас вниз и желают подчинить нас земному, так что энергия и активность духа теряют силу, и сила выпрямления истинной человечности не может стать действенной. Это животное-символ, наиболее часто встречающееся в русских сказках.
В положительном же смысле та же самая сила может способствовать развитию отличного земного трудолюбия, порядочности и верности всякому связанному с оседлостью делу. Излюбленное животное, изображаемое и на гербах.
Муравей: Он живет, будучи совершенно обращен к земле, сооружает свои крепости из земли и остатков растений, обрабатывая, таким образом, преимущественно «мертвую» материю. Уже у древних трудолюбие муравья вошло в поговорку. Это также и то качество, которое позволяет ему стать в сказках символом усердия, направленного на земное.
Мышь: В «Фаусте» Гёте не случайно называет Мефистофеля властителем над крысами и мышами. То, как мышь грызет что-то и роется в земле, как она, подобно привидению, мелькает там и сям, ее появление и исчезновение несут в себе что-то жуткое. Это делает ее образом односторонней прикрепленности к земному, часто образом родства с дьявольскими силами. Эта прикрепленность к земному может, будучи положительным качеством, превратить мышку в помощника.
Олень: Его ветвистые рога по своему происхождению являются не костью и не рогом, а поднятым вверх разветвлением кровеносной системы. То, что он может поднять свою кровь над собой, и именно над головой, в которой господствуют процессы разрушения, делает его образом стремящегося вверх. Во многих сказаниях говорится об этом совершенно реально переживаемом символе. Основание некоторых монастырей восходит к этому моменту (ср. белый и золотой олень, олень Губерта).
Пчела: Она превращает тончайшие субстанции растений в солнечную пищу меда. Она не ведет никакой собственной жизни, а растворяется в общей сущности пчелиного народа. Жизнь и деятельность находятся под господством Солнца. Половое начало сконцентрировано на матке. Пчелы являются символом социальности, не ищущей для себя выгоды.
Тигр и пантера: набрасываются на свою жертву, раздирают и разрывают ее на клочки. В отрицательном смысле они суть образ внутренней разорванности, полного отсутствия концентрации. В положительном смысле: образ обретения самостоятельности путем энергичного вырывания себя из сдерживающих пут.
6) Домашние животные
Бык. Он является образом живущей в нижнем человеке мощной волн влечения которая действует в сфере обмена веществ и в половой сфере. Бои быков ранних культур указывают на овладеваете этими влечениями и на преодоление их.
Коза: Все смакующая, заглядывающая в каждый угол, повсюду лакомящаяся. Коза становится образом любопытства и наивной любознательности. В мифе: «Гайдрун, коза Вотана». Чьей может быть коза, о том идет речь в сказке.
Корова: У коровы, как у семь раз переваривающего пищу жвачного животного, особенно сильно выразилась функция обмена веществ. Во внутренне-человеческом она является образом питающей жизненной силы в сфере обмена веществ. Материнская основа связанных с быком волевых влечений.
Кошка: Она одновременно домашнее животное и хищник. Вечером ее жизнь инстинктов становится особенно активной; увлеченная игрой и ласковая, совершенно неожиданно пробудившись из глубокой сонливости, готовая к прыжку, она становится символом любовного влечения, которое, проснувшись в невинной занятости игрой, может неожиданно охватить человека.
Египетская богиня любовных чар, Бастет, изображалась с головой кошки.
Лошадь: На протяжении тысячелетий лошадь содержится как благородное животное для верховой езды. Им легко управлять, и оно обладает высоким интеллектом. Символ инстинктивного разума, который правящий человеческий дух ведет к разнообразным целям. Тот, кто взнуздывает свою лошадь, овладевает силами мысли.
Осел: Это вьючное животное, не используемое для верховой езды, исключительно раздвоенное по своей сущности, умное и мудрое в своей инстинктивной уверенности, но также и непредсказуемое и упрямое; терпеливое в таскании груза, строптивое по отношению к погонщику. Он есть образ нашей телесной природы, которая потеряла ясновидящее празнание, как это описано в египетском мифе, зато приобрела интеллектуальный разум, вследствие чего двояко проявляет себя в своей сущности и в волении.
Образные выражения: «я осел», «держи уши торчком», «упрямый, как осел».
Свинья: Уже в древней символике животных было упомянуто отношение свиньи к богине земли и к вещественной земле. Ее страсть разрывать землю и валяться в земле делают ее образом односторонней склонности к земному.
Собака: Самое выдающееся ее качество — это ее чувство обоняния, нюх. Так она стала символом нашего чутья, мы говорим: «У меня было чутье на это». Она является подпороговым инстинктом; разнообразно, как разнообразны многочисленные породы собак, проявляет себя соответствующий им инстинкт. Хорошая собака — это внутренний искатель тропы, злая собака — это вынюхиватель, который выведывает низменное и подлое. Цинизм означает мышление на собачий лад.
Греки воспринимали этот инстинкт на пороге между посторонним в человеке.
в) Животные, живущие в воде
Жаба: В наших сказках она символ проявления пола, точнее сказать, сексуальности.
Стремящиеся куда-то прочь жабы на средневековых соборах указывают на очистительное отталкивание.
Лягушка: Она чувствует себя в своей стихии и в воде, и на суше; она исключительно чувствительно реагирует на погодные и атмосферные явления, поэтому ее охотно считали предсказательницей погоды. В своем развитии от жабродышащей до дышащей легкими она проходит различные стадии. С учетом этого превращения она становится символом подпороговой метаморфозы человеческого сознания.
«Жить в воде и на суше» означает: иметь свое обиталище в душевно-волнующемся мире так же, как и в материальном, предметном чувственном мире. Лягушка есть образ способности в любое время чувствовать духовное содержание настроений и постигать их как духовную атмосферу, то есть она может быть предсказательницей погоды в духовном смысле.
Рыба: Она не имеет собственного тепла и составляет единое целое с окружающим ее водным миром. Она не развила еще тепла крови, а с ним и эгоизма, она есть образ безгрешной (необособленной) невинной природы.
Рыба служит также образом для духовных переживаний, для мыслей, которые не думаются, то есть не прядутся, а образно «всплывают» из глубин душевного.
ПТИЦЫ
а) Птицы, живущие в воздухе
Их стихия — царство воздуха. На греческом языке воздух называется «pneuma», что означает также «дух». Это двойное значение слова указывает на образ: подобно тому, как поднимается в воздух птица, поднимается и мысль вцарство духа. Мы говорим о высоком духовном полете, о силе полета мысли.
Мы ведь говорим: «У кого-то есть птица»[2], если его мысли слишком высоко залетают.
Ворон: Серьезно и с достоинством шествует блестяще-черная птица и выглядит при этом, как задумчивый ученый. Хугин и Мунин — разум и память — так звали воронов Вотана, они были его посланцами: образ инстинктивно духовных сил, которые соединяли дух народа с народом. В связи с растущим обособлением этого народа и его отделением от божественного сверхчувственного мира Вотан вынужден был опасаться, что вороны больше не вернутся к нему, так как отношение между чувственным и духовным мирами затемнилось. Это затемнение может произойти и во внутреннем мире человека; ворон стал образом мудрости, которая погрузилась во тьму.
Ворона: Ворона указывает на тайные, скрытные мысли, на обеднение в духовном. В определенном контексте и сорока служит отрицательным образом, прежде всего в русских сказках. Однако с учетом ее черно-белой окраски сорока становится образом соединения двух миров, сверхчувственного белого и темного чувственного. Сорока представляет собой полную значения птицу души. Вольфрам фон Эшейбах помещает ее в начало своего «Парсифаля».
Голубь: Для орнитологов он является своего рода представителем всего птичьего мира; он объединяет в себе куриных, или бегающих, птиц, птиц летающих и, благодаря его исключительной способности к голосовым вариациям, певчих птиц. Его оперение пронизано символическими числовыми отношениями: 10 маховых перьев плеча, 10 маховых перьев кисти, 12 хвостовых перьев. Его необычный высокий полег, особая красота снижающегося полета — обратите внимание на фигуры, которые выполняет голубиная стая, - делают голубя символом высокой, спускающейся духовности.
Жаворонок. Так как эта птица поднимается ввысь и при этом неустанно поет свою песню, в сказках она воплощает стремящуюся ввысь искренность, кротость и благочестие.
Орел и сокол суть образы высочайшего духовного полета. По этой причине их любили брать лейтмотивом на гербах, головные украшения из перьев индейских племен.
Павлин. Павлин с его многочисленными «глазами» на поднятом вверх оперении является символом возвышенного образного видения, имагинации. (Ср. павлина на древних мозаиках, обозначение «павлиний трон».) То, что павлин обозначает будто бы тщеславие, является надуманной аллегорией.
Петух: Это образ нашего низшего Я.
Сокол. См. «Орел».
Соловей. Ночью, которая есть время сновидений, поет он свою томно-прекрасную песню. Так, его образ указывает на бессознательно сновидческое переживание, которое может быть прекрасным, но при притупленном восприятии — и полным опасности.
Сорока: См. «Ворона».
Ястреб: Он является образом низвергающейся вниз мысли в противоположность стремящимся ввысь мыслям в образе орла и сокола.
6) Птицы, живущие в воде
Водные птицы могут плавать, нырять или подниматься в воздух, причем часто они покрывают длиннейшие расстояния. В то время как стихия воздуха указывает на духовное, вода является образом колеблющегося, волнующегося, непостоянного душевного мира.
Гусь: Гусей нелегко пасти, они постоянно разбегаются.
Наши чувства тоже тяжело «пасти». Неожиданно отвлеченные на внешний мир, они нуждаются во внутреннем собирании. Лейтмотив рыцарей и трубадуров гласил: «Паси (оберегай) свои чувства»; немецкая сказка говорит: «Паси гусей».
Лебедь: Инстинктивная, чистая, очень сильно скрытая сущностная сила, которая передвигается прежде всего в душевном, но может совершать и высокий полет, то есть может подниматься к духовному.
Утка: На воде она полна грации, на суше же отличается неуклюжестью. Таким образом, она становится символом способности с уверенностью и грацией передвигаться в колеблющемся мире ощущений и чувств, то есть уметь владеть миром души. Часто встречающийся символ на Востоке и Дальнем Востоке.